Первый очный тур конкурса «Учитель года России», вне зависимости от того, где он проходит, как меняются правила и испытания, – всегда самый насыщенный. Потому что «в строю» еще все 85 участников, их энергетика заряжает школы, гостиницы, целые города! Напряженность нарастает. Ночи, проведенные за подготовкой уроков… Горячие от непрерывной работы ноутбуки и смартфоны… Сейчас, когда выбраны пятнадцать лауреатов и даже пять призеров, когда не прошедшие в следующие туры конкурсанты наконец наслаждаются свободой, отпустили обиды и неизбежное чувство досады, первый тур видится ярким, как вспышка фейерверка, событием. Однако к нему мы будем возвращаться вновь и вновь, просматривать уроки и внеурочные мероприятия, брать в свою копилку опыт, которым делились конкурсанты со всех уголков страны. Подробнее об идеях занятий, новых конкурсных правилах, в том числе обновленной структуре конкурсного урока, мы расскажем в следующих номерах. А пока пробежимся по событиям и особое внимание уделим торжественной церемонии объявления пятнадцати лауреатов.
Уроки участников конкурса «Учитель года России»-2019 видит вся страна. Специальные аудитории для просмотра трансляции были оборудованы и в образовательных учреждениях Грозного, ставших базой проведения первого очного тура, – гимназии №14 и математической школе №1 имени Х.И.Ибрагимова. Качество было отличное, за это большое спасибо организаторам. Конечно, с присутствием в классе видео не сравнить. Зато учитель как на ладони, и все его идеи, все его умение общаться с ребятами и выруливать из сложных ситуаций перед камерой. Кстати, сложных ситуаций практически не было, я имею в виду страшный сон конкурсанта, когда дети молчат в ответ на вопрос… Чеченские дети порадовали своей эрудицией и высоким уровнем эмпатии – они готовы были поддержать учителя везде и во всем.Об экскурсиях, которые стали логичной частью общей конкурсной программы, нужна отдельная статья. Они были и познавательные, и интересные. Везде конкурсантов, членов жюри, всех гостей ждал такой прием, словно в Чеченской Республике живут близкие родственники педагогов со всей России. Накрытые столы, улыбки, танцы, песни, подарки!Концерт государственного симфонического оркестра и солистов с хрустальными голосами в Государственном русском драматическом театре им. М.Ю.Лермонтова, встреча с народным писателем Чеченской Республики, харизматичным Кантой Ибрагимовым, общение с трехкратным олимпийским чемпионом, заслуженным мастером спорта, интереснейшим собеседником Бувайсаром Сайтиевым, концерт Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах»… Незабываемо!Еще два важных мероприятия – дни учредителей. «Учительская газета», которой 3 октября исполняется 95 лет, отметила свой день рождения ярко и творчески. Раздала копию самого первого выпуска 1924 года, предложила настоящее пиршество из мастер-классов абсолютных победителей конкурса «Учитель года России» разных лет. Они были посвящены авторам газеты, среди которых Анатолий Луначарский, Осип Мандельштам, Надежда Крупская, Владимир Сухомлинский, Максим Горький и другие. О том, как провел свой день Общероссийский Профсоюз образования, рассказываем на соседней странице.А еще учителя года прошлых лет встретились с педагогами Чеченской Республики, министром образования и науки ЧР Исмаилом Байхановым и приняли участие в высадке деревьев на Аллее Учителей в Сквере учителя. Сквер был открыт в январе этого года. На его территории установлено семь стел. На центральной стеле увековечено имя первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, на других выгравированы имена народных учителей республики. Педагоги возложили цветы к мемориалу, посвященному народным учителям.Финал первого очного тура «Учителя года» – кульминация всего состязания. Баллы, которые подсчитывает практически круглосуточно счетная комиссия во главе с секретарем – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Еленой Елшиной, выводят на сцену пятнадцать лауреатов. Остальные, к сожалению, выбывают из состязания. Но хочется, чтобы все участники понимали, что они не аутсайдеры, они замечательные педагоги, достойно представившие свои регионы. Поэтому приветствия, звучащие на торжественной церемонии подведения итогов первого очного тура, – не формальность, эти слова очень важны.Красивый зал торжеств Firdaws с роскошными люстрами, ломящиеся от яств столы, подиум посередине (это еще и дом моды). К виновникам торжества обращается министр образования Чеченской Республики Исмаил Байханов: «Вы уже победители, потому что выиграли конкурс в своих регионах, я желаю вам не останавливаться на этом пути. Удачи!»Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк размышляет: «Особенность данного мероприятия, которое проходит уже в 30‑й раз, наверное, в том, что нет двух одинаковых конкурсов. Его основа – мастерство и профессионализм людей, которые приезжают представлять свой профессиональный опыт и свои регионы. Сегодня государство уделяет большое внимание системе образования, но ключевым звеном системы был и остается учитель, и нам нужны ваши креативность, профессионализм».Зампредседателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова говорит очень тепло, по-семейному, ведь «Учитель года» и есть большая семья: «Этот конкурс окрашен удивительными красками радости. Мы видим достижения Чеченской Республики, красоту Грозного. И очень благодарны всем жителям республики, педагогам за тот прием, который нам оказали. Коллеги, хочу вам сказать – оставайтесь в профессии, вы нужны детям, нужны образованию! В эти дни вы показали, чего достигли, вместе с тем вы увидели, что вам еще предстоит совершить, чего добиться. Но самое главное: вы поняли, что уже профессионалы».И в том же духе звучит выступление председателя редакционного совета издательского дома «Учительская газета» Петра Положевца: «Конкурс «Учитель года» – это не конкурс. Мы никогда не говорили, что выбираем лучшего учителя. «Учитель года» – это движение, это школа повышения профессионального мастерства и создания хорошего экспертного сообщества. И не так важно, кто будет победителем, потому что мы вместе с вами создаем образ учителя сегодняшнего дня, образ учителя будущего, за которыми пойдут дети».А дальше чествуют всех педагогов – 85 представителей регионов, в составе девяти групп они выходят на подиум, демонстрируя… не одежду, конечно, хотя наряды у всех были потрясающие. Демонстрируют, что профессия педагога может быть статусной, ею можно гордиться. Конкурсанты, а также члены предметных жюри получили дипломы от министра просвещения РФ Ольги Васильевой и очень красивые букеты.Еще миг – и названы лауреаты конкурса. По пять человек они выходят в центр зала, обнимаются, не веря счастью, позируют перед фотографами и телекамерами. А кто-то уже думает о завтрашнем дне, мастер-классах и «Образовательном проекте».Имя одного из счастливой «пятнашки» завтра прозвучит в Государственном Кремлевском дворце, он станет абсолютным победителем. 30‑й конкурс «Учитель года России» войдет в историю.Лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 стали: Лариса Гивиевна Арачашвили, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №55 «Долина знаний», г. Волгоград; Анастасия Сергеевна Василевская, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №80», г. Воронеж; Светлана Флюровна Видакас, учитель английского языка МОУ «Гимназия города Переславля-Залесского», Ярославская область; Виталий Викторович Ерохин, учитель физики и основ безопасности жизнедеятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №88», г. Тюмень; Марина Александровна Зезкова, учитель французского языка ГБОУ «Гимназия №171», г. Санкт-Петербург; Ольга Алексеевна Иванилова, учитель ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 имени Героя Советского Союза В.С.Пилипенко», г. Севастополь; Дмитрий Николаевич Комиссаров, учитель МБОУ «Средняя школа №5», г. Лысково, Нижегородская область; Павел Евгеньевич Красновид, учитель географии МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», Московская область; Александр Юрьевич Мамаев, учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнеомская средняя школа №1», Омская область; Наиль Галимжанович Мирсаитов, учитель биологии МАОУ «Лицей-интернат №2», г. Казань, Республика Татарстан; Михаил Юрьевич Ракитин, учитель технологии МБОУ «Средняя школа №19», г. Тверь; Вероника Олеговна Романова, учитель химии МОУ «Лицей №2», г. Саратов; Виктория Борисовна Скрипникова, учитель истории и обществознания, МБОУ «Николаевская средняя школа», Камчатский край; Ольга Валериановна Физер, учитель английского языка МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2», Чувашская Республика; Милица Вадимовна Щипун, учитель математики МАОУ «Школа №4», г. Белогорск, Амурская область.
Комментарии