search
main
0

Петербург – город хрустальных пеликанов. Лучшие педагоги России блистали «на брегах Невы»

«Столицей» Всероссийского конкурса «Учитель года-2008» стал Петербург. Принимать лучших педагогов страны – большая ответственность, и город создал для 75 конкурсантов все условия, чтобы они смогли достойно выдержать испытания. Большинство конкурсных мероприятий проходило на базе одного из лучших образовательных учреждений города – гимназии №56, которую возглавляет народный учитель России Майя Пильдес. Более того, Петербург приготовил массу интересных мероприятий, в том числе мастер-класс заслуженного тренера СССР по фигурному катанию Тамары Москвиной. К особенностям нынешнего конкурса можно отнести девиз «Инновации сегодня – стандарт завтра», замену предметных номинаций на междисциплинарные группы, презентации проектов в 1-м туре вместо заочных заданий, а также тематические «круглые столы», на которых обсуждались проекты новых образовательных стандартов и профессиональный стандарт учителя. Впрочем, обо всем по порядку.

16 сентября.

В путь под флагом «Пеликана»!

Петербург – морской город, и, наверное, неслучайно торжественный старт конкурсу «Учитель года России-2008» был дан в Гавани. Отсюда 75 лучших учителей отправились в большое конкурсное плавание на корабле под названием «Пеликан». Проводить их в павильон Ленэкспо пришло более тысячи человек. Это директора школ, учителя, руководители органов управления образованием, а также представители исполнительной и законодательной власти. По признанию чиновников, такое количество людей бывает только на открытии в выставочных павильонах Международного экономического форума. Губернатор города Валентина Матвиенко не преминула провести параллель между экономической и педагогической элитой. В частности, она заметила, что основы государства закладываются в российской школе, и именно от школы зависит, какой будет инновационная экономика страны.

А председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов выразился еще более образно. Он признался в том, что в городе нет… полезных ископаемых: нефти, газа, алмазов. Зато есть ученики, которые ценнее, чем природные ресурсы. И есть учителя, которые, как геологи, их ищут, и, как ювелиры, придают огранку.

В этот вечер педагогам признавались в любви абсолютно все. И малыши из шоу-балета «Эдельвейс», и заслуженный артист России Олег Погудин, и театр «Лицедеи», и «Терем-квартет», и Эдита Пьеха, и заслуженный тренер СССР Тамара Москвина, и писатель Даниил Гранин. Мастер пера сказал, что хотел бы, чтобы школа, кроме образования, занималась устройством души молодых людей, воспитывала милосердие и сочувствие, и заранее поблагодарил за это всех учителей.

Ну и, конечно, какое плавание без напутствия тех, кто уже прошел трудный и славный путь к победе! От лица двух победителей конкурса «Учитель года-2007» – москвички Анны Мехед и петербуржца Дмитрия Гущина – приветственные слова произнес Дмитрий. Он уточнил, что, как нельзя выбрать в Эрмитаже лучшую картину, так нельзя выбрать лучшего учителя. Все учителя – лучшие. Через время все они станут достоянием истории, но дружба, которая объединила учителей, останется навсегда.

17 сентября.

Новое – это хорошо забытое старое?

«Ведь ты – человек, ты сильный и смелый», – именно этой песней учитель музыки Раиса Экажаева (Республика Ингушетия) открыла не только свое выступление, но и первый тур конкурсных испытаний. 17 и 18 сентября педагоги представили на суд жюри свои инновационные проекты.

Некоторые участники подошли к заданию серьезно, составив программу с целями и задачами, рассчитав риски и убытки, выявив противоречия и предложив способы их разрешения. Кто-то, наоборот, включил в свое выступление игровые моменты. Так, учитель русского языка и литературы Светлана Кулакова (Тульская область) предложила членам жюри почувствовать себя школьниками и провела для них трехминутный импровизированный урок литературы.

У членов жюри, которые не один год оценивают конкурсантов, пока не сложилось определенного мнения о первом испытании:

– Я 14 лет в жюри, и с таким заданием столкнулся впервые, – говорит победитель конкурса «Учитель года-1994» Михаил Нянковский. – Раньше все как-то про школу, про уроки. Для себя я пока не решил, что лучше – школьная реальность или проекты.

Для доцента Российской академии повышения квалификации работников образования Елены Пахомовой, напротив, интереснее всего в этом конкурсном задании выявить инновационный потенциал каждого региона:

– Нам бы очень хотелось составить целостное представление о школах всей России. Ведь один регион не похож на другой. Это как с живописью. Глядя на картины художников, мы говорим – это школа Репина, а это школа Кандинского. Вообще конкурс – это своеобразная лакмусовая бумажка, которая показывает то, что не видно на поверхности.

На уроке у «отличницы» Москвиной

Все началось задолго до катка. Разговоры за ужином, объемистые пакеты со спортивной формой. То и дело слышались смешки по поводу будущих сногсшибательных пируэтов на льду. Учителя года собирались на мастер-класс заслуженного тренера СССР Тамары Москвиной.

И вот свершилось! Трибуны малого катка спортивного комплекса «Юбилейный» запестрели жаждущими познакомиться с педагогическими приемами знаменитого тренера, в то время как саму поверхность катка заливали льдом. При этом в арсенале у большинства конкурсантов уже имелась пара наточенных коньков.

Известная демократичность Тамары Николаевны сразу задала тон открытому уроку. Это был диалог. Между коллегами. Очень живой и очень эмоциональный. «Я использую в работе те же приемы, что и вы, дорогие учителя, – откровенно призналась Москвина. – И так же, как и вы, очень часто задумываюсь: где грань между требовательностью и лояльностью? Как сделать так, чтобы требования не превышали возможностей ребенка? Если они будут слишком серьезными, это может вызвать агрессию, отторжение. Если спрос будет поверхностным, то высоких результатов не добиться. Наверное, наша миссия в том, чтобы всегда искать и находить баланс между двумя полюсами».

А еще Тамара Николаевна по секрету сообщила, что в школе учиться любила, даже не шалила и слыла отличницей, поэтому воспоминания об учебном заведении у нее самые приятные. И она счастлива оттого, что дает мастер-класс лучшим учителям.

В качестве «отличников» Москвиной выступили бронзовые призеры чемпионата мира Александр Смирнов и Юко Кавагути, а также юные воспитанники школы фигурного катания олимпийского резерва. Многочисленные зрители на трибунах рукоплескали им практически без перерыва.

Хлопки смолкли лишь тогда, когда Москвина пригласила учителей на лед. И зрелище одиночного и парного катания превратилось в зрелище коллективной ледовой феерии. Пожалуй, таких одухотворенных, восторженных выражений лиц малый каток еще не видел! Крохотные мастер-классы самым неумелым фигуристам давали юные ученики Москвиной. Сама Тамара Николаевна не скупилась на советы счастливым дилетантам и участвовала в «фотосессиях». Закономерным эпилогом мастер-класса стало признание учителей в любви знаменитой коллеге и огромный букет цветов.

18 сентября.

И звезду подарят, и самолет запустят

Второй день конкурсных презентаций стартовал с «начальников» – так в профессиональном сообществе называют учителей начальных классов.

Этот день был щедр на подарки – конкурсанты дарили членам жюри и коллегам не только свои проекты, но и песни, и стихи, и разные полезные вещи. Екатерина Белоцерковская (Свердловская область) подарила всем собравшимся яркую звездочку, чтобы та согревала их и дарила им радость. Наталья Каменкова (Челябинская область) вышла на сцену с моделью самолетика, решив наглядно показать, что делают ее подопечные на уроках труда. Между членами жюри даже разгорелся спор – запустит ли Наталья самолетик? И если да, то на сцену или в зал? Самолет действительно ненадолго взмыл вверх и приземлился рядом с самой участницей.

Презентации получились очень разные. Одни попытались вместить в отведенный регламент собственную концепцию модернизации системы образования России, другие представили «локальные» проекты, созданные и отработанные в конкретной школе. При выставлении оценок жюри пришлось нелегко.

– Нам представили разнородные работы, и сравнивать их чрезвычайно трудно, – говорит учитель химии Владимир Головнер. – Пока я не могу составить полного мнения об участниках. Все-таки во все времена для жюри главным конкурсом – показателем профессионализма педагогов был открытый урок. И я жду его с нетерпением.

19 сентября.

Моделируем экономику и рисуем музыку

Сегодня самое светлое место в унылом осеннем Петербурге – это гимназия №56. И не только из-за яркого света лампочек. Электрическим сетям и не снился тот накал, который дает энергия конкурсантов. Впрочем, это явление закономерное, поскольку наступило время проведения открытого учебного занятия. Кстати сказать, по отзывам учителей, данный этап конкурса многие ожидали с нетерпением. Где, как не на уроке, может проявиться мастерство педагога?

У кого-то он поражал динамизмом, у кого-то, наоборот, задумчиво растянулся во времени. Каждый урок был индивидуален, и каждый учитель был неповторим. К примеру, Елена Володина, учитель литературы из Тюменской области, начала свое занятие как поэтический вечер, который постепенно из вечера-размышления перетек в мастерскую поэта. Причем ребятам предложили попробовать на вкус поэтическое мастерство Ивана Бунина. С помощью учителя старшеклассники сумели уловить звуковые, пространственные, цветовые образы стихотворений писателя, а также отыскали нити, связывающие поэзию с живописью.

Инга Гуменская, учитель экономики из Ленинградской области, предложила своим подопечным глобальную тему «Фундаментальные проблемы экономики», чем несколько шокировала скептически настроенных десятиклассников. Однако после того как был произведен мощный «мозговой штурм» и юные экономисты подробно рассмотрели понятие «ограниченность ресурсов», а также разобрали существующие экономические модели, скептицизм уступил место желанию размышлять. Мало того, ребята создали собственную идеальную модель экономики.

Для малышей Ирины Малыгиной, учительницы истории из Владимирской области, занятие превратилось в путешествие во времени. Шестиклассники с удовольствием отправились постигать мир средневекового человека, живущего в Византии. И если поначалу им трудно давалось «перевоплощение», то, последовательно открывая для себя мироустановки древних, они сделали самостоятельный вывод о том, что понять человека из прошлого можно и нужно. Только для этого необходимо попытаться увидеть мир его глазами.

А Ирина Землянская из Воронежской области предложила ребятам увидеть… музыку. Вернее, представить ее, почувствовать то, что она выражает. А поскольку тема занятия у Ирины звучала как «Живописная музыка», то у ребят появилась возможность музыку и нарисовать. Впрочем, те, кто рисовать не захотел, вполне справились с заданием рассказать о звучащем музыкальном фрагменте. И самое главное, услышав рассказы друг друга, смешные и затейливые, сказочные и реалистичные, ребята сделали потрясающее открытие. Они поняли, что одинаковых настроений не бывает, каждый чувствует и слышит музыку по-своему.

Нестандартный подход к вопросам о стандарте

19 сентября в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года-2008» прошел «круглый стол» «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения».

Войти в проблематику «круглого стола» учителям помогли его ведущие: доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, президент Общественного института развития образования Олег Лебедев и доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Елена Казакова. Пока что новый федеральный стандарт находится в стадии разработки, вступить в силу он должен в 2010-2011 годах. Сегодня известны лишь тенденции, в соответствии с которыми создается новый стандарт: в нем, скорее всего, не будет зафиксирован обязательный минимум содержания по учебным предметам и частные требования к уровню подготовки по предметам, а будут отражены лишь базовые требования к общему образованию учащихся, а также требования по необходимому оснащению образовательных учреждений.

Особое значение «круглого стола» в том, что по его итогам составят аналитическую записку, которая будет направлена в Министерство образования и науки. Участников конкурса попросили высказать свои соображения и чаяния по поводу нового федерального стандарта. Вот лишь некоторые суждения, высказанные в ходе дискуссии.

Вера Филиппова (Ямало-Ненецкий АО): Стандарт ни в коем случае не должен сковывать нашей возможности свободно мыслить и учить этому своих учеников.

Дмитрий Поздняков (Пенза): Стандартом, кажется, будет предоставлено достаточно свободы. Помощь его должна быть в том, чтобы государство обеспечивало возможность школы полноценно работать.

Сергей Алёшин (Сыктывкар): Очень важно перевести стандарты на язык обыкновенных людей, поскольку их должно задавать общество. И было бы здорово, если бы общество само определилось с тем, чего оно хочет.

Екатерина Белоцерковская (Свердловская область): Кто пишет стандарты? Не будет ли новый стандарт простым повторением?

Олег Лебедев: Было бы замечательно, если бы под текстом нового федерального стандарта можно было бы поставить: «Слова народные».

Евгений Шаталов (Новосибирск): Стандарт должен исходить из результатов мониторингов. Мы устраиваем ЕГЭ по литературе, пытаемся систематизировать литературу, хотя показатели говорят о том, что надо бы обратить внимание на математику. Единые стандарты были всегда, но нельзя абсолютизировать их значение. Сегодня в 11-м классе мне нужен не один, а 5-6 учебников, чтобы ученик мог искать в них свою истину.

Дмитрий Коломенский (Липецкая область): Как учитель информатики, не могу не отметить, что стандарт должен быть внутренне мобильным. Он должен оставлять нам свободу. Кроме того, свобода как основная ценность должна быть отражена в стандарте.

Дмитрий Поздняков: У нас в стране есть национальная традиция – все дети должны обязательно поступить в вуз… И школа у нас часто рассматривается лишь как ступень на пути к вузу. Но школа – это, в самом деле, самостоятельный институт.

Олег Лебедев: Без сомнения, ориентация на предмет не должна мешать школе реализовывать ее общекультурные функции.

Иса Алиев (Чеченская республика): Опасно переусердствовать в погоне за стандартом – не пришлось бы после искать нестандартно мыслящую личность!

Михаил Стародубцев (Москва): Мы часто говорим «образовательное учреждение» и забываем называть школу школой. Но школа – это живой организм, и нельзя об этом забывать. Это общее дело, которое коллектив осуществляет вместе: как хороший хор, как оркестр.

Олег Лебедев: Подводя итоги, подчеркну несколько положений. Стандарт должен отражать социальный заказ, социальные ожидания и при этом создавать положительный имидж школы. Мы должны четко определиться, от чего мы отказываемся, что сохраняем и что нам предстоит создать. Стандарт должен учитывать реальную ситуацию и информировать общество о положении дел. Внедрение стандарта связано с подготовкой кадров, которая не может быть произведена в одночасье. Мне задали вопрос, почему так высоки образовательные показатели в Финляндии? Из-за того, что там незначительное место отводится механизмам принудительного обучения. Дети там учатся с удовольствием. И чем менее принудительным обучение будет у нас, тем оно будет успешнее.

Будем надеяться, что палитра мнений, высказанных участниками «круглого стола», послужит совершенствованию нового федерального стандарта.

20 сентября.

Урок как часть жизни

Если спросить каждого из конкурсантов, что для них урок, то будет столько же определений, сколько и опрошенных. Анатолий Шлюнько, учитель физики из Томской области, так и начал свой урок. Дал ему определение как частичке жизни и предложил ребятам прожить его вместе. Предложение было поддержано, и заинтригованные темой «Физические величины и единицы их измерения» дети с помощью учителя превратили учебное занятие в увлекательное исследование.

Урок Гюзель Мингазовой, учительницы немецкого языка из республики Татарстан, можно было сравнить с движением спортивного автомобиля. На языковой и коммуникативной автостраде не случилось ни одной «поломки». Помимо того, что ребята познакомились с новыми глаголами, они прошли краткий профориентационный курс. Примерили на себя профессии официанта, няни и выяснили, как правильно себя вести на собеседовании.

Марина Бретань, учитель физкультуры из Рязанской области, чередовала на своем занятии теорию с практикой. Узнав, что такое осанка и какой она должна быть, ребята успели закрепить навык в форме игры. Особенно малышам понравилось выбирать лучшего «часового», лучшую «елочку», лучшего «зайчика» и лучшую «бабочку».

На Людмилу Самборскую, учительницу русского языка из Камчатской области, видимо, подействовало постепенное угасание летних красок в лесу, и она вплела в узор урока осеннюю тему. Новая для семиклассников часть речи – причастие – будет теперь ассоциироваться у ее учеников с желтеющим листом.

Привнося в урок каждый свою изюминку, конкурсанты постарались, чтобы учебное занятие стало событием. В первую очередь для детей. Чувствуя это, ребята, в свою очередь, помогли учителям активной работой на уроке.

Генераторы идей

«Круглый стол» «Профессиональный стандарт учителя» стал логичным продолжением разговора, посвященного проекту образовательных стандартов нового поколения. Поразмышлять на тему: что должно быть в профессиональном стандарте учителя и нужен ли он вообще, конкурсантов пригласили в один из известных российских вузов.

Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена, символом которого, кстати, является кормящий своих детенышей пеликан, перевалило за 200 лет. В начале беседы, знакомя учителей с историей вуза, ректор РГПУ Геннадий Бордовский озвучил впечатляющие цифры: сегодня в исторических стенах обучается более 25 тысяч студентов, аспирантов, докторантов. В университете 24 факультета, и среди них есть уникальные: Институт народов Севера, факультет философии человека, факультет безопасности жизнедеятельности человека.

Приглашая конкурсантов к работе, научный руководитель Института практической психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков заметил, что вопрос о профессиональном стандарте учителя не нов. Еще Василий Татищев в XIX веке писал о своем видении учителя. Разработка этого документа неизбежна, и сегодняшние учителя выступают в роли заказчиков. Поэтому их задача – генерировать идеи.

Производить новое и гениальное в исторических интерьерах конкурсантам помогали преподаватели университета, и этот совместный мозговой штурм можно было назвать воистину «интеллектуальным цунами». За полчаса отведенного времени коллегам необходимо было предложить эскиз профессионального стандарта деятельности учителя. А для этого пришлось выполнить ряд заданий: перечислить минимум типичных профессиональных задач, с которыми сталкивается учитель, определить умения, необходимые учителю, перечислить, по каким проявлениям можно судить о том, что учитель обладает нужными компетенциями, предложить задания соискателю должности учителя, а также придумать образ профессионального стандарта.

В результате было представлено пять эскизов профессионального стандарта учителя. Как заметил эксперт Геннадий Бордовский, все они достойны внимания, несмотря на некоторые шероховатости. Особенно понравилась ему работа групп, где разговор шел об интересах ребенка. К сожалению, по мнению Геннадия Алексеевича, ни одна из секций не упомянула об одном важном для учителя качестве – находиться в постоянном убедительном диалоге с учеником.

Сами учителя после столь напряженной работы комментарии не давали. Большинство из них пришло к выводу, что полученную информацию нужно осмыслить, обсудить.

С этим согласилась ведущая «круглого стола» председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. Она сказала, что подобного рода встречи – это только начало серьезного разговора.

21 сентября.

Компьютер – не гроза

и не наводнение…

Утро 21 сентября началось для участников конкурса с заседания, посвященного использованию современных информационно-образовательных ресурсов. Алксандр Осин, генеральный директор Республиканского мультимедиацентра Рособразования, выступил с небольшим докладом, посвященным образовательным ресурсам нового поколения.

«Когда я спрашиваю, для чего нужна информатизация, – начал свое выступление Александр Васильевич, – мне часто отвечают: компьютер вошел в нашу жизнь, следовательно, его необходимо изучать. Компьютеризация, таким образом, рассматривается как явление природы – как гроза, как наводнение… Это в корне неверно.

Когда-то новые пути образованию открыло книгопечатание, сегодня их открывают современные электронные ресурсы. Сегодня нам очевидно, что человек должен учиться всю жизнь, и единственная возможность достичь этого – расширить сектор самостоятельного образования.

Электронные образовательные ресурсы ни в коем случае не заменяют преподавателя, не дублируют книгу. Но у них есть ряд специфических, лишь им присущих возможностей: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность».

Вместе с Александром Осиным конкурсанты попытались выполнить виртуальную лабораторную работу по химии «Получение метана и его свойства» и побывали на виртуальной экскурсии в Третьяковской галерее.

Использование ИКТ в школе вызвало оживленную дискуссию среди конкурсантов. Еще очень много проблем, учителям еще предстоит повышать свою квалификацию, но преимущества современных технологий неоспоримы. И вместе с тем нет никаких сомнений в том, что сегодня, как и всегда, самое важное в школе – живое общение ученика с учителем.

Пятнадцать пеликанов нашли хозяев!

Пять конкурсных дней кому-то показались вечностью, а для кого-то пролетели, как один миг. В них вместилось все: и напряжение перед конкурсными заданиями, и волнение, и восторг от творческих находок и общения с интересными людьми. Но все когда-нибудь проходит, прошли и эти пять дней. А с ними остался позади 1-й тур. По его результатам определилась «пятнашка» победителей. Значимость события подчеркнуло место проведения торжественной церемонии объявления имен тех, кто продолжит борьбу за звание абсолютного победителя конкурса, – Юсуповский дворец (Дом учителя).

После приветствия заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калины, который сказал, что каждый из конкурсантов олицетворяет полуторамиллионную армию учителей России, в Белоколонном зале великолепного дворца вручили специальные призы по семи номинациям: «Открытие», «Первый учитель», «Через тернии к звездам», «Технология», «Мастер», «Обыкновенное чудо», а также приз симпатий детского пресс-центра. Все призы были подобраны в соответствии с девизом конкурса: «Инновации сегодня – стандарт завтра»: конкурсанты получили в подарок электронные книги, программные продукты, электронные устройства. Кроме того, всем участникам конкурса от правительства Петербурга вручили альбомы, посвященные городу на Неве, а «пятнашка» стала обладателем цифровых видеокамер.

Церемония достигла своей кульминации, когда Исаак Калина объявил имена пятнадцати обладателей Малых хрустальных пеликанов, и стены Юсуповского дворца надолго запомнили последовавший за этим взрыв аплодисментов.

Вот имена победителей.

1. АЛЕШИН Сергей Иванович, учитель физики Технологического лицея Сыктывкара (Республика Коми)

2. БЕЛОЗЕРОВ Николай Александрович, учитель истории и обществознания средней школы №1 с углубленным изучением английского языка Вологды

3. БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ Екатерина Геннадиевна, учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга

4. ВОЛОДИНА Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы гимназии №16 Тюмени

5. ГАЛЯН Софья Витальевна, учитель русского языка и литературы гимназии города Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

6. ГУМЕНСКАЯ Инга Валентиновна, учитель экономики Лодейнопольской средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов (Ленинградская область)

7. ЗАИКИНА Наталья Ивановна, учитель информатики средней школы №5 п.Яблоновский Тахтамукайского района (Республика Адыгея)

8. Землянская Ирина Юрьевна, учитель музыки средней общеобразовательной школы №51 Воронежа

9. КАМЕНКОВА Наталья Владимировна, учитель начальных классов лицея №6 Миасского городского округа (Челябинская область)

10. МАЛЫГИНА Ирина Валентиновна, учитель истории и обществознания Бавленской средней школы Кольчугинского района (Владимирская область)

11. НЕЧИТАЙЛОВА Елена Викторовна, учитель химии лицея №1 города Цимлянска (Ростовская область)

12. ПОЗДНЯКОВ Дмитрий Васильевич, учитель биологии лицея №230 Пензы

13. САЛИН Эдуард Александрович, учитель математики Крюковской основной общеобразовательной школы (Нижегородская область)

14. СТАРОДУБЦЕВ Михаил Леонидович, учитель музыки средней общеобразовательной школы №1060 Москвы

15. ШЛЮНЬКО Анатолий Георгиевич, учитель физики Зырянской средней школы №2 (Томская область).

Сразу после церемонии награждения победителей первого тура состоялся брифинг для прессы. На первый вопрос «Не жалеете ли вы о своем участии в конкурсе?» победители ответили хором: «Нет!» Все обладатели Малых пеликанов оказались единодушны в желании не столько сражаться за победу, сколько общаться друг с другом и получать от этого удовольствие:

– Мы команда. И не надо выделять одного, лучше быть вместе. Если собрать лучшее, что есть в каждом из нас, это и будет идеал, к которому мы все будем стремиться.

По материалам официального сайта конкурса «Учитель года России-2008» www.newseducation.ru

Хронику второго тура конкурса читайте в следующем номере «МП».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте