Наконец-то случилось. Впервые в стране определили лучшие общеобразовательные учреждения. Эксперты много спорили о том, каким должен быть этот перечень, как сделать так, чтобы он отражал реальную картину образовательных достижений учащихся, учитывал динамику изменений. Конечно, сто баллов на едином экзамене, если они заработаны честно, – это свидетельство, что в первую очередь ученик старался, у него была мотивация. Учитель, школа помогли ему достичь того, к чему он стремился. Хотя говорят и сами учителя, и руководители органов управления образованием, что не всегда высокие баллы на ЕГЭ – это заслуга преподавателей школы. Очень многие дети в одиннадцатом классе занимаются с репетиторами на стороне. И учителей, и школу за стобалльников хвалят, если их не очень много. И образовательные учреждения хвалят за высокие средние результаты, если они не сильно превышают среднее значение по России. Но рассуждая о рейтингах и объективной оценке качества образования, я всегда думаю о некой Марье Иванне, которая взяла класс, где в начале учебного года в диктанте по русскому языку большинство ребят делали сорок ошибок, а концу года стали делать только двадцать. Впрочем, это все равно двойка. Но динамика есть, она видна невооруженным глазом. Как оценить достижения учащихся и труды Марьи Иванны? Это я к тому, что публикуемый сегодня перечень лучших школ – это всего лишь первый шаг в серьезной и кропотливой работе. Не только экспертов, всего педагогического сообщества, включая родителей и учащихся.
Сегодня все соглашаются, что грамотный рейтинг – это своеобразный навигатор для желающих дать своим детям достойное образование, что это инструмент, стимулирующий конкуренцию между образовательными организациями, что он заставляет образовательные учреждения вносить коррективы в стратегии своего развития, программы и планы. Мне кажется, следующим шагом после опубликования перечня лучших школ этого года должно стать усовершенствование методики. И в первую очередь связанное с учетом контекстных данных, позволяющих обеспечить корректность сравнения учреждений, действующих в разных условиях. Международные сопоставительные исследования качества образования, все без исключения – PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, показывают очень тесную связь результатов с условиями не только конкретной школы, класса, методиками и технологиями, которыми пользуется учитель во время занятий, но и с так называемым социально-экономическим индексом, учитывающим образование, интересы родителей, материальное положение семьи и так далее. Пока, честно говоря, таких контекстных данных никто не собирает. Эксперты считают, что их можно было бы использовать двояко при составлении рейтинга: формировать индивидуальный индекс учреждений, который будет использоваться как коэффициент при подсчете итогового индекса в рейтинге (такая практика используется в Англии, Австралии, Новой Зеландии), и объединение образовательных учреждений в кластеры с определенным набором контекстных показателей.Знаете, у какого номера английской газеты The Times самый большой тираж? Когда печатают рейтинг школ. Его покупают родители тех ребят, что уже окончили школу, для семейного архива, чтобы показывать внукам и правнукам, в каких школах учились их родители и бабушки-дедушки. Его покупают родители учащихся старшей школы, чтобы быть уверенными, что они выбрали правильную школу. И часто этот номер покупают молодые родители, у которых дети еще и не собираются в первый класс, чтобы за несколько лет сравнить показатели школы, куда они планируют отдать свое чадо, и сделать окончательный выбор. В Финляндии тоже существуют рейтинги старшей школы. Основной показатель в них – результаты университетских экзаменов, которые сдают выпускники в середине учебного года. Финско-русская гимназия в Хельсинки, о которой мы не раз писали, находится в начале списка, но не на первом месте. Я как-то спросил у бывшего директора этой гимназии Лийсы Похйолайнен: «А слабо подняться на самый верх?» Она ответила со всей серьезностью: «Знаешь, почему мы не на первом месте? Потому что мы не отсеиваем ребятишек в старшую школу. Мы забираем всех, кто у нас учится, в отличие от многих финских гимназий».Я рад, что именно «Учительская газета» публикует первый общероссийский перечень образовательных учреждений, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования, при информационной поддержке Группы РИА «Новости» и при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации. И я очень жду ваших откликов и предложений, как лучше продолжить начатую работу.
Комментарии