Цели урока.
I. Образовательные:
1-й уровень. Ученики должны знать: содержание указанных стихотворений, содержание псалмов, основные сведения о творчестве М.В.Ломоносова.
2-й уровень. Ученики должны уметь: сравнивать переложения псалмов с каноническими текстами, делать выводы и обобщения на основе своих наблюдений.
3-й уровень. Ученики должны понимать особенности данных духовных стихотворений.
II. Развивающие. Развитие умений анализа стихотворного текста, умений образного обобщения как основы интерпретации текста.
III. Воспитывающие. Воспитание культуры восприятия поэтических текстов.
Оборудование:
тексты стихотворения М.В. Ломоносова “Преложение псалма 1” и канонический текст из Псалтири (на каждой парте, желательно и у каждого ученика).
Педагогические технологии.
Урок построен на основе технологии развивающего обучения с элементами разноуровневого обучения и адаптивной системы обучения.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Проведя оргмомент, учитель спрашивает класс: что известно о М.В.Ломоносове, какой представляется личность этого человека, что знают о теории “трех штилей”?
Формированию мотивации и потребностей в изучаемом материале способствует краткая характеристика М.В.Ломоносова как поэта. Внимание учащихся обращается на то, что известно несколько “Преложений псалмов”. Активизации внимания и организации рефлексии служит вопрос, задаваемый классу: “Почему известный ученый обращался к таким стихотворениям?”. Учитель обобщает сказанное.
Выяснив у ребят, к какому виду литературы можно отнести данные стихотворения, учитель просит сформулировать тему урока и записывает ее на доске. В заключение этапа он предлагает задуматься над вопросом: как лучше построить дальнейшую работу с переложениями псалмов М.В.Ломоносова? Дети, посоветовавшись в парах, приходят к выводу, что самыми эффективными видами деятельности будут исследование текстов, их анализ с формулированием выводов.
II. Операционно-исполнительный этап.
Работа с текстом начинается с выразительного чтения детьми “Преложения псалма 1”. Важное место на данном этапе отведено словарной работе. Вопрос учителя, все ли слова в переложении понятны, способствует вовлечению в работу всего класса. На возникшие вопросы отвечают сами ребята, учитель уточняет или поясняет их ответы по мере необходимости.
Работа продолжается чтением псалма по Псалтири. В ходе беседы выявляются особенности строения канонического псалма (каково строение, сколько стихов входит в него и др.). Микровывод, сделанный детьми (“Псалом” состоит из шести стихов), помогает подготовить класс к применению приема сравнительного анализа. Учитель предлагает произвести сравнительный анализ содержания и формы стихотворения М.В.Ломоносова и канонического псалма, сравнив четверостишия и стихи, и сделать определенные выводы. Работа осуществляется самостоятельно, в парах или микрогруппах (6 пар или 6 микрогрупп: по количеству четверостиший и стихов). При возникающих затруднениях помощь учителя должна быть минимальной. В процессе работы ученики формулируют и записывают в тетради выводы. Проверка результатов работы в парах или микрогруппах позволяет провести необходимую коррекцию знаний, восполнить пробелы. В процессе проверки представитель от каждой группы оглашает выводы, остальные записывают их. Затем ребята формулируют общий вывод (М.В.Ломоносов в своем “Преложении” очень точно передает содержание канонического псалма в поэтической форме).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия позволяет ученикам оценить содержание и способ работы (с чем они работали и как) и собственную деятельность в микрогруппах.
Переход к следующему уроку помогает осуществить проблемнопознавательное задание. В задании учитель отмечает, что анализ одного стихотворения не дает возможности объективно проанализировать переложения псалмов М.В.Ломоносовым. Поэтому необходим анализ других стихотворений (“Преложение псалма 26”, “Преложение псалма 145”), позволяющий подтвердить или опровергнуть сделанные при исследовании выводы.
Вместе с учителем ученики формулируют домашнее задание: провести сопоставительный анализ переложений и канонических псалмов 26 и 145 по алгоритму:
1. Прочесть “Преложение”.
2. Прочесть канонический текст псалма.
3. Сравнить структуру данных текстов (количество стихов в псалме и четверостиший в “Преложении”).
4. Сравнить особенности содержания каждого четверостишия в “Преложении” и соответствующего ему стиха псалма.
5. Записать результат сравнительного анализа.
6. Сделать общий вывод (кратко) и записать его в тетрадь.
В заключение урока учитель оценивает работу детей на уроке.
Анна ИЛЬИНА,
учитель русского языка и литературы
Православной гимназии
Смоленск
Комментарии