search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

​Нам повезло. Когда сыну исполнился год, теща сказала, что уйдет с работы и будет сидеть с ним до трех лет. В три года жена привела сына в садик. Первый вопрос, который ей задали, был: «Ребенок чем болел?» Жена с гордостью ответила: ничем не болел. Заведующая посмотрела на нее с сожалением: значит, будет болеть. Я вспомнил об этом на круглом столе, который завершал Всероссийский конкурс «Воспитатель года». Когда организаторы предложили мне провести эту дискуссию, я ни минуты не сомневался, надо ли в плотном на той неделе графике искать для нее время. Для меня воспитание, образование детей начинается не в первом классе, в семье оно начинается, еще до рождения ребенка. Дошкольное детское учреждение – фундамент институциональной системы образования. Я не очень люблю это слово, но тут без него не обойтись.

Мы обсуждали разные вопросы. Я рассказал историю о том, как мои парижские знакомые сразу попали во второй класс. Первого сентября в первом классе умели читать только двое – сын моих знакомых и учитель. Мы говорили  о том, что дети должны успеть наиграться вдоволь в детском саду. Что важны не игрушки сами по себе, а то, как с ними играют и во что играют. Мы часто не замечаем, как простые щепки, лоскутки, камешки превращаются в глазах ребенка в волшебные вещи, сказочных героев. Взрослые потеряли это волшебное умение. Несколько лет назад ученые проводили опрос. Интересовались у дошкольников, чего не умеют их родители. Среди множества разнообразных ответов преобладали такие: не умеют играть, не умеют улыбаться и не умеют  разговаривать  с детьми. На том круглом столе для меня оказалось открытием, что многие дошколята имеют свои странички в социальных сетях, и воспитатели всерьез озабочены тем, что противопоставить все возрастающему компьютерному общению малышей. Зацепили мы и дистанционный просмотр родителями занятий в группе. Говорят, эта услуга становится все более популярной. Родителям удобно. Им не всегда удается посещать открытые занятия, а вот «зайти»  на 5-10 минут через Интернет они могут прямо со своего рабочего места. Все в один голос сказали, что они готовы к таким посещениям, скрывать им нечего, но все же живое общение гораздо лучше, его ничем не заменишь. Когда дело дошло до повышения квалификации воспитателей, я понял, что за полтора часа тоже повысил свою квалификацию –  так много прозвучало интересных идей и предложений. Все десять участников включались в разговор только тогда, когда им было что сказать, а не для того, чтобы заработать лишний балл у членов жюри. Мысли их и наблюдения были точны и глубоки. И не беда, что кое-кто иногда поглядывал в свои записи-заготовки. Шпаргалки вообще-то штука полезная. Алла Петровна Коваль, доктор наук и профессор, в бытность мою студентом любила повторять: «Я не обращаю внимания на шпаргалки.  Если кто-то их писал, значит, читал учебник, что-то запомнил, а может быть, и осмыслил».   Она разрешала нам приносить на экзамен хоть чемодан пособий и справочников, считая, что если умеешь ими пользоваться, то и в жизни найдешь ту информацию, что нужна тебе для работы. Алла Петровна еще говорила нам, что не все надо знать наизусть, держать в памяти, главное – знать, как делать и  где искать. И этим она разительно отличалась от профессора истории КПСС, который требовал знать назубок даты, формулировки и тезисы съездовских докладов. Про съезды партии, честно сказать, я почти  ничего не помню. А словари и справочники – мои любимые книги…Будь на то моя воля, я бы дал «Хрустальную жемчужину» – главный приз  – Елене Карагулиной.  И Аркадию Афонскому. И Любови Меньщиковой. И Оксане Игнатчик. И Светлане Голубевой. И Ольге Терезановой. И Ирине Ивановой. И Ирине Петровой. И Елене Гордеевой. И Наталье Синявской. Всей десятке.  Поверьте моему опыту и чутью: заслуживают.Надеюсь, что, вернувшись домой, они не забудут о данном мне прилюдно обещании: писать в «Учительскую газету» о своих детских садах, о коллегах, о проектах, о детишках. И, конечно же, о родителях своих воспитанников, которых «не надо воспитывать,  а с  кем надо просто вместе работать». А воспитывать надо будущих родителей – ребят, которые приходят к ним в группу каждый день.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте