search
main
0

Петь легче, чем говорить. Если любишь свое дело, возраста не замечаешь

С удивительным человеком, талантливым педагогом, музыкальным руководителем детсада №194 Татьяной Юрьевной ЛИХОВЦОВОЙ мы встретились на Омском городском фестивале творчества детей-инвалидов «Надежда».

Детский сад, где работает Татьяна Юрьевна Лиховцова, комбинированного вида, принимает детей с нарушениями речи. На фестивале «Надежда» ребята младшей группы стали лауреатами 1-й степени, старшая группа получила диплом 2-й степени. Наблюдая, как Татьяна Юрьевна переживала за своих питомцев, я решила, что нельзя такой шанс упускать, и напросилась в гости.График у музыкального руководителя очень плотный, и мы беседуем в большом светлом зале в перерывах между репетициями разных возрастных групп.- Детские сады уже давно включены в систему образования, мы являемся ее первой ступенью и готовим детей к школе. А вот к педагогам нас почему-то не относят, – с грустной улыбкой подмечает Татьяна Юрьевна. – Судите сами – есть День учителя, а есть День воспитателя и дошкольного работника. Отмечают его 27 сентября. Вы не в курсе? Вот и родители тоже. И, как ни крути, обидно. Оканчивала-то я музыкальное педагогическое училище №3, получила квалификацию «музыкальный воспитатель, учитель пения» и уже почти 40 лет работаю в детском саду.Вопроса, какую выбрать профессию, перед юной Таней не стояло. Мамина сестра Нина Александровна Каплунова всю жизнь посвятила детям, обучая их музыке в детсаду и музыкальной школе. И увлечь в волшебный мир искусства свою одаренную племянницу для нее труда не составило. В результате ни одного дня без песни, без детских «почему?», их доверчивых сердечек и распахнутых глаз. Сегодня у Татьяны Юрьевны столько дипломов различных конкурсов и фестивалей, что пора уже архивный шкаф заводить. Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса педагогических работников муниципальных учреждений города Омска «Призвание», лауреат муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ «Солнечный круг», победитель конкурса лучших педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, – все и не перечислить.- Многие считают, что музыкальный руководитель – это такая тетенька, что сидит за пианино и поет песенки, – говорит Татьяна Юрьевна. – Но детсад не просто сохраняет деток, пока родители трудятся, это учреждение воспитывающее и обучающее. Ребенка с тяжелыми нарушениями речи порой даже собственная мама не понимает. А петь легче, чем говорить. Занимаемся первый год, второй, и вот уже малыш все буквы выговаривает. А танец? Он помогает овладеть движением под музыку и наслаждаться этим. А если музыкальный руководитель хорошо поет, владеет художественным словом, то дети вместе с ним становятся артистами. Музыка помогает раскрыть их сердца навстречу добру. Выбирая произведения, мы приобщаем маленького гражданина к общечеловеческим ценностям, учим любить Родину, разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Для меня как педагога главное, чтобы ребенка не покидало желание творить. Хвалишь, поддерживаешь, стараешься, чтобы на всех мероприятиях каждый чувствовал себя не гостем, а участником. Много труда каждодневного. Чего стоит только утреннюю зарядку с 11 группами провести!Самое хлопотное и увлекательное – подготовка праздничных утренников. Здесь важны и слаженная работа коллектива, и связь с родителями. Утренник – полноценный спектакль, причем повторяться Лиховцова не любит, это неинтересно ни ей, ни детям, ни родителям. В спектакле важно все: художественное слово, танцы, декорации, освещение, технические эффекты, фокусы. Смеется:- Дети-то сегодня продвинутые, воспитанные на компьютерных играх и 3D-мультиках. Вот изобретаешь – то ведра сами ходят, то сундук с подарками вдруг засиял, а вот Емелина печь у нас в дверной проем не проходит, так она превратилась в современную – газовую.Чем больше человек отдает профессии, тем больше творческих планов. Если любишь свое дело, возраста не замечаешь, а, работая с детьми, остаешься всегда молодой, считает Татьяна Юрьевна:- Бывает, так устанешь, кажется, сил нет, но заходит другая группа в зал, начинаешь с детками работать, и усталость уходит куда-то на второй или даже на третий план. Вспомнишь о ней потом, когда вечером ноги гудят и голос подсел.Чтобы идти в ногу со временем, Татьяна Юрьевна освоила сложные компьютерные программы, сама сделала и ведет сайт детсада. Интернет помог ей найти сподвижников в других городах и странах. Ее песня «Частица души», посвященная родному городу, написана в содружестве с композитором из Подмосковья Лилией Кнозоровой, а аранжировку писал под бомбежками в Донецке бывший омич Юрий Николаевич Елаш.Понятно, что один в поле не воин. В детсаду №194 коллектив объединяет общая цель. Опора и поддержка во всех начинаниях – заведующая Майя Алексеевна Падерина. А приняла она бразды правления от Татьяны Ивановны Прыгун, которая кропотливо занималась формированием коллектива. Преемственность очень важна – сохраняются лучшие традиции, работается легче. В садике есть вокальная студия, ведут которую Татьяна Лиховцова и Ирина Гончарова. Дети занимаются и в танцевальном кружке «Горошинки». Настоящими артистами с их помощью стали многие воспитатели.- Если скажут завтра, что нужно выступить на конкурсе, – смеется Татьяна, – мы всегда готовы! Но наш коллектив – особенный. А чтобы труд был качественным, надо платить достойную зарплату. Тогда будет смена поколений, в детсады придут молодые кадры. Сегодня очередь из свежеиспеченных дипломированных специалистов у наших дверей не стоит. Почему? Потому что базовый оклад у нас символический. Работать молодым предлагают за идею, за далекую перспективу – «когда ты станешь специалистом». А те средние зарплаты, о которых отчитывается на голубых экранах руководство различных уровней, складываются из изобретенных чиновниками баллов. Молодой сотрудник на первом этапе карьеры обычно набивает шишки и нарабатывает опыт, а ему нужно строить свою семью и содержать ее. Считаю, что прав Олег Николаевич Смолин, борясь за отмену так называемой балльной системы и за достойную оплату труда педагогов. Нам приходится зарабатывать баллы, участвуя порой в таких конкурсах, на которые представляются одни бумаги – документы и таблицы. Без участия в них меня не аттестуют, не добавят баллы, и я, преподаватель высшей категории, буду получать наравне с нянечкой 7 тысяч рублей. А сколько пишем бумаг?! Согласно федеральному государственному образовательному стандарту каждый детсад и каждый его воспитатель составляют свою программу. Над чем при этом работают различные институты и центры образования, непонятно. У меня пять возрастных групп развития – пять документов плюс программа развития музыкального руководителя. Когда к 1 сентября я распечатала свои наработки, получилось 2000 страниц! Зачем эта бумажная круговерть? И разве у каждого воспитателя есть дома компьютер и принтер? И наконец самый главный вопрос: если бегать по конкурсам, подавая на них заявки и документы, писать программы и планы в таком количестве, то когда же заниматься детьми?К учителям даже спустя много лет нередко приходят выпускники, а воспитателей – своих первых наставников – чаще всего забывают. Но однажды до Татьяны Юрьевны дошла весточка – бывший ее воспитанник, став пятиклассником, написал в сочинении: «У нас в детском саду была музыкальный руководитель, ее голос, как серебряный колокольчик, ведет меня по жизни».Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте