search
main
0

Перышкин под новой обложкой, или Прорыв в атомную энергетику

Вам не приходилось еще встречаться с новыми старыми знакомыми учебниками Перышкина и совсем незнакомым учебником “Физика. 9 класс”, написанным Александром Васильевичем Перышкиным в содружестве с Еленой Моисеевной Гутник (“Дрофа”, 1999)?
Тогда эта встреча вас приятно удивит.

Во-первых, в содержании “Физика. 7 класс” вписаны новые страницы, которые позволяют учителю чуть ли не с первых уроков расставить все точки над “i”. Иначе эти точки, что хорошо известно практику, со временем вырастают в огромные вопросительные знаки, избавиться от которых практически невозможно до конца школы. Имеются в виду приставки к названиям единиц, понятие о точности и погрешности измерения.
Во-вторых, с первых страниц убеждаешься в том, что содержание учебников претерпело немалые изменения. Оно стало более кратким, вернее, лаконичным и потому более доступным для детей, слабо ориентирующихся в терминологии нового предмета, не умеющих пока выделять главное и вынужденных ранее учить чуть ли не наизусть все подряд.
Кстати, о выделении главного. Теперь определения четко обозначены, новые физические понятия по-прежнему выделены курсивом, что также очень удобно.
Если вернуться к переработанному содержанию, то, в-третьих, изложение ведется методом дедукции, что с учетом возрастных особенностей учеников кажется нам наиболее оправданным.
В-четвертых, в курс 7-го класса ненавязчиво вводится понятие векторной величины, а в 8-м классе – понятия ненасыщенного, насыщенного пара, влажности. Новый материал, который мы привыкли встречать на страницах учебников 9-го и 10-го классов, дается доступно, он логически связан с предыдущим, и потому его усвоение, скорее всего, не станет проблемой для учеников.
Нельзя не заметить уменьшения количества вопросов после параграфов. Что к лучшему: устранено их фактическое дублирование, да и у детей появится больше оптимизма при необходимости отвечать на них.
Кстати, кроме оптимизма, у школьников неизбежно появится необходимость решать межпредметные вопросы, задачи. Например, если ранее подробно объяснялись процессы смачивания и несмачивания оперения птиц в параграфе “Взаимное притяжение и отталкивание молекул”, то теперь ученикам предлагается самостоятельно объяснить эти явления. Все это позволит не только применять знания, но и интегрировать их.
Если мы затронули интеграцию, то ей отводится особое место в “Физике. 9 класс”. Здесь она удачно присутствует в “Относительности движения”, причем трактовка этого понятия, рисунки – нетрадиционные, интересные, где физика интегрируется с астрономией. Последняя встречается и далее, в материале для дополнительного чтения.
Вообще “Физика – 9” – это прорыв туда, где мы еще никогда не были с девятиклассниками: в электромагнитную индукцию, радиоактивные превращения, атомную энергетику и многое другое. Теперь это требования минимума содержания основного образования. Изложение материала вполне доступно, хотя научность сохранена.
Особо отметим то, что помогает усвоению содержания, – рисунки и иллюстрации. Их техника изменилась, и потому изображения опытов стали более выразительными, рисунки приборов, демонстрационных задач – более наглядными. Появилось много новых рисунков, например, замечательное изображение зависимости модуля вектора перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении (“Физика. 9 класс”, с. 32), просто и эффективно иллюстрируется индукция магнитного поля (“Физика. 9 класс”, с. 126) и т.д.
Но, несмотря на все то новое, “Перышкин, он и в Африке Перышкин”. Видно, что у автора не было слепой погони за новшествами, а была кропотливая колоссальная работа, желание сделать свое детище более актуальным, совершенным. По-прежнему большое внимание уделяется политехническому образованию, по-прежнему – максимум иллюстративности, научности, реализуются межпредметные связи и т.д.
Есть ли какие-то вопросы, пожелания? Пожалуй, только то, что содержание глав “Физика. 8 класс” и “Физика. 9 класс” “Электромагнитные явления” дублируют друг друга. Отнесем это к “трудностям роста” курса. А пока хочется поблагодарить авторов за достойное продолжение своей работы, издательство – за качественную печать.
Кстати, наконец-то с обложки Ф-7 исчезла досадная ошибка:
F1/F2 = l1/l2.
Ольга ОГОРОДНИК,
учитель физики средней школы N 1912
Зеленоград,
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте