З октября 1924 года – дата рождения «Учительской газеты», точка отсчета, с которой начинается ее вековая история. Именно в этот день сто лет назад под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» вышел первый ее номер. Издание позиционировалось как орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР, «посвященный вопросам политики, просвещения, школы, культуры, жизни и быта работников просвещения».
На страницах «большой еженедельной газеты» сообщалось, что она будет стремиться «держать читателя в курсе всей общественно-политической жизни в СССР и за границей; систематически – в статьях, обзорах и фельетонах – освещать все мероприятия советской власти; отражать на своих страницах запросы, нужды, повседневную жизнь и быт школы и культурно-просветительских учреждений и их работников (в первую очередь в деревне) и культурно-общественную деятельность работников просвещения среди трудящихся масс; содействовать повышению политического и культурного уровня учительства и работников культ.-просвет. учреждений; ориентировать учителя в современной учебной, педагогической и общественно-политической литературе, необходимой ему в борьбе за новую школу и социалистическую культуру».
Особая роль в создании газеты принадлежала Надежде Константиновне Крупской (1869-1939). Несмотря на то что в это время уже выходили педагогические издания, такие как журналы «Народный учитель», «Работник просвещения», «На путях к новой школе», «Методические руководства и пособия для преподавателей», сборники «Педагогические курсы на дому», Крупская считала, что учителям нужна своя газета, она должна выполнять миссию, подобную «Искре», той самой, которая в начале ХХ века «сыграла важную в деле строительства партии роль коллективного организатора». Об этом на первой полосе она сказала в своей статье, не случайно дав ей такое название – «Коллективный организатор учительства». Читаем в ней: «Мы приступаем к организации «Учительской газеты». Газета имеет громадное организующее значение. Одна из задач – сделать слышнее голос учительства. Необходимо, чтобы у учителя была «своя» газета, куда он мог бы писать о том, что его волнует, мучает, о своей жизни и борьбе, о тех трудностях, которые приходится преодолевать, о тех достижениях, которых удалось добиться, несмотря ни на что. Через газету учитель сможет говорить с учительством в целом, с теми, которым дорог каждый шаг на фронте просвещения. И он перестанет чувствовать себя таким безнадежно одиноким, безнадежно затерянным в водовороте жизни. Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля – у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести» (Н.К.Крупская «Коллективный организатор учительства», «УГ» №1 от 3 октября 1924 года).
Рядом с Надеждой Константиновной и другой важный автор – Анатолий Васильевич Луначарский. Народный комиссар просвещения, один из организаторов советской системы образования, соавтор Положения о единой трудовой школе, который вместе с Надеждой Крупской, Михаилом Покровским разрабатывал общую стратегию развития трудовой школы, пропагандировал приоритеты политехнического образования, так сформулировал свою позицию в статье «Учитель, учись!»: «Учитель-воспитатель в нашу эпоху есть еще и лицо, вносящее прежде всего в душу нового поколения, а при этом и вообще в нашу довольно-таки темную массу начало социально-экономического просвещения. И на нас, людях из центра, работниках Наркомпроса, Цекпроса – так же как и на работниках губернских и уездных, – по советским и профессиональным линиям лежит прямой долг сделать все от нас зависящее, чтобы наш призыв «Учитель – учись!» не был эфемерным советом, возлагающим на учителя бремя, неудобоносимое при нашем равнодушном присутствии, а являлся бы вместе с тем призывом к нам самим напрячь все свои силы, дать учителю все, что мы можем, и учиться самим, ибо мы тоже многого и многого не знаем, и всякий из нас, кто предполагает, что может руководить, должен постоянно и напряженно учиться» (А.В.Луначарский «Учитель, учись!», «УГ» №1 от 3 октября 1924 года).
Таким образом, в первом номере видные партийные лидеры Страны Советов сформулировали задачи, которые должна была решать только что появившаяся на свет учительская газета, в частности, она должна была, отметили они, оказывать «всестороннюю помощь учительству в его общественно-культурной и педагогической работе, а также отражать нужды, запросы, интересы, жизнь и быт школы; быть органом не только учительства, но и всей массы работников культурно-просветительских учреждений, стоящих на стыке с трудовыми массами города и особенно деревни; быть идейным спутником и помощником массового работника просвещения в его многосложной работе учителя и пропагандиста, облегчить ему возможность действительно стать «советским агитпропом» в деревне; отражать повседневную жизнь, настроения и работу учительства и всей массы просвещенцев по созданию советской школы и строительству социалистической культуры»; стать коллективным организатором разрозненной и распыленной просвещенской массы, сплотить просвещенские ряды вокруг Союза работников просвещения и сомкнуть их с могучим поступательным движением всего рабочего класса в борьбе за осуществление лучших идеалов человечества, в борьбе за коммунизм; быть коллективным организатором учительства; дать «ребенку представление об эпохе, в которой он живет, внушить ему страстную любовь к рассвету коммунизма, его социалистической родине».
В первом номере, вышедшем 3 октября 1924 года, большое внимание было уделено подготовке к Всесоюзному учительскому съезду. В подборке материалов на шестой странице газета рассказала о том, какая сумма денег выделена для его проведения (200000 рублей), информировала о выставке, где будут представлены экспозиции: международное положение СССР, учительство в РКП, учитель и государственное строительство, учительство и профдвижение, учительство и комсомол, школьная политика, школьное строительство, просвещение национальных меньшинств, методика, внешкольная работа и переподготовка учительства. А в статье «Книга – учителю» журналист Ф.Кипарисов затронул еще одну важную тему, связанную с повышением культурного уровня учителя и той ролью, которую должна сыграть книга в их профессиональном росте. Он напомнил о том, что необходимо, во-первых, выполнить решение Цекпроса о повышении зарплаты учителям до 30 рублей (среднемесячная зарплата в те годы в разных регионах составляла от 6 до 16 рублей), во-вторых, он призвал саму газету взять на себя обязательство из номера в номер освещать вопросы, «связанные с делом продвижения и приближения книги к учительству, давать ему надлежащую библиографическую ориентировку по вопросам его педагогической, общественной и культурной работы… Ни одна книга, нужная для массового работника просвещения, ни один свежий номер интересного журнала не должны пройти без своевременного отклика на наших страницах» (Ф.Кипарисов «Книга – учителю. Лозунг дня», «УГ» №1 от 3 октября 1924 года).
Первый номер «Учительской газеты» вышел под редакцией А.Н.Багрецова, С.Б.Ингулова, Ф.В.Кипарисова, А.А.Коростелева, Н.К.Крупской, М.Ф.Ломакина, Н.Н.Попова, некоторые из которых наряду с Надеждой Константиновной стали и первыми его авторами. Максим Ломакин, например, свою статью «Перед очередным походом (Из наблюдений и дум просвещенца)» посвятил сельскому учительству. «Для многих из нас, – написал он, – лето было действительно отдыхом: съездили в Крым, на Кавказ, в Ленинград, кое-кто провел время в санатории, на курорте, а кто-то – в доме отдыха. Но немало и таких учителей, которые отдыха совсем не знали. Обремененные семьей, при недостаточном окладе, они вынуждены были использовать летний отпуск для сельскохозяйственных работ». Основной посыл статьи заключался в следующем: новая школа предполагает и нового школьного работника, новая деревня ищет нового народного учителя. Другой автор – А.Багренцов – в статье «Программный фетишизм» затронул актуальную для того периода тему разработки программ, экспертиза которых проходила в Государственном ученом совете (ГУС). Этот руководящий методический центр, созданный Наркомпросом в 1921 году, рассматривал и утверждал учебные планы и программы, другие важнейшие вопросы, связанные с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы в школах первой и второй ступеней. И конечно, особого внимания заслуживает еще один из упомянутых журналистов – Сергей Борисович Ингулов. Его публикация на второй полосе «Перевыборы Советов» красноречиво свидетельствует о главном курсе, взятом редакционным коллективом только что созданного в стране учительского издания. Учитель – «это прежде всего помощник власти», который со всей ответственностью должен относиться «к делу строительства новой советской школы», к делу «воспитания нового человека». Именно этот автор стал первым главным редактором «Учительской газеты» и руководил ею до 1929 года. Сергей Ингулов (1893-1938), чекист, публицист, как отмечено в Википедии, работал сначала наборщиком, а потом журналистом, был одним из руководителей большевистского подполья в Николаеве, затем в белой Одессе, затем стал председателем Одесского губкома, а в 1921 году заведующим Агитпропом Украины. Находясь с 1922 по 1930 год на разных должностях в Агитпропе ЦК ВКП(б), он одновременно руководил «Учительской газетой» (1924-1929), затем стал главным редактором «Нового мира». В 1935-1937 годах был начальником Главлита. Арестован 17 декабря 1937 года, расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1956 году. За краткой информацией о человеке, который был причастен к созданию «Учительской газеты» и почти пять лет руководил ею, скрыто многое, что может быть интересно пытливому читателю. Поэтому мы решили опубликовать материал одного из наших давних авторов – вдумчивого исследователя кандидата исторических наук Артема Ермакова. Его статья «Ножницы небытия. Сергей Борисович Ингулов (1893-1938)», опубликованная в нашей газете в 51-м номере от 16 декабря 2003 года, показывает разные стороны деятельности этого человека в тех обстоятельствах, в которых он жил и работал. Автор дает свои оценки его противоречивой личности и завершает разговор об Ингулове вопросом, суть которого заключается в следующем: заслужил ли он того, чтобы о нем помнили?
Конечно, какие-то негативные факты, детали и подробности из жизни тех или иных лидеров, касается ли это главных редакторов «УГ» или рядовых сотрудников, могут изменить наше отношение к ним, возможно, мы даже захотим поскорее забыть их, вычеркнуть из памяти, тем более из сердца. Однако знать свою историю и тех, кто был причастен к событиям, которые сами по себе важны для нас и нашего будущего, все-таки нужно, несмотря ни на что! Поэтому в преддверии нашего юбилея мы вспомнили и посчитали нужным рассказать нашим читателям о Сергее Борисовиче Ингулове, первом главном редакторе «Учительской газеты».
Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, редактор сетевого издания «Учительская газета», заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили
Комментарии