search
main
0

Песня длиною в жизнь

От первого лица

В 1997 году молодой учитель истории Юсовской школы Липецкой области Алексей ГРУШИХИН стал первым человеком от этого региона, который на Всероссийском конкурсе «Учитель года России» дошел до финала и стал победителем в номинации «Сердце отдаю детям». Знал ли он тогда, что спустя 22 года станет руководителем областного управления образования и науки, почетным работником общего образования?

– Наш регион имеет очень интересные традиции образования и воспитания, – рассказывает Алексей Михайлович. – Мы не забываем опыт прошлого и используем все то лучшее, что было создано нашими предшественниками. Кстати, коллективный способ обучения, интегрированные уроки, урок вдвоем, развивающее обучение и многое другое у нас начали активно внедрять еще с 70‑х годов прошлого века. При этом мы приветствуем и принимаем все новое, передовое, перспективное. Активно участвовали в первых нацпроектах, подали заявку на участие практически по всем направлениям новых нацпроектов. Мы абсолютно уверены, что не подведем Россию и выполним задачу президента войти в Топ-10 стран мира по образованию.

– Образование – это обучение и воспитание. С первым понятно, а что со вторым?

– Мы всегда это помнили. Более того, с 1 сентября этого года будет сделан очень серьезный упор на воспитательную работу с детьми. Для этого мы внесли изменения в региональное Примерное положение об оплате труда, направили в районы методические указания, провели много собеседований и круглых столов с директорами и учителями школ. Для нас главное – стимулировать работу классных руководителей. Мы проанализировали ситуацию в целом в регионе и пришли к выводу, что далеко не везде она соответствует запросам общества. Классные часы нередко проводятся очень формально или замещаются дополнительными занятиями по предмету, внеклассные мероприятия проводятся нерегулярно, уровень воспитательной работы оценивается только по общешкольным мероприятиям. Поэтому мы намерены серьезно повысить доплату за классное руководство, в некоторых школах – в разы. По нашим рекомендациям, если в классе более 15 человек, оплата труда классного руководителя должна составить 6тысяч рублей, 10‑15 человек – 5 тысяч, меньше 15 ‑ 4 тысячи. Это ощутимая добавка. Также планируется довести в структуре заработной платы до 70% гарантированную часть, а за стимулирующей оставить 30%.

– По каким параметрам вы предлагаете оценивать работу учителя, классного руководителя, воспитателя?

– Количественный фактор никто не отменял, но главное – это все-таки качество, чтобы мероприятие было проведено не для «галочки». И тут очень важна обратная связь, нужно наладить взаимодействие не только с детьми, но и с родителями, чтобы понимать, как они реагируют на деятельность педагога, как воспринимают и оценивают ее. Надо дать родителям больше возможностей общаться с учителями и классными руководителями, получать консультации по работе с детьми. Мы не случайно активно вступили в проект поддержки семей, имеющих детей. Четыре образовательные организации области выиграли грант на общую сумму почти 22миллиона рублей, и до конца года мы должны оказать порядка 80тысяч услуг. Сегодня все силы прилагаются для того, чтобы донести информацию до людей, подготовить более 500 консультантов. Сегодня родители должны получать консультации по своим потребностям.

– Вы имеете в виду опекунские семьи?

– Я не совсем понимаю, как можно поддерживать одних и не поддерживать остальных. Надо консультировать и поддерживать как детей с ОВЗ, с девиантным поведением, стоящих на учете в органах профилактики правонарушений, так и одаренных, но и не забывать про вполне обычных детей, тем более что их большинство. Ведь проблемы есть у всех. Например, до 1февраля каждого года школьники должны определиться, какие экзамены они будут сдавать на ЕГЭ. Но ведь это очень сложно, особенно если учесть, что ребята часто выбирают один предмет, любят другой, а для поступления в вуз им нужен третий. Мало кто из них даже к выпускному классу реально понимает, чем будет заниматься в дальнейшем, какое направление выбрать. Да и родители тоже, к сожалению, далеко не всегда знают, как помочь своему ребенку, где пройти профориентационное тестирование, с кем посоветоваться. У нас пока еще очень мало консультаций по профессиям будущего, мало кто знает про Топ-50 профессий. Или же вот – завершился учебный год, многие хотят поехать в лагерь, но какой из них выбрать, по какому профилю, чтобы эффект был положительным и максимальным, – тоже вопрос. Вот над этим мы работаем, рассказываем, в каком лагере какие программы есть, кто их реализует, что вообще может дать этот лагерь ребенку.

– Тут без психологов не обойтись…

– Да, мы огромное внимание уделяем решению этой проблемы. Но психологическую безопасность далеко не всегда можно обеспечить только введением в штат школы соответствующей должности. У нас идет жаркая дискуссия, что все-таки более эффективно – дать каждой школе по одному психологу или создать отдельную службу психологической помощи (муниципальную, межрайонную и т. д.), которая бы работала сразу с несколькими организациями по запросу. У нас есть примеры как одних, так и других подходов, и мы сейчас смотрим, сравниваем, оцениваем, что лучше. Например, центр «Семья» создан изначально для работы с опекунскими семьями, там достаточно психологов с большим опытом работы, и мы теперь рассматриваем возможность направления их в обычные школы. Мы ежемесячно проводим консультационные выезды не только в районные центры, но и в сельские поселения. Причем заседания там проходят даже не в школе, а в здании местной администрации в присутствии главы сельского поселения, председателя сельсовета, депутатов, директора школы. Все они должны видеть и понимать суть проблем, а также знать, кто и чем может помочь друг другу.

– В последние годы много говорят о том, что профессия учителя должна быть реабилитирована, надо повысить статус, престиж педагога. Что для этого делается в Липецкой области?

– Я совершенно согласен, надо очень многое сделать в этом направлении. Мы серьезно думаем над тем, как увеличить оклад педагога. Да, это потребует выделения значительных денежных средств из бюджета, но цель абсолютно понятна и ясна всем – зарплата учителя должна быть повышена! При этом мы неукоснительно выполняем майские указы президента, однако считаем, что этого мало. Идет серьезная работа с депутатами области, есть четкое понимание необходимости решать проблему уже сейчас, а не в будущем. Кроме того, мы никогда не жалели сил для морального поощрения наших учителей.
 

– В регионе действует областная доска почета «Трудовая слава Липецкой области», куда заносятся лучшие представители профессий по отраслям. Есть ли там учителя?

– Обязательно! Ежегодно педагоги региона заносятся на Доску почета, это и победители областного конкурса «Учитель года», и руководители лучших образовательных организаций, и мастера производственного обучения. С 2015года в регионе учреждено почетное звание «Заслуженный работник образования Липецкой области», и ежегодно 30 педагогов удостаиваются этого почетного звания. Кроме того, для творчески работающих педагогов, достигших особых результатов в педагогической и научной деятельности, учреждены областные премии: имени Н.Г.Басова, имени К.А.Москаленко, имени С.Л.Коцаря.
 

– Является ли показателем эффективности работы учителя победа в профессиональных конкурсах?

– Безусловно! Это я говорю как участник ряда таких конкурсов. Любой, кто прошел через горнило конкурсных испытаний, подтвердит: за всем этим стоит колоссальный объем работы по повышению уровня профессиональных компетенций, саморазвитию, подготовке материалов и разработок, созданию интернет-ресурсов и так далее. Мне кажется, самый главный критерий эффективности работы любого педагога заключается в том, как к нему относятся его ученики. А оценивать, конечно, можно как угодно, в том числе по совокупности достижений – количеству подготовленных им олимпиадников, по баллам ЕГЭ и ОГЭ, результатам ВПР, общей успеваемости учащихся, количеству публикаций в профессиональных СМИ и так далее. Но тут всегда возникает немало вопросов: а что из перечисленного действительно является заслугой данного педагога и насколько ко всему этому причастны другие люди, в том числе репетиторы, родственники, знакомые, друзья и т. д.? Поэтому, повторяю, как и в случае с классными руководителями, здесь мы также должны выстроить систему обратной связи между учителями, родителями и учениками, в том числе разных выпусков.

– Ощущается ли кадровый голод в Липецкой области?
– Если брать официальную статистику, детские сады сегодня испытывают потребность в воспитателях, в школах ждут учителей иностранного языка, начальных классов, физики, математики и ряда других предметов. Проект «Земский учитель» мы обязательно будем внедрять у себя, причем у нас уже есть опыт того, как в ряде муниципальных округов представители местной власти помогают учителям с жильем, выделяют им земельные участки, оплачивают проезд и многое другое. А еще очень важно то, что мы с этого года решили вернуться к практике создания на базе школ педагогических классов. Это позволяет не только реализовать идею профильного образования и ранней профориентации, но и выстроить систему взаимодействия между школой, педагогическими вузами области и местными органами власти. Наши преподаватели вузов читают в школах лекции по педагогике и психологии, что очень нравится ребятам, поэтому в такие классы у нас много желающих попасть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте