search
main
0

Первый раз в первый класс,. или Проблемы выбора мамы будущего первоклассника

​Начало нового учебного года является отправной точкой и для новой рубрики в «Учительской газете-Москва» – «Родительское вече». Вече (общеславянское; от славянского «ветъ» – «совет») – народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Мы, родители юных москвичей, тоже нуждаемся в такой союзнической общине, объединенной самым счастливым и самым трудным долгом – воспитать детей достойными членами нашего общества, любящими свой дом, школу, город и свою Родину. Именно поэтому мы предлагаем читателям «Учительской газеты-Москва» обсудить те темы, которые волнуют не только специалистов системы образования, но и мам, пап, бабушек, дедушек, самих детей – от совсем маленьких до тех, кто стоит на пороге вхождения во взрослую жизнь и однажды сам станет родителем.

Уважаемые читатели! Присылайте, пожалуйста, на адрес редакции ваши вопросы и предложения по темам, которые вы бы хотели обсудить на страницах газеты. Наши эксперты и авторы статей поделятся с вами своими знаниями не только как специалисты в области педагогики и психологии, но и как родители, имеющие опыт в решении проблем воспитания и обучения собственных детей. Сегодня дежурным по рубрике мы назначаем учителя-логопеда, кандидата педагогических наук Ольгу Викторовну ПРЕСНОВУ.У меня растет сын. Ему уже семь лет. И для меня он самый лучший, умный, замечательный и любимый. Впрочем, как и для каждой мамы. В том числе той, чей ребенок из этапа беззаботного детсадовского детства готовится переступить в необыкновенно интересную, замечательную и такую сложную школьную жизнь. Я очень хочу, чтобы девять или одиннадцать лет учебы для моего Егора прошли светло и радостно, чтобы никогда не возникало чувства ненависти к учреждению, которое на долгие годы должно стать вторым домом. Как сказал кто-то из мудрых, семья – это опора, а школа – это надежда. И поэтому родителям надо постараться сделать так, чтобы эти надежды были радужными и оптимизм оправдался на практике. А теперь по пунктам, что же исходя из собственного опыта я посоветую тем, кто готовится пойти в школу через год. Первое: необходимо реально оценить уровень и особенности психофизического развития дошкольника. Если есть хронические заболевания, то и выстраивать период подготовки к обучению придется исходя из возможностей ребенка. Любая подготовка должна быть посильной. Если таких особенностей нет, то стоит учитывать, посещал ли малыш детский сад или это «домашний» ребенок, выращенный под неусыпным контролем мамы, бабушки или няни. Ребенок, который не привык каждый день взаимодействовать с ровесниками, не научился играть и жить с ними по определенным правилам, распределять роли, улаживать конфликты, с огромной вероятностью будет испытывать трудности адаптации в новом коллективе. Только у кого-то этот период длится от нескольких недель до нескольких месяцев, а у кого-то затягивается на весь период обучения в начальной школе. Наиболее объективную оценку своего ребенка независимым взглядом могут получить родители детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Там ребенок как на ладони: и хорошее, и плохое трудно спрятать. Да и сами родители, интересуясь жизнью своих чад в течение пребывания в группе, посещая детские утренники, общаясь с воспитателями, нянями, психологами, могут составить четкий психологический портрет своего ребенка и еще на дошкольной ступени помочь преодолеть ему те черты характера, особенности развития и поведения, которые в дальнейшем будут тормозить успешную социализацию младшего школьника в коллективе сверстников.Второе: найти разумный баланс при выборе занятий и кружков на этапе подготовки к школьному обучению. Многие мамы, у которых материальные и временные ресурсы позволяют это сделать, водят шестилетнего ребенка сразу на занятия по 3-4 направлениям. Конечно, каждая мама хочет дать своему ребенку как можно больше хорошего, чего ей самой когда-то не хватило. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. И вот такой «счастливчик» после детского сада каждый день бежит то на подготовку к школе (в среднем 3 раза в неделю, количество занятий от 3 до 5), затем на английский, дальше футбол и карате, а еще надо бы в изостудию и бассейн. Вы думаете, что делаете ребенку благо, а у него, кроме усталости и раздражения, нет ничего. Это вам хочется, чтобы он и бегал, и плавал, и рисовал. А что хочется ему самому, это не столь важно. Ведь он еще маленький и не понимает, как все это здорово. Есть другая крайность, когда родители не прикладывают никаких усилий для подготовки к школьному обучению. Конечно, дошкольное учреждение делает главное – готовит все необходимые предпосылки для гармоничного развития личности. Это занятия физкультурой, изодеятельностью и лепкой, пением и танцами, развитием устной речи. И в принципе этой подготовки должно хватить для успешного начала школьной жизни. Но все же именно как мама я посоветую иное. Вы заранее выбираете ту школу, гимназию, куда ваш ребенок пойдет учиться. И именно в это учреждение лучше записать его на подготовку к школе. За этот период само здание, учителя станут для дошкольника уже не чужими. Он будет хорошо ориентироваться, где его класс, туалеты на этаже, столовая и спортзал, раздевалка. Большая часть детей, ходивших на занятия по подготовке к школе, придут сюда же первого сентября, и ваш ребенок уже не будет одинок, он встретит знакомых ребят, с которыми сложились определенные отношения. Программа подготовки к школьному обучению, реализуемая на занятиях педагогами, всегда имеет содержательную преемственность с тем материалом, который школьники будут изучать в первом классе. Следовательно, ребенку будет легче адаптироваться к требованиям педагогов.Третье: выбор учителя – важное условие успешного обучения. Если в первый класс идет ваш второй или третий ребенок, а старшие уже учатся в данном образовательном комплексе, то, безусловно, вы владеете информацией о том, какие учителя будут набирать первые классы. Но если вы впервые станете мамой учащегося данного учреждения, то выбор учителя не такая простая задача. Пока ваш ребенок ходит на подготовку к школе, вы успеете пообщаться с мамами других детей, почитаете отзывы в Интернете и, что самое главное, в процессе живого общения «глаза в глаза» сможете составить собственное мнение о будущей первой учительнице вашего сына или дочки. Почему я придаю такое большое значение собственному впечатлению? Потому что часто в оценку хороших и плохих учителей окружающие вкладывают совершенно разный смысл, а вы должны понимать, что для вас наиболее значимо в обучении ребенка. Часто родители рвутся в класс к более яркому, я бы сказала, раскрученному учителю, который участвует в конкурсах, получает призы и грамоты за постоянные победы его учеников в олимпиадах, ездит на многочисленные экскурсии, готовит выступления класса на концертах с яркими номерами и танцами. Вы готовы к тому, что и вы в свою очередь должны будете периодически сопровождать класс на экскурсиях, не спать по ночам при подготовке к очередному конкурсу, шить или покупать несколько раз за год ребенку концертные костюмы и понимать, что ваш учитель самый востребованный, но и самый занятой, у него нет свободного времени, он все время куда-то торопится, и если ваш ребенок не выдержит такого темпа и столь насыщенной жизни, то это именно ваши проблемы? Если да, тогда  действуйте. Я реально оценила потребности своего ребенка и собственные силы работающей мамы и выбрала учителя предпенсионного возраста с большим профессиональным и личностным багажом, с манерой все объяснять и разжевывать как детям, так и родителям. Мне очень понравилось, что на первом собрании педагог говорила не о красивой конкурсной и экскурсионной жизни, а рассказывала об огромной роли формирования навыка чтения и о тех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, о том, какие методики она использует при обучении детей русскому языку и математике. И какой это огромный труд – хорошо учиться. Четвертое, и последнее: предоставьте ребенку право выбирать самостоятельно. Конечно, дети семилетнего возраста еще маленькие. Мы сами будем выбирать какие-то очень важные вещи в их жизни: школу, программу обучения, первого учителя. Но если ВСЕ решения, касающиеся их будущего, мы будем принимать за них, то однажды увидим равнодушие в их глазах и упрек: «Это ты так решила, вот и получи результат». Поэтому давайте начинать с малого. В сентябре в нашей будущей школе состоится ярмарка дополнительного образования, где можно будет записаться в кружки и спортивные секции, интересные для учащихся всех возрастов. И этот выбор я предоставлю Егору. Свобода выбора, умение отстаивать свое мнение, готовность отвечать за результат принятых решений появляются не сразу, а формируются годами. Очень сложно научиться доверять своему ребенку, уважать его выбор, даже когда он не совпадает с вашим. Но ведь в школу идет не только ваш сын или дочь, идете вы сами, всей семьей, чтобы учиться новому и по-новому смотреть на еще маленького, но уже начинающего взрослеть человечка, не только на словах, но и на деле признавая его личностью.Я желаю самым близким людям будущих первоклашек, их родителям,  огромной мудрости и терпения, понимания, что в школьной период будут взлеты и падения и что вы  главная нерушимая крепость и защита в печалях и радостях вашего ученика, а школа будет его вторым домом, где он обретет надежных друзей и мудрых наставников. С наступающим первым сентября!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте