search
main
0

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

На форуме «Умная школа», который недавно провела Тина Канделаки, кто-то сказал, что качественное образование – это когда, куда бы ты ни отдал ребенка, будешь знать, что его не обидят, что на него там не будут кричать, что ему там будет комфортно, что, придя на урок, он забудет о времени, удивляясь, что уже звучит звонок на перемену. Форум собрали не для того, чтобы поставить диагноз нашей системе образования, он и так известен: большинство российских граждан недовольны качеством образования, а чтобы найти рецепты ее лечения.

Народ всегда недоволен властью. Просто в одном обществе это недовольство проявляется открыто, в другом его до поры до времени скрывают. Любые реформы вызывают протест. Я не знаю ни одного примера ни в одной стране, где бы люди с восторгом восприняли предлагаемые им реформы. Потому что реформы грозят переменами, неопределенностью, они разрушают устоявшийся порядок, некую стабильность и сложившиеся привычки. Власть не всегда может или не хочет внятно объяснить, что она затевает, какие социальные и экономические эффекты ожидаются в результате преобразований. Она никогда не предупреждает о возможных рисках и негативных последствиях. Она мало когда бывает честной со своим народом. Может быть, потому, что и сама не знает, чем обернутся те или иные ее реформы. Для нее важна сиюминутная выгода, политические и финансовые дивиденды. Ее долгосрочные прогнозы напоминают отчеты с семинаров начинающих футурологов.Образование – та самая сфера, где результаты любых системных изменений сказываются не сразу, даже не через год или два, через десятилетия. В шестьдесят первом году прошлого века, после полета Гагарина, американцы очень озадачились состоянием своего образования. Возникла крылатая фраза: «У русских спутник, у нас капутник». Появилась книга, ставшая бестселлером: «Что знает Иван, чего не знает Джонни». Была принята программа реформирования математического и естественно-научного образования. Как отмечают исследователи, через пятнадцать лет увеличилось число поступающих на факультеты, связанные с точными науками, произошел приток молодых сил в научные лаборатории, возросло число патентов, получаемых студентами и молодыми специалистами. После крушения Советского Союза демократы объявили деполитизацию школы, которая превратилась в разрушение существующей системы воспитательной работы. Школу законодательно освободили от этой функции. Через двадцать лет социологи фиксируют потери ценностных ориентаций у подростков, отсутствие морально-нравственных табу, рост правонарушений и увеличение тяжких преступлений. Наша система образования в кризисе. Еще в более тяжелом, чем оказались американцы полвека назад. Справиться с этим кризисом можно только вместе, объединив усилия родителей, учителей, экспертов и представителей власти, вместе обсуждая существующие проблемы. Беда в том, что реальных площадок, на которых можно вести серьезную дискуссию, практически нет: два-три оппозиционных сайта, одна-две общественные организации, несколько региональных клубов и форумов. Мне кажется, появление площадки Тины Канделаки может качественно изменить ситуацию. Во-первых, она пригласила к дискуссии самых знаменитых экспертов – как защитников, так и противников нынешнего курса модернизации образования. Впервые они не просто высказывали свою точку зрения, которая, как всегда, самая истинная, но они, об этом утверждают наблюдатели, услышали оппонентов и постарались вычленить в их идеях рациональное зерно. Это первый шаг к сотрудничеству, которого мы так долго ждали в образовательном сообществе. Во-вторых, форум показал, что реально влиять на политику, на проекты предлагаемых документов, то ли законов, то ли стандартов, можно, если поработать с этими документами с карандашом построчно. Мы ведь критикуем документы, концепции, стратегии, часто не читая их. Проходившие секции продемонстрировали, что учителя умеют это делать качественно и не хуже признанных экспертов и чиновников. В-третьих, социальный статус Тины Канделаки позволяет ей полученную информацию не просто донести до Министерства образования и науки и Общественной палаты, но дать ей и более широкое звучание через социальные сети и использование в своих телепрограммах. В-четвертых, новейшие технические средства дали возможность организовать на форуме «Умная школа» впервые такую насыщенную «междисциплинарную» дискуссию, когда в сжатое время были затронуты практически все темы и вопросы, которые волнуют всех, кто связан с системой образования. А это ведь все мы. И все мы знаем, как учить, как лечить, играть в футбол и эффективно управлять государством.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте