search
main
0

Первый шаг к Нобелевской премии. Детские исследования сегодня – мировые открытия завтра

В ходе межрегионального (окружного) форума, прошедшего с 12 по 14 ноября в Перми, дополнительное образование получило множество удачных эпитетов и сравнений, причем вполне заслуженно. Например, Андрей Колесников, ректор Пермского педагогического госуниверситета, на открытии форума заметил: «Общее образование – это конвейер, а дополнительное – тюнинговое ателье…»А я вспомнила о том, что дополнительное образование и в моей жизни сыграло не последнюю роль. Когда мне было 16 лет, в наш 10‑й «Б» пришла молодая журналистка и предложила организовать кружок. Неизвестно, сколько времени я бы «искала себя» после получения аттестата зрелости, если бы кружка юного журналиста в моей жизни не случилось. Одна из ключевых тем пермского форума как раз была посвящена помощи подрастающему поколению в раннем профессиональном самоопределении.

Пермский опыт в дополнительном образовании был представлен очень широко, в том числе и опыт краевой столицы. Всю картину инноваций развернули перед участниками форума начальник Департамента образования Перми Людмила Гаджиева и ее заместитель Ирина Петроградских. В городе сейчас обсуждается стратегия развития образования до 2030года. Почему до 2030‑го? Именно тогда окончат школу те ребята, которые появились на свет в нынешнем году. Стратегия призвана кардинально изменить всю систему образования, в том числе и дополнительного. «В результате ее реализации наши дети должны быть готовы к профессиональному самоопределению, где самоопределение – главное слово, – поясняет Ирина Петроградских. – Среди элементов стратегии – система краткосрочных курсов в дополнительном образовании. По завершении каждого курса ребенок должен защитить какой-то проект, за это время он может понять, хочет ли заниматься дальше или лучше выбрать другую программу обучения. Когда он найдет то, что ему действительно интересно, то может заниматься по долгосрочной программе дополнительного образования. Еще один аспект стратегии связан с техническим творчеством, новыми технологиями. Такие программы будут появляться в каждом учреждении Перми.Жить с тем, что привычно, значит жить по-старому. А нужно предлагать совершенно другие курсы, фантазировать, смотреть, что сейчас находится на пике интересов современных детей. Заводя механизм конкуренции, подушевого финансирования, мы понимаем, что те педагоги, чьи программы окажутся более востребованными, будут и больше получать. Мы отработали организационно-управленческие механизмы: система подушевого финансирования введена уже давно, все учреждения допобразования в Перми автономные. Но сейчас пришло время глубокого изменения содержания и технологий».В Центре детского творчества «Юность» Дзержинского района Перми, который с 2009года работает в статусе опорного учреждения по теме «Организация содержательного досуга школьников», нам представилась возможность увидеть нововведения на практике. 20 из 125 педагогов учреждения отмечены государственными и отраслевыми наградами. Пятеро – лауреаты всероссийского конкурса авторских программ. Директор центра Татьяна Воробьева гордится и своей профсоюзной организацией, в которую входят все педагоги, работающие на постоянной основе. Татьяна Викторовна по предложению председателя краевого комитета профсоюза Зои Галайды отправится в Москву на Всероссийскую конференцию по вопросам дополнительного образования.После «парада-антре», на котором представили свое искусство певческие, танцевальные и спортивные коллективы центра, мы ознакомились с работой мультимедиастудии «3D-мир», побывали в кабинетах автомотодела, авиамоделирования, фотовидеотворчества.Еще одно новаторство Перми – система персонифицированного электронного учета детей, получающих услуги дополнительного образования. Ее представила участникам форума начальник департамента Людмила Гаджиева. Система введена с 2010года и позволяет точно определить, как ребята посещают кружки и секции, с этим связано и соответствующее финансирование. Детям электронные карточки выдаются бесплатно, а городу проект обошелся более чем в 17миллионов рублей. В результате его реализации посещаемость учреждений дополнительного образования выросла, что отразилось и на зарплате педагогов.Директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий предложил выбрать Пермский край в качестве пилотного региона в направлении персонифицированного учета услуги дополнительного образования.В том, что с творческим направлением в дополнительном образовании Пермского края все обстоит хорошо, участники форума убедились, побывав на феерическом концерте в ДК имени А.Г.Солдатова. Концерт стал презентацией лучших творческих проектов, реализованных в 2012-2013году. Среди них балет «Сказы Урала», музыкальный спектакль «Дидона и Эней», Фестиваль искусств детей и юношества «Наш Пермский край». Зрители увидели отрывок из мюзикла «Сизимок и Бабинук», в котором приняли участие дети и подростки из 18 территорий края, и выступление циркового коллектива «Грация» – победителя конкурса «Минута славы» Первого канала.В общей сложности программами дополнительного образования в регионе охвачено более 71 процента детей. О его развитии мы узнали из уст министра образования и науки Пермского края Раисы Кассиной. Раиса Алексеевна отметила, что большинство ребят занимаются искусством или спортом и только четыре процента посещают кружки технической направленности.Министерство образования края контролирует занятость детей и подростков, относящихся к группе риска и находящихся в социально опасном положении. В этом году почти 70 процентов таких ребят занимаются в дополнительном образовании.Среди ребят с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования вовлечен каждый седьмой – это заметная помощь в успешной социализации и реабилитации детей. В Пермском крае реализуются специальные проекты по реабилитации детей-инвалидов и поддержке их семей. Многие учреждения совместно с Пермской федерацией физической культуры, спорта и творчества инвалидов организуют игры и встречи с паралимпийцами. В Центре дополнительного образования детей «Логос» Добрянского района действует авторская многоуровневая программа по адаптивной физической культуре, а Центр детского творчества Осиновского района организовал для детей-инвалидов занятия по прикладному творчеству на дому.В регионе два ресурсных центра дополнительного образования, на базе которых работают очно-заочные школы для одаренных детей: краевой центр художественного творчества «Росток» и многопрофильный центр «Муравейник», где реализуются программы естественнонаучного и гуманитарного направления, научно-технического творчества, ведется исследовательская и проектная работа, преподаются программы довузовской и олимпиадной подготовки. Здесь понимают: детские исследования сегодня – это мировые открытия завтра.В 2011-2012годах правительством края совместно с израильским Центром юных физиков имени Илана Рамана под руководством профессора Виктора Маламуда реализован проект «Первый шаг к Нобелевской премии». Он создавался специально для того, чтобы подготовить 10 лучших юных физиков к участию в международном конкурсе «Первый шаг к Нобелевской премии по физике». Обычно в этом весьма престижном соревновании побеждают ребята из США, Японии и Израиля. Но в 2012году пермские школьники составили им достойную конкуренцию. Ученики из городов Соликамска и Березники получили на конкурсе первую премию, еще пять ребят – дипломы в двух номинациях: «Исследовательская работа» и «Вклад».В крае уже много лет целая сеть образовательных учреждений занимается по программам работы с одаренными детьми, но все эти учреждения сосредоточены в Перми и других крупных городах, поэтому было принято решение о запуске проекта «Олимпийская сборная одаренных детей сельских территорий».Программа форума включала пленарное заседание, дискуссионные площадки, экспертные сессии, круглые столы, презентации современных практик дополнительного образования, выставки. В его работе приняли участие ведущие российские ученые, эксперты в области теории и практики дополнительного образования, специалисты Общероссийского профсоюза образования. Всего более 400 человек из 17 субъектов РФ.Минобрнауки России на форуме представляла Софья Вячеславовна Мозглякова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.В режиме видеоконференции с участниками форума пообщались заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.Весь заключительный день форума гости знакомились с учреждениями дополнительного образования Перми. Я вместе с другими участниками, которые отдали предпочтение направлению «Развитие техносферы», побывала в музее науки и техники. Создатель музея – Пермская научно-производственная приборостроительная компания. Она же стала инициатором организации уникального учреждения дополнительного образования – Центра инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями. Его директор Валентина Былинкина, которая провела экскурсию по музею, в компании занимает пост заместителя начальника отдела по управлению знаниями.В музее проводятся обзорные лекции для школьников, начиная с 6-7‑х классов, а ребята помладше отправляются в интерактивный «Парк научных развлечений», открытый в этом году при финансовой поддержке Министерства образования и науки Пермского края. Все экспонаты здесь можно опробовать в действии, стать участником занимательных научных экспериментов.«В нашем учреждении разработаны и реализуются этапы подготовки и адаптации талантливой молодежи под задачи инновационного развития наукоемких производств, – рассказала Валентина Былинкина. – Наши программы рассчитаны на ребят от первого класса школы до магистратуры и аспирантуры.Уже создана технопарковая научно-развивающая инфраструктура. В нее входят музей науки и техники, Академия робототехники, лаборатория по физике «Фотоника», «Парк научных развлечений», центр профессиональных компетенций.Мы чувствуем, что кадровый голод не за горами. Поэтому сейчас начинаем готовить для себя специалистов с возраста 6-7лет с особым мышлением. Все проекты в области робототехники, выполненные нашими воспитанниками, обязательно рассматриваются на техническом совете производства: можно ли в будущем их применить? Мы все время погружаем детей в новые направления развития техники и технологий, чтобы они понимали, куда двигаться дальше».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте