Второй раз в Златоусте Челябинской области прошел учрежденный главой города Петром Мигашкиным городской конкурс работников образования «Учитель года». В течение трех месяцев члены жюри смотрели записи уроков, знакомились с авторскими образовательными программами конкурсантов, отбирали лучших в полуфинал, а затем и в финал. Заключительное состязание включало самопрезентацию, проведение трехминутного урока с залом, демонстрацию умения решать нестандартные педагогические задачи. В финал конкурса жюри попало 15 победителей в пяти номинациях.
В этом году в Златоусте впервые выбирали лучшего в номинации «Учитель – мужчина». По положению, принять участие в этой номинации могли мужчины-педагоги и руководители образовательных учреждений независимо от стажа работы и возраста. Конкурс проходил в три этапа: первый – по месту работы, второй – рассмотрение представленных материалов, третий – защита авторских концепций. Победители третьего этапа получали право принять участие в финале. В результате длительной и кропотливой работы жюри выбрало шестерых финалистов. Ими стали учитель истории и обществоведения школы №8 Андрей МИХАЙЛОВ, учитель черчения и изобразительного искусства школы №25 Сергей РАЧКОВ, учитель физики школы №34 Николай КАРПУХОВ, тренер секции футбола ДЮСШ №7 Игорь СИДОРИН, учитель ОБЖ школы №31 Артур ТИХОМИРОВ, руководитель кружка художественной обработки древесины Дома творчества Самат САБИТОВ.
Финал состязания мужчин состоял из четырех этапов. На первом участникам предстояла самопрезентация своей авторской концепции и педагогического кредо.
Андрея Михайлова представили коллеги, а также выпускники самого первого, самого любимого его выпуска, состоявшегося 25 лет назад. Взрослые солидные люди вспоминали о том, как ходили в походы, сколько нового и интересного узнали от своего учителя и как это все пригодилось им в жизни.
А вот Сергей Рачков решил рассказать о себе и своей профессии с помощью компьютера и мультимедийного проектора. Перед болельщиками и членами жюри предстал целый слайд-фильм с изумительными картинами уральской природы. Сергей Николаевич так его прокомментировал: «Моя стихия – природа. Когда я вижу эти пейзажи, рука сама тянется к кисти. Я хочу, чтобы мои ученики видели землю в палитре красок».
Физик Николай Карпухов не мыслит свою жизнь без туристических походов и театральных подмостков. Недаром Звездочет, представлявший учителя, предсказал ему, что песня – это его вторая профессия. Николай Владимирович сыграл на школьной сцене 9 королей и 21 раз был Дедом Морозом. Команда учеников под его руководством заняла первое место в городском КВНе. Физик уверен: «Человек – как звезда, он рождается, чтоб светлее стала вселенная». Словно в подтверждение его слов в зале гаснет свет, и на сцене загораются звездочки бенгальских огней, зажженные коллегами – учителями школы №34.
Легко и пружинисто взбегает на сцену тренер по футболу Игорь Сидоркин, а вместе с ним члены футбольной команды – его воспитанники.
Ребята говорят о своем учителе стихами:
При всех хотим сегодня здесь
Признаться ему вновь:
«Мы любим Вас! Так, значит, есть
Футбольная любовь!»
Строевым шагом выходит преподаватель ОБЖ Артур Тихомиров. А за ним – его коллеги с духовыми музыкальными инструментами. Учителя представляют конкурсанта как универсального исполнителя: он играет на саксофоне, скрипке и других инструментах, прекрасно поет. Из мужчин школы организовал духовой оркестр. Оркестр демонстрирует свое мастерство. Под бравурный марш звучат слова: «Живи и крепни год от года предмет важнейший – ОБЖ!».
На сцене появляется Хозяйка Медной горы, а вместе с нею целый хоровод учеников в русских народных костюмах. В руках у них поделки из дерева: шкатулки, ларцы, резные ложки. Это воспитанники Самата Сабитова – руководителя кружка художественной обработки древесины. Хозяйка Медной горы говорит о том, что все эти работы согреты любовью мальчишек. Вещицы, выпиленные из дерева, – настоящее чудо, а сам Самат Шаяхметович – мастер высшего класса. Он может заставить «говорить» даже березовый пенек. Учитель отрывает от пенька бересту и свистит на нем «Соловья» Алябьева.
Следующие испытания для конкурсантов: урок-экспромт с залом, проверка эрудиции, смекалки, находчивости, разрешение педагогических ситуаций.
Самым интересным был конкурс «Домашнее задание». Учителя-мужчины должны были своими руками изготовить сувенир или поделку. Сергей Рачков со своими учениками на большом листе бумаги нарисовал поздравительную открытку «Скоро будет елка» и поздравил всех присутствующих с наступающим Новым годом. Самат Шаяхметович представил на суд жюри изумительной красоты ларец, выпиленный из фанеры лобзиком. Артур Юрьевич вышел на сцену с саксофоном в руках. Вместе с коллегами он подарил зрителям свое произведение и затем исполнил соло на саксофоне, чем вызвал восхищение зала. Учитель истории Андрей Владимирович водрузил на стол жюри египетскую пирамиду, изготовленную из бересты и расписанную древними письменами.
Самой удивительной работой, представленной на суд жюри и зрителей, был герб города Златоуста. Мы привыкли, что по форме герб нашего города – силуэт ковша для разливки стали и одновременно он напоминает старинный воинский щит. Летящий золотой конь на ярком красном фоне – мифологический Пегас – символизирует искусство Златоустовской гравюры. Этот же герб необычный, футбольный. Придумал его тренер по футболу Игорь Николаевич Сидорин. К гербу прилагалось описание: «Герб выполнен вручную, изготовлен в единственном экземпляре и имеет большую футбольную ценность. По форме герб представляет собой силуэт старинного воинского щита, окрашенного в цвет зеленого футбольного поля. Сразу вспоминается старое изречение: «Кто со щитом к нам придет, тот на щите и вернется!». Над полем изображен крылатый конь. Он символизирует лошадиное здоровье наших футболистов, неприхотливость в еде и готовность летать по полю как на крыльях. Ниже крылатого коня вы видите надпись «Златоуст». Наши соперники, увидев эту надпись, испытывают ужас и дрожь в коленках. По периметру герба выгравированы стихи древнего автора, прославляющие седьмую спортивную школу. Они выполнены на латинском языке и в вольном переводе звучат так:
«Все судачат о футболе,
Но научат в нашей школе,
Не судачить, а играть,
Скоро всех мы будем «рвать».
Что нам немцы, англичане,
Закидаем их мячами,
Нам и бразильцы по плечу…
Погорячился… Все… Молчу».
Николай Владимирович Карпухов представил на суд жюри большущую ложку со словами: «Я вырезал ложку из липы для того, чтобы у жюри был «весомый аргумент».
Вот и закончились все испытания для учителей-мужчин. Жюри выносит решение: победителем в номинации «Мужчина в образовании» становится учитель физики школы №34 Николай Карпухов, второе место присуждается тренеру по футболу спортивной школы №7 Игорю Сидорину, третье – учителю ОБЖ школы №31 Артуру Тихомирову. От имени мэра города победителям вручаются подарки: за первое место – холодильник; за второе – стиральная машина; за третье – телевизор. Такие же подарки получили победители в других номинациях.
Лучшим школьным учителем городского конкурса «Учитель года» признана Лада Васляева, педагог-психолог средней школы №8. В номинации «Воспитатель года» победила Галина Попова, воспитатель детского сада №34. Лучшим педагогом-внешкольником стала Наталья Потапова, преподаватель театрального мастерства Дворца детского творчества. Преподаватель изобразительного искусства школы искусств №2 Галина Самойлова лидировала в номинации «Педагог школы искусств». Лучшей школой города Златоуста названа средняя школа №38, которой руководит Любовь Фетисова. Впереди новые вершины – участие в областном конкурсе. Хочется пожелать коллегам больших «запланированных» удач!
Вячеслав РЯБИНИН, лауреат конкурса «Учитель года СССР-1990», член жюри номинации «Мужчина в образовании» конкурса «Учитель года Златоуста»
Комментарии