search
main
0

Пьеса с продолжением Творческий метод, при котором урок – всегда радость

Педагогическое, научное и творческое сообщество в эти дни чествует народного художника России, руководителя Московского научно-практического центра непрерывного художественного образования, академика РАО, профессора Бориса Михайловича Неменского, переступившего 80-летний рубеж. Жизнь и творчество этого выдающегося художника – целая веха в истории отечественной педагогики. Созданная им и его творческим коллективом программа “Изобразительное искусство и художественный труд” позволяет максимально раскрыться ребенку в школе, дает толчок для развития данных ему от природы способностей.
За свою необычайно насыщенную жизнь Борис Михайлович воспитал замечательную плеяду учителей, сплотил вокруг себя огромное число единомышленников, на которых он продолжает оказывать влияние и поныне. Сегодня они делятся своими впечатлениями от работы с Борисом Михайловичем, вспоминают годы становления новой концепции художественного образования в школе, раскрывают многогранную личность Бориса Неменского, секреты жизнеспособности его идей и творческих начинаний.

После защиты диссертации по философии и психологии художественного творчества меня мучила мысль: правда ли, как писали многие деятели искусства, что каждый ребенок – художник. И вот тогда я решила пойти в школу и поставить “собственный эксперимент” по проверке этого тезиса. Его результаты меня потрясли.
Первые шаги навстречу личностному прорастанию ученика были сделаны на уроках музыки и изобразительного искусства такими корифеями художественного творчества, как Дмитрий Кабалевский и Борис Неменский. Идя от живой практики искусства как феномена культуры к его живому восприятию как феномену нравственности, они вышли на необходимость пересмотра психологического обоснования творческой деятельности ученика на уроке. Недаром понятие “педагогика творчества” одним из первых использовал в применении к урокам изобразительного искусства, музыки и литературы известный исследователь творческого развития детской личности психолог А.А.Мелик-Пашаев. Поняв, что педагогика искусства лежит в основе педагогики творчества, я ушла из большой науки в педагогику.
Работать к Борису Михайловичу Неменскому в НИИ школ при Министерстве просвещения СССР я пришла в 1986 году, не имея художественного образования. Однако у меня за плечами уже был пятилетний опыт работы с детьми в школе (1-5-е классы), с которыми я занималась на уроках, называемых “уроками творчества”. К тому времени вокруг Неменского и Кабалевского сформировался круг единомышленников – творческих, неординарных людей, с которыми было очень интересно работать. Я погрузилась в творческую атмосферу лаборатории музыки, при которой были созданы две проблемные группы: одна по мировой художественной культуре, которую возглавляла Л.М.Предтеченская, регулярно приезжавшая на заседания лаборатории из Ленинграда, а вторая – по изобразительному искусству Б.М.Неменского. Руководила лабораторией ученица Д.Б.Кабалевского, неуемный генератор идей Людмила Васильевна Горюнова.
Через год мы уже все существовали как единая лаборатория эстетического воспитания. Нас счастливо объединила общая концепция художественного образования, потребность создать в школе эстетический цикл предметов. Не была забыта и литература: поиски в этом направлении вели сотрудницы Института психологии Академии педагогических наук З.Н.Новлянская и А.Т.Кудина. Все искали краеугольные камни своих предметов, на которых должно было выстроиться не только их содержание, но и адекватная методика преподавания. Так родилась общая формула: “Преподавать искусство средствами и по законам искусства”. Стали разрабатываться “уроки музицирования”, “уроки-мастерские”, “уроки-беседы”, “уроки-спектакли”.
Главным направлением работы НИИ школ тогда было создание учебной литературы, ведь учебников по нашим предметам не существовало вовсе. Наша лаборатория активно включилась в эту работу. Горюнова работала под руководством Кабалевского над созданием школьного учебника по музыке для начальной школы. Решающую образовательную роль в нем должен был играть изобразительный и литературный ряд, который бы способствовал созданию у ребенка… музыкального образа. А мы с коллегами разрабатывали концепцию учебного комплекта по изобразительному искусству, куда входили бы и альбом репродукций, и рабочая тетрадь с творческими заданиями, и поэтический сборник, и набор музыкальных пластинок. Это был настоящий прорыв в понимании целостной и творческой природы ребенка.
К сожалению, тогда нам не удалось реализовать свои идеи в силу объективных обстоятельств: всесоюзные институты были расформированы, система образования попала в полосу бесконечных реформ, ушел из жизни Д.Б.Кабалевский… Но наши идеи, к большому нашему удовлетворению, оказались востребованы в школьной практике. С 1992 года в Московском институте развития образовательных систем и в Центре непрерывного художественного образования, созданном Б.М.Неменским, была продолжена работа по реализации концепции художественного образования. И потому сегодня мы уже имеем целые учебные комплекты и по музыке, и по изобразительному искусству.
Из педагогики сотрудничества “выросла” педагогика творчества. По сути, концепция художественного образования была изначально обращена к учителям-новаторам. Она и сегодня к ним обращена. Вызван к жизни и формируется совершенно новый образ педагога, сознательно берущего на себя ответственность за то, чтобы стать посредником между идеальными устремлениями культуры и личностью. Такой учитель превращает любую встречу с учениками в радость открытия мира. Процесс этот, как и сам мир, неисчерпаем и потому каждый раз неповторим. Таким образом, слово “учитель” приобретает широкое значение: это участник двустороннего педагогического процесса, который не только дает ученикам специальные знания, но и умеет вовлечь их в совместный поиск общечеловеческого, универсального смысла этих знаний.
Если мы заботимся о сохранении целостности внутреннего мира ученика, развитии его эмоционально-волевых качеств, формировании его самобытности, единственный способ для этого – показать пример самому педагогу. И в первую очередь научиться пользоваться своей речью.
Русские мыслители всегда понимали слово не как средство воздействия, манипулирования другой личностью, а прежде всего как собственный нравственный поступок. От того, какое слово приходит к начинающему свой путь в этом мире, зависит и его путь, и его отношение к миру. Слово – главное средство формирования духовного начала в человеке, но приходит оно к нему в диалоге и только через диалог.
В художественном образовании был открыт такой творческий метод, потрясающий по своей эмоциональной отдаче, как принцип выстраивания драматургии урока. Урок – это всегда спектакль, где есть зачин, завязка (чем они парадоксальнее, тем интереснее), кульминационный момент, интеллектуально и эмоционально весьма напряженный, и в финале – “развязывание” смыслового узла. Педагог знает, как решить проблему, но, будучи мастером импровизации, он предоставляет право “развязать узел” своим ученикам, а это всегда непредсказуемо. Но им удается это сделать потому, что учитель в это время внимательно следит за процессом, подсказывает общее направление, подбадривает отстающих и не дает никому опуститься в своем решении ниже определенного ценностного уровня. Он внутри “пьесы” и снаружи ее: он и персонаж, и автор.
Завершает это “здание” педагогики творчества ценностная концепция человека. В ней отражен опыт творческих учителей. Произошел полный пересмотр феномена детства, природы ребенка, который в педагогике творчества рассматривается как универсальное и одновременно уникальное существо. Чтобы прийти к такому пониманию ребенка, учителям необходимо отбросить старые заблуждения и обнаружить в себе новую философскую картину мира. Она еще четко не сформулирована, не проявлена в ясной философской системе, но уже работает как надежный источник и компас для учителя в его творческих поисках.
Только сохранение духовного потенциала ребенка, развитие его индивидуальности, вырывание из тисков массового сознания, его самораскрытие и самочувствие, его радость – это (а не логические построения) становится мерилом истинности наших педагогических теорий. А еще – творческое долголетие педагога. Это нам прекрасно демонстрирует сам Борис Неменский, чье 80-летие мы с радостью отмечаем в эти дни.

Инна БИРИЧ,
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте