Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первым делом – самолеты. Но работаем мы с женой. Виктор ДУМЕНЕК, руководитель авиамодельного клуба «Вулкан» Озерской городской станции юных техников

Учительская газета, №43 от 21 октября 2008. Читать номер
Автор:

Все спрашивают, почему наш клуб называется «Вулкан». И мы с женой Мариной Алексеевной, работающей рядом со мной, неизменно отвечаем: «Так мы живем как на вулкане! Ни минутки спокойной в жизни клуба нет!» А все началось в моем детстве.

Отец, занимаясь со мной, однажды заметил, что мне очень нравятся самолеты. Я еще в садик ходил, строил бумажные и пускал их в группе. Меня даже наказывали за это. Записаться в кружок можно было только с 5-го класса. Я вынужден был ждать, но самолеты строил с отцом дома. И вот наконец я дорос до нужного возраста и с совершеннейшим счастьем в душе отправился в авиамодельный кружок. Занимался я там, пока учился в школе, потом в техникуме. Потом стал работать на ядерном предприятии «Маяк» на экспериментальном участке. Но все это время не бросал свои любимые модели.

…И вдруг совершенно неожиданно мне самому предложили вести кружок. Я, конечно же, не отказался и с 1981 года так и работаю в городской станции юных техников. Конечно, уровень проведения занятий тогда отличался от того, что я делаю сейчас, как небо и земля. Не был ведь я по природе своей педагогом. И потому растил его в себе упорно и настойчиво. Но все у меня складывалось хорошо. Учился у детей, дети – у меня. А почти 20 лет назад на станции появилась Марина. Мы еще не были женаты. Она приехала из Пермской области и тоже работала на «Маяке». Когда подросли ее дети (от первого брака), за которыми (они ведь пошли в школу) нужно было присматривать, Марина Алексеевна уволилась с «Маяка» и стала у нас кладовщиком. Я не мог не приобщить свою любимую женщину к своему любимому делу. Мы должны были стать с ней одним целым – во всем и навсегда. Так моя жена стала моим помощником, а потом, когда окончила педуниверситет, и самостоятельным педагогом в клубе «Вулкан». Точнее сказать, Марина Алексеевна начала с кружка начального технического моделирования. В СЮТе – несколько направлений. Начальное готовит детей к более глубоким занятиям в судомодельном, автомодельном и авиамодельном направлениях. Дети сначала проходят общую начальную техническую подготовку, а потом уходят в те, что им по душе.

Сегодня у нас с женой единая система обучения в авиамодельном клубе, единая программа. В ней все взаимосвязано, одно вытекает из другого. Суть ее вот в чем. Момент перехода ребенка от общего начального технического направления к узкому, от одного педагога к другому, весьма болезненный. У одного педагога одни требования, манера общения, у другого – другие. И некоторые дети не выдерживают этого, перестают заниматься. Но такое недопустимо! Вот мы с Мариной Алексеевной и пришли к выводу, что следует объединить наши с ней занятия, составить единую, комплексную программу. Опробовали мы эту программу в течение года. Она дала прекрасные результаты! Дети в соревнованиях участвовали, модели делали интересные. Мы эти модели шлифуем, конечно, и по сей день. Это процесс бесконечный.

К Марине Алексеевне приходят заниматься дети 2-3-х классов и через год-два переходят ко мне. Она учит малышей простейшим авиамоделям, ее направление так и называется «Простейшие авиамодели». Начинают детки с «бумажных галочек». Постепенно программа усложняется, и через год-два переходят ко мне. Пока младшие занимаются у Марины, они волей-неволей заходят к взрослым ребятам, видят, какие интересные модели те творят, начинают мечтать об этом. Младшие общаются со старшими – и у нас действительно получается клуб. Малыши видят меня так же часто, как и Марину Алексеевну, привыкают ко мне. Знаю, что пример наш по России уже подхватили и тоже стали создавать клубы с младшей и старшей ступенями. Это очень эффективно! Наша программа выстрадана нами. Мы всегда болезненно переживали неудавшиеся моменты. Допустим, пошла какая-то тема, а мы не уложились в сроки или получили не те результаты, или дети вяло относятся… Мы тут же с женой все обсуждаем, исправляем ситуацию. И все теоретически обосновываем. Так рождалась программа. Мы и сейчас не останавливаемся! Все время что-то улучшаем, развиваем, усовершенствуем ее. Время-то не останавливается.

Мы долго свою программу скрывали, никому не показывали. Хотя и посещаем семинары и областные, и российские. В 1996 году в Москве я выступал на семинаре, и тогда-то обратили внимание на нашу «семейственность». Потом появилась семья Земновых в Самаре, такая же, как наша, они работают совместно. Очень творчески! Частенько коллеги на семинарах мне говорили: покажи, дескать, свою программу. Да вы не сможете по ней работать, отвечаю, она не оформлена. И тут приходит момент: в 2007 году меня просят принять участие в VIII областном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования. А у нас с Мариной разработано уже больше 10 программ: для малышей, среднего звена, старшего и мастеров… Мы отправляем свою программу «Авиационно-спортивный моделизм», и она занимает первое место. Областной центр дополнительного образования решил послать программу на Россию. Так мы стали лауреатами всероссийского конкурса.

Честно говоря, программа наша с Мариной появилась в записи, оформлена была документально еще в 1994 году. И вот уже 14 лет мы по ней работаем, все время улучшая, шлифуя и увеличивая.

Дети у Марины, а их 40 человек, изучают девять тем. Шесть занятий они строят бумажные модели. Если погода теплая, выходят запускать их на улицу. Мы вместе смотрим, какие у кого плюсы и минусы, определяем, какую корректировку внести, как отрегулировать модель. Закончили тему, устраиваем соревнования, чтобы закрепить материал. Ребята работают в коллективе. Собираемся всем коллективом на соревнование. Дети общаются, обсуждают модели, успехи и неудачи. Авторам лучших работ вручаем грамоты и даже денежные призы (маленькие, конечно, но все же). Наша программа сложилась не просто так. Мы выбрали самое интересное. То, что, мы это поняли, стало детям интереснее всего. Например, они любят строить вертолеты. Они из пенопласта. Летают хорошо.

У нас с Мариной Алексеевной два разных кабинета для занятий, но это две смежные комнаты, ребята легко переходят из одной в другую. У каждого ребенка индивидуальное рабочее место, полный набор инструментов. После занятий все дружно их убирают на место. На первом году учебы мы обязательно проводим родительское собрание. Рассказываем, чем будем заниматься с детьми, к чему придем, чему научим. Многие родители думают, что это у нас какой-то развлекательный центр. А когда они начинают понимать, что наши занятия – это практически инженерная работа, что здесь нужна хорошо думающая голова, что дети научаются работать инструментами, отношение к нам меняется со снисходительного на уважительное и даже восхищенное. Они потом с интересом ходят на наши соревнования, болеют всей душой. Причем не только за своих детей.

Ребенок в нашем клубе может реализоваться на любом уровне. Если он хочет, он займет на соревнованиях призовое место по бумажным моделям, где затраты не такие большие, если способен на большее – значит проявит себя в настоящих моделях. Есть дети, которые выигрывают соревнования внутриклубные, но есть и победитель чемпионата Европы. Все зависит от трудолюбия и амбиций. И родители поддерживают нас. У нас есть папа, который взял на себя расходы по покупке любых деталей для моделей своего сына. И сейчас таких отцов появляться стало все больше. Они возятся со своими сыновьями с огромным удовольствием. Нам это приятно!

После двухлетних занятий у Марины Алексеевны дети, уже подготовленные, переходят ко мне. Темы у нас практически такие же, но только усложненные. Более сложные и интересные модели. Резиномоторные. Все мои дети очень хорошо знают инструменты, умеют работать на всех. Самые старшие ребята у нас называются творческой группой, или группой высшего мастерства. Туда входят ребята уровня не ниже призера. И я готовлю из них команду для участия в областных и всероссийских соревнованиях. Сегодня у нас много мальчиков, которые стали чемпионами России по авиамоделированию. Мы провели областные соревнования в мае 2008 года по кордовым моделям. Создали сборную, в которую вошли мои ребята и из Челябинска, Копейска, поселка Октябрьский, Магнитогорска. Так вот сборная эта заняла первое место на чемпионате России, причем с огромным отрывом!

Один наш воспитанник получил в 2004 году премию Президента России. Это Леня Кутузов. Он занимался у нас 10 лет. Пришел в первом классе к Марине Алексеевне. Два года не подавал никаких надежд абсолютно. Не проявлялся ребенок. А в конце четвертого класса произошел прорыв в его развитии. Мы стали возить его на соревнования, и он «пошел в рост»! Три года подряд Леня становился чемпионом России по скоростным моделям. А вообще я не устаю повторять каждому своему воспитаннику: «Работай. И у тебя получится!» В 2007 году еще два наших воспитанника получили премию президента: Матвей Горелов и Паша Шабельников. Они стали победителями областных соревнований. А в этом году тоже двое ребят получили премию губернатора. Один из них Дима Синенков. Ему 12 лет, четыре года он занимается в клубе. А второму, это Артем Галиулин, 13 лет. Он занимается уже пять лет. Им обоим нравится клуб. Как они сами говорят, за то, что здесь можно узнать, на что ты способен.

Наша справка

Станция юных техников была открыта 15 сентября 1967 года.

В 1999 г. на живописном берегу озера Иртяш началась эксплуатация нового кордодрома высокого класса для запуска кордовых авиамоделей, на котором уже в 2001 г. станция организовала и провела при поддержке Министерства образования Российской Федерации Всероссийские соревнования по авиационным кордовым моделям среди школьников.

В 2006 г. директором назначен Виктор Павлович Пчелин.

В августе 2006 г. по результатам участия в областном конкурсе УДОД за инновационную деятельность станция была удостоена гранта губернатора Челябинской области. На эти средства были приобретены станочное оборудование и оргтехника для фотовидеостудии.

В 2006 г. педагог дополнительного образования, руководитель автомодельного объединения станции Сергей Викентьевич Корякин по результатам конкурса лучших учителей и педагогов дополнительного образования был признан одним из лучших педагогов округа и удостоен гранта главы Озерского городского округа. В 2007 г. С.В.Корякин награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».

В ноябре 2006 г. воспитанники фотовидеостудии участвовали в Международном фестивале детского и юношеского видеотворчества «Тушите свет» (Эстония, г. Нарва), где работа А.Ромашова «Муси-пуси» заняла I место в номинации «Документальное кино», а анимационный фильм «Осторожно, дети!» получил диплом фестиваля.

В 2007 г. педагог дополнительного образования, руководитель судомодельного объединения Александр Степанович Луговой был удостоен гранта главы Озерского городского округа за заслуги в области дополнительного образования детей.

В 2008 году по результатам участия в областном конкурсе УДОД за инновационную деятельность станция была удостоена гранта губернатора Челябинской области, также по результатам III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей Уральского федерального округа станция юных техников заняла I место и стала участником Всероссийского конкурса.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту