Слово «съезд» связано у большинства наших граждан с невеселыми ассоциациями. Скучно, недобровольно, бессмысленно… Однако съезд, на который я попала 29 июля, не оправдал плохих ожиданий. Может быть, дело в названии? Съезд представителей Ассоциаций учителей немецкого языка, а не просто преподавателей этого предмета. В Московском педагогическом государственном университете собрались более 250 единомышленников из 50 регионов, объединенных в Межрегиональную ассоциацию учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН). Региональные объединения МАУПН существуют по всей стране – от Москвы до Хабаровского края. Но головная ассоциация всегда готова к приему новых. Всем участникам съезда даже были розданы памятки, в них четыре шага по созданию обособленного подразделения МАУПН в регионе. Первый шаг несложный – собрать группу педагогов, являющихся членами МАУПН, в количестве не менее пяти человек. Второй – подготовить письмо на имя президента МАУПН. Третий шаг посложнее – сбор документов, в числе которых согласие собственника нежилого помещения, где расположится региональная ассоциация…
На съезде сразу заметно, что здесь собрались люди, которые заняты одним делом, у которых одна забота. Справедливо заметила доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Института иностранных языков МГПУ Ольга Захарова: «Это место, где происходит объединение всех сил, заинтересованных в развитии немецкого языка».Главные проблемы и задачи известны даже таким людям, как я, не владеющим немецким, все меньше учеников изучают этот язык в школе, по-прежнему более популярен английский. В приветственном слове и. о. ректора Московского государственного лингвистического университета Игорь Манохин поделился: «Раньше мы набирали 4-5 продвинутых групп по немецкому языку, теперь даже одну сложно набрать. Другие языки находятся в похожем положении. Возрос интерес к испанскому, китайскому, итальянскому языкам. Есть надежда, что изменится отношение и к немецкому».Незначительно, но уменьшается количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по немецкому языку. Об этом рассказала руководитель рабочей группы по немецкому языку Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по иностранным языкам София Фурманова: «В этом году ЕГЭ по немецкому сдавали на 4% меньше выпускников, чем в прошлом. Даже небольшое снижение для нас тревожный звонок». Хотя при сравнении количества одиннадцатиклассников, сдававших в 2016 году различные иностранные языки, видно, что немецкий находится не в самой плохой ситуации:- английский – 63986 человек,- немецкий – 1761 человек,- французский – 1040 человек,- испанский – 143 человека.К тому же результаты ЕГЭ 2016 года по немецкому несколько выше, чем в 2015-м. Средний тестовый балл в 2016 году составил 66,28 (в 2015-м – 61,86 балла). Высокобалльников стало больше: 31,4% в 2016 году против 23,8% в 2015 году.Кстати, анализ результатов единого экзамена по немецкому языку показывает, что наиболее успешно старшеклассники справляются с заданиями по грамматике и словообразованию. А вот аудирование пока хромает. Еще одна задача, которая стоит перед учителями, – особое внимание на уроках уделять обучению спонтанной речи, развивать грамматические навыки в продуктивных видах речевой деятельности. Есть пробелы в метапредметных навыках выпускников – все, что касается работы с информацией: поиск, восприятие, анализ, трансформация, создание новой информации.Кроме разговора о проблемах участники съезда, инициированного Министерством образования и науки РФ, проведенного Российской академией образования при активном участии Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка, смогли получить немало полезной информации. Сужу о том, что она была полезна, по тому, как часто над аудиторией поднимались смартфоны, фотографирующие слайды презентаций.Интерес вызвало выступление заместителя президента РАО Виктора Басюка, он говорил об обновлении содержания общего образования – о ФГОС, примерных образовательных программах, КИМах, о самом актуальном – предметных концепциях. Концепция по иностранным языкам должна появиться в 2017 году, и для ее написания требуется помощь учителей.Еще одна весьма актуальная тема – национальная система учительского роста, которая создается по поручению Президента России. Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов рассказал о том, как могут измениться в ближайшем будущем система учительских должностей и оценка учительского труда. Его презентацию фотографировали особенно тщательно…Меня лично заинтересовало выступление Ольги Захаровой, которую я уже цитировала выше. Оно было посвящено повышению мотивации к изучению иностранных языков. Думаю, участникам съезда оно должно было показаться особенно полезным. Ведь на фоне снижения интереса к немецкому педагоги должны особенно тщательно подходить к отбору средств, методик, технологий, которые они используют на уроках. Любопытно, но современные научные исследования показывают: чем больше ученик уверен, что учится сам, по собственной воле, тем больше у него желания изучать конкретный предмет. Ольга Леонидовна резюмирует: «Чем больше у меня возможностей сказать, что я сам овладел знанием, а не учитель сказал: «Давай, надо!», тем больше желания изучать предмет». Мотивация увеличивается, когда ученик может самому себе приписать причину успеха.Важный фактор мотивации – референтный для ребенка взрослый, член семьи или учитель. Все мы помним из детства: нравится учитель – хочется учиться лучше по его предмету.Ставя на уроке перед учеником цели, важно делать их конкретными, местными. Дальние перспективы – поездка когда-нибудь в страну изучаемого языка или экзамены, которые будут через несколько лет, – обычно школьника не трогают. А вот если он поймет, зачем получает те или иные навыки сегодня и сейчас, мотивация обеспечена.Важна и самооценка, которую можно развивать с помощью портфолио ученика. Причем имеется в виду не фиксация информации – плох я или хорош, а ее анализ – куда мне двигаться дальше?Наконец, у мотивации есть возрастные особенности. То, что происходит в младшем школьном возрасте, имеет абсолютное влияние на всю дальнейшую учебу. Поэтому начинать изучение иностранного языка необходимо в начальной школе.Ольга Захарова уверена: «Учителя должны спрашивать себя: «Куда я иду, куда веду учеников? Что они хотят? Что им нравится?» Как показали современные исследования, педагоги, к сожалению, не считают важным фактором желание школьников изучать язык…Самое ценное на любом собрании единомышленников, конечно же, обмен опытом. Что и как делают коллеги? Именно эти идеи увозят в блокнотах участники съезда. Порадовало, что такие идеи на мероприятии для представителей ассоциаций учителей немецкого языка были.Немало конкурсов, проектов, мероприятий традиционно предлагает Гете-институт в России.Поучаствовать в различных проектах для учителей, дошкольников, школьников, родителей пригласила президент Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка Галина Перфилова. Найти информацию о них можно на сайте МАУПН www.dlv-rus.ru. Но важнее даже то, что Галина Валентиновна настроила коллег на достижение нескольких стратегических целей. Первая – создать региональные ассоциации учителей немецкого языка в каждом субъекте Российской Федерации. Вторая: если уж немецкий изучают как второй язык после английского, пусть он будет первым в этом списке. Это задача вполне реальная. Ведь к 2020 году второй иностранный язык станет обязательным предметом в школе, а если вы вернетесь к приведенным выше цифрам сдачи ЕГЭ в 2016 году, видно, что пусть и небольшое, но преимущество у немецкого есть. Есть еще и третья задача – учить языку не только в школе, но и, к примеру, в детском саду.Однако и в школе у пропагандистов немецкого, как говорится, непаханое поле работы. Особые усилия направлены на директоров и родителей. На круглом столе «Управленческий ресурс как предпосылка успешного внедрения немецкого языка в учебный план школы» пилотный проект МАУПН «Многоязычие – успешная школа» представили сразу три региона – Республика Башкортостан, Республика Хакасия и Кемеровская область. Задача проекта – внедрение немецкого языка как второго иностранного. Доцент факультета романо-германской филологии Башкирского государственного университета Ирина Ганиева считает, что главное – заинтересовать руководителей образовательных организаций. Введение второго иностранного в старших классах на сегодня компетенция директора школы.Доцент кафедры немецкой филологии, заведующая лабораторией образовательных проектов Хакасского института развития образования и повышения квалификации Ирина Борисова рассказала о системе мотивации всех участников процесса. Чтобы заручиться поддержкой управленцев, встретились с заместителем губернатора региона, администрацией университета, вели переговоры с региональным Министерством образования. Для директоров школ – круглые столы, конференции, индивидуальные консультации. Будущим педагогам нужна обновленная профессиональная подготовка в педвузе, учителям – повышение квалификации, информационная поддержка. Для детей и их родителей – конкурсы и олимпиады, дни немецкого языка, международные экзамены.И конечно, очень важно настроение, ощущение коллектива, общего дела. Как отметила Галина Перфилова: «100 миллионов человек в Европе говорят на немецком. Надо присоединяться!»
Комментарии