search
main
0

Петербургские хроники. Хрустальных пеликанов раздали в соответствии с рейтингом

Конкурс «Учитель года» пришел в Северную столицу России. Автобусы с конкурсантами и жюри колесят по городу в сопровождении ГАИ, щиты на центральных улицах Питера пестрят изображениями пеликана – символа конкурса. Не экономический форум, не встреча президентов – состязание педагогов!

Открытие

В распоряжение гостей отдана лучшая петербургская гимназия № 56, обладательница практически всех образовательных призов, в том числе звания «Лучшая школа России». Директор гимназии Майя ПИЛЬДЕС к приезду гостей практически переоборудовала свое учебное заведение под нужды конкурса. На открытие приглашены Эдита ПЬЕХА, Олег ПОГУДИН, театр «Лицедеи», «Терем-квартет», Тамара МОСКВИНА, Даниил ГРАНИН… Губернатор Валентина МАТВИЕНКО дает прием в своей резиденции в честь учителей, говорит о них, и какие слова! «Будущее России определяется не только на биржевых торгах». В классе, у доски, его определяют педагоги. Участники оценили великолепие гостеприимства Северной столицы. Наталия КЛЕЩЕРОВА, филолог из Ленинуглевской средней школы Кемеровской области, призналась: «Открытие поразило. Когда на одной сцене – Александр Друзь, Илона Броневицкая, Валентина Матвиенко, которых мы до этого только по телевизору видели… Это то, что остается на всю жизнь». С ней согласна член предметного жюри, тоже филолог, лауреат конкурса «Учитель года России-2002» Ирина Добротина: «Было так стильно, изысканно, как сам Санкт-Петербург. Были найдены хорошие ведущие, добрые, хорошие слова. Мне понравилось, как было организовано вручение цветов. Их подносили маленькие ангелы. А в резиденции губернатора девушки-цветочницы вручали живые букетики цветов».

На этом конкурсе совладельцу «Хрустального пеликана» 2007 года, абсолютному победителю прошлогоднего «Учителя года» петербургскому, математику Дмитрию Гущину выпал уникальный шанс принимать в гостях «напарницу» – абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2007» москвичку Анну Мехед. С первых дней Анна Григорьевна погрузилась в работу. Ей досталось судить самую многочисленную номинацию – естественно-научную. Физики, математики, информатики, химики дали за два дня 22 урока!

А Петербург без устали «потчевал» гостей зрелищами и встречами. Заслуженный тренер СССР и России Тамара Москвина не только приветствовала конкурсантов на открытии и посоветовала идти на конкурс с гордо поднятой головой, но и пригласила всех учителей на свой мастер-класс во Дворец спорта «Юбилейный». Какой концерт показали будущие олимпийские звезды – ученики Тамары Николаевны и ее коллег! Были здесь и взрослые спортсмены, настоящие чемпионы – пара Александр Смирнов и Юко Кавагути. А потом на лед вышли «пеликаны» – наши конкурсанты. И тут же из учителей превратились в прилежных учеников юных фигуристов. Те любезно поддерживали гостей, показывали им всевозможные пируэты, «пистолетики», «волчки» и серьезно спрашивали: «Ну что, теперь будете заниматься фигурным катанием?»

Инновации

Праздники праздниками, но конкурс – это серьезная, напряженная, непростая работа. И самым непростым было первое задание. Впервые за историю проведения «Учителя года России» педагогам требовалось представить не свой опыт работы, а инновационный проект. Тут-то и выяснилось, как российские учителя понимают, что такое инновации и что такое проект. Казалось бы, размышлять на эти темы должны ученые, методисты, разработчики учебников и программ. Однако большинство участников конкурса с заданием справились. Другие превратили выступление в теоретическую лекцию об инновационном проекте или, наоборот, в общий рассказ о том, что сделано за годы педагогической деятельности.

Лауреат московского конкурса «Учитель года-2007», химик Владимир ГОЛОВНЕР, судивший естественно-научную номинацию, не скрывает: «Мне понравились выступления, на которых участник брал конкретный элемент собственного опыта и показывал его как проект, который можно транслировать на другие системы работы». Так, например, поступила учитель физической культуры из Рязанской области Марина БЕРЕТАРЬ. Она рассказала о собственной системе оценки школьников – так называемых плюсиках, которые поощряют ребят к работе на уроке, позволяя детям с разными физическими возможностями и двигательными способностями быть успешными.

Заведующая методическим кабинетом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена ПАХОМОВА убеждена, что конкурсантам было важно следовать терминологии: «Я бы хотела, чтобы учителя, представляя инновации, сумели выделить новизну своей деятельности. Что нового внутри школьного сообщества, в образовании в целом, в содержании? Те, кому это удавалось, как мне кажется, были более состоятельны. Если идти от определения, что есть инновация. Но мы не любим словарей…»

Если презентация инновационного проекта была обязательным заданием, то участие в «круглых столах» по суперактуальным сегодня проблемам – стандарт образования и профессиональный стандарт учителя – стало как бы факультативной, «внеклассной» частью конкурса. Учителя дали немало дельных советов, и это поразительно – ведь в голове они должны были держать лишь конкурсный урок!

Уроки

Все, кто показывал учебные занятия (тридцатиминутные, в отличие от классического урока) в 56-й гимназии, запомнили одно – замечательных детей, умных, понимающих, трогательно переживающих за конкурсантов. И очень благодарных, когда урок получался действительно интересным. Ребята подхватывали тему, предложенную гостем-учителем, выполняли задания, вступали в диалог. В том числе и по-английски – на этом языке абсолютно свободно с гимназистами говорила Александра МИХЕИЧЕВА, преподаватель гимназии №3 Ярославля. Да еще на такую вечную тему, как юмор. Над чем смеются англичане, а над чем русские? На этот вопрос старшеклассники пытались ответить, анализируя забавные видеосюжеты и образы комиков из знаменитых ТВ-шоу.

Историки оказались самыми терпеливыми: по жребию, на первом конкурсном задании, защите инновационного проекта, эта номинация шла последней. Среди учителей обществознания и истории оказался самый мужественный человек, посмевший войти дважды в реку конкурса – обаятельный педагог из Чеченской Республики Иса Алиев.

Кстати, историки понравились и ребятам из детского пресс-центра, ученикам 56-й гимназии, которые выпускают на конкурсе ежедневную газету «Пеликан Novitas». В №5 появилась заметка Сергея ПОСТЫЛЯКОВА о занятии учителя из Краснодарского края Елены СТЕШИНОЙ: «У каждого ученика на парте лежал лист бумаги, на котором в конце урока Елена Анатольевна предложила написать пожелания «каждому прохожему нашего города». А позже дети сложили из своих пожеланий самолетики и под руководством Елены Анатольевны отправились запускать их с крыльца гимназии. Самым настойчивым оказался самолет, облюбовавший машину директора гимназии Майи Борисовны, куда он приземлялся три раза. Так получилось, что ученики 7-го «В» класса пожелали своему директору «больше радоваться жизни».

«Пятнашка»

Так в просторечии называют лауреатов первого этапа конкурса. В этом году они становятся победителями всего состязания. Именно из них избирается учитель года России. Система попадания в число пятнадцати обладателей малых хрустальных пеликанов непростая. Жюри каждой из четырех междисциплинарных конкурсных групп выделяет двоих. И еще семь победителей берут из общего рейтинга «пеликанов», созданного по баллам, который конкурсанты набрали, выполнив все задания – презентовав инновационный проект, показав учебное занятие и его самоанализ.

21 сентября великолепный петербургский музей, он же Дом учителя, – Юсуповский дворец – огласился именами:

Елена ВОЛОДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №16 города Тюмени,

Софья ГАЛЯН, учитель русского языка и литературы гимназии города Нягани Ханты-Мансийского автономного округа,

Инга ГУМЕНСКАЯ, учитель экономики и географии лодейнопольской средней школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинградской области,

Ирина ЗЕМЛЯНСКАЯ, учитель музыки средней школы №51 города Воронежа,

Галина ЗОРИНА, учитель информатики и ИКТ гимназии города Шелехова Иркутской области,

Наталья КАМЕНКОВА, учитель начальных классов лицея №6 Миасского городского округа Челябинской области,

Ирина МАЛЫГИНА, учитель истории и обществознания Бавленской средней школы Владимирской области,

Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области,

Дмитрий ПОЗДНЯКОВ, учитель биологии лицея №230 города Заречного Пензенской области,

Эдуард САЛИН, учитель математики Крюковской основной школы Нижегородской области,

Михаил СТАРОДУБЦЕВ, учитель музыки средней школы №1060 города Москвы,

Анатолий ШЛЮНЬКО, учитель физики зырянской средней школы №2 Томской области,

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов гимназии №9 города Екатеринбурга,

Николай БЕЛОЗЕРОВ, учитель истории и обществознания средней школы №1 с углубленным изучением английского языка города Вологды,

Сергей АЛЕШИН, учитель физики Технологического лицея города Сыктывкара Республики Коми.

Победителям предстоят новые испытания – демонстрация мастер-класса и чтение лекции. Подробно о каждом из «пятнашки» мы обязательно расскажем в следующем номере «УГ». А долгожданное имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2008» будет названо 3 октября в Москве.

Фото Александра БАНЬКОВА

Пятнадцать лучших учителей года России-2008 получили в Санкт-Петербурге Хрустальных пеликанов

Тамара Москвина с конкурсантами на катке

Ученики 56-й петербургской гимназии на открытых уроках

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте