Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя продолжают делиться фотографиями своих зарплатных листков в соцсетях
Оснований для отстранения от работы учителей, не сделавших прививку от COVID-19, нет
Изъято орудие преступления: в Воронеже расследуют убийство матерью своих детей
Утверждены упрощенные правила ГИА в 2021 году
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
«Учительская газета» ушла на вынужденную удалёнку. Дело не в пандемии
Минспорта и Минпросвещения планируют проведение новых мероприятий по развитию школьного спорта
Учитель будущего должен уметь подстраиваться под постоянные изменения, считают эксперты
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя продолжают делиться фотографиями своих зарплатных листков в соцсетях Оснований для отстранения от работы учителей, не сделавших прививку от COVID-19, нет Изъято орудие преступления: в Воронеже расследуют убийство матерью своих детей Утверждены упрощенные правила ГИА в 2021 году Проблемы негородского образования обсудили в Карелии 26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты» «Учительская газета» ушла на вынужденную удалёнку. Дело не в пандемии Минспорта и Минпросвещения планируют проведение новых мероприятий по развитию школьного спорта Учитель будущего должен уметь подстраиваться под постоянные изменения, считают эксперты
Московское образование

Первый в мире такой тренажер

В помощь классному руководителю
Учительская газета, №03 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Digital-тренажер «Успех каждого ребенка» разработан для решения задач управления личностными результатами образования. Тренажер ориентирован на международный контекст развития национальных систем образования и определяет требования к результатам формирования у обучающихся глобальных компетенций, которые находятся в области оценки PISA.

Речь идет о социальных и эмоциональных навыках, необходимых учащимся для решения широкого диапазона жизненных задач, – умениях принимать решения, брать ответственность, управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новое, сотрудничать, вступать в открытое и уважительное взаимодействие с другими людьми.
Тренажер направлен на управление результатами образования не в терминах осваиваемого материала, а в терминах готовности выпускников школы решать реальные задачи (готовность к учебе, жизни и труду), рассматривая школьное образование как этап обучения, длящийся всю жизнь.

Тренажер является системным решением для повышения квалификации педагогических кадров. Это цифровая образовательная технология, которая позволяет автоматизировать все этапы обучения, вовлекать педагогов в образовательный процесс, понимать теоретические принципы через решение профессиональных задач и формировать практические навыки. Тренажер не читает лекции и не рассказывает, как правильно действовать, а моделирует условия принятия решений в реальных педагогических ситуациях.

Тренажер воспроизводит полный цикл процесса повышения квалификации: он выявляет профессиональные дефициты, устраняет их и оценивает качество обучения. Для этого в тренажере используются специально разработанные диагностические инструменты, которые позволяют персонально для каждого педагога подбирать кейсовые задания в соответствии с уровнем развития компетенций и оценивать динамику профессионального роста. Обучающий эффект достигается также за счет многократного повторения учебных действий, чтобы обеспечить переход функции внешнего контроля в самоконтроль и внешней оценки в самооценку.

Тренажер представляет собой симуляцию реального взаимодействия педагога с учеником в развернутой временной перспективе. В ходе работы с тренажером пользователь оказывается в различных педагогических ситуациях, конструирует свой способ решения и получает обратную связь о последствиях.

– В тренажере все кейсы жизненные, мне кажется, разработчики брали реальные ситуации из школьной жизни. Естественно, многое после тренажера изменилось в восприятии, и тот опыт, который был получен в работе с тренажером, используется в дальнейшей учительской работе, – поделился Георгий Баранов, учитель истории Школы имени маршала В.И.Чуйкова.

Задача тренажера – научить педагога действовать осознанно, а не автоматически. С этой целью разработано 20 кейсовых механик, которые позволяют моделировать процесс принятия профессиональных решений. Каждый кейс тренажера – это профессиональная проба, в ходе которой педагог анализирует проблему, выбирает цели и способы действия, оценивает результат, осуществляет корректирующие действия. Ключевая кейсовая механика – инновационный конструктор диалога, позволяющий пользователю создавать уникальные сообщения виртуальному ученику и получать обратную связь, оценивая полученные результаты и эффективность выбранного способа действия.

Тренажер использует математическую модель влияния педагога на показатели эмоционально-волевой сферы учащихся, которая позволяет каждый шаг пользователя закодировать как отдельную переменную. Решая кейс, педагог совершает различные действия, которые образуют уникальный набор переменных. Тренажер определяет тип их связи и влияние на показатели эмоционально-волевой сферы ребенка. Результаты данного влияния тренажер возвращает педагогу в виде обратной связи. Обратная связь построена с использованием анимации эмоциональной реакции ученика на действия и слова педагога, что позволяет легко воспринимать, усваивать информацию и делать соответствующие выводы.

Помимо эмоциональной реакции ученика тренажер предлагает педагогу другие типы обратной связи, включая подробный анализ принятых решений, выбранных целей, способов педагогического воздействия и их влияния на результаты личностной, эмоционально-волевой сфер ученика, а также на конкретные поведенческие, коммуникативные показатели психологического профиля ребенка.

– Этот тренажер полезен тем, что помогает учителям разобраться в мотивации детей, в каких-то конфликтных и сложных ситуациях, а также помогает проникнуться и осознать, что не все дети поступают каким-то образом, потому что они плохие или просто этого хотят. В моей профессиональной деятельности встречались такие ситуации, которые были описаны в тренажере, поэтому это было довольно актуально – проходить данные кейсы. После прохождения тренажера я стала глубже понимать и внимательно относиться к детям, к их поведению и эмоциям. Я поняла, что нужно тщательнее подходить всегда к решению и к выводам о поведении детей, – рассказала Людмила Новикова, учитель английского языка школы №1599.

Таким образом, тренажер является безопасной современной цифровой формой освоения педагогических компетенций без отрицательных последствий для детей, подготовкой к профессиональному поведению в сложных педагогических ситуациях до того, как они произошли в реальной школе, с реальными детьми.

Для педагога тренажер – это интерактивный дистанционный курс с персональной страницей пользователя, содержащей отчеты по обратным связям, с возможностью выбрать наставника для методической поддержки или продолжить обучение в формате чат-бота. На персональной странице доступен итоговый отчет с перечнем выявленных профессиональных дефицитов и списком рекомендованных программ обучения. Тренажер также формирует индивидуальный план развития, в котором педагог может спланировать работу по устранению выявленных дефицитов, ориентируясь на индикаторы успешного развития.

Digital-тренажер «Успех каждого ребенка» – это не только инструмент профессионального развития педагога, но также и цифровой инструмент директора школы. Он предоставляет руководителю образовательной организации сервис групповых и индивидуальных отчетов, включая анализ уровня сформированности одиннадцати профессиональных компетенций, характеристику восемнадцати типов профессионального поведения педагога, статистический анализ выявленных тенденций, дефицитов, областей профессиональных рисков. Все отчеты имеют графическую визуализацию, используют лаконичную по объему, но значимую и доступную информацию. Чтение отчетов не требует специальной психологической подготовки, все уровни развития компетенций описаны через практические действия известными и однозначно понимаемыми терминами.

– Тренажер необыкновенно полезен директору, потому что он дает новые возможности для развития школы. В том числе я увидела очень важные аспекты, такие как резерв повышения качества образования, это основная задача, над чем сейчас работают все образовательные организации. Это прежде всего инструмент для развития каждого учителя и, соответственно, для развития школы. Этот тренажер очень нужен школе, для того чтобы знать основные направления ее развития, чтобы корректировать дефициты, которые есть буквально в каждом педагогическом коллективе, и таким образом построить слаженную и компетентную работу, – отметила Ирина Курчаткина, директор школы №1474.

Директор образовательной организации может использовать тренажер «Успех каждого ребенка» как инструмент управления в процессах мониторинга уровня развития профессиональных компетенций, подбора, обучения и развития педагогических кадров, готовых к достижению личностных результатов образования.

Лариса КУРНЕШОВА, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt