search
main
0

Первый день работы ММСО-2019: дискуссии о проблемах и перспективах российского образования

В столице завершился первый день работы Московского международного салона образования. Мастер-классы, выставки и экспертные обсуждения: каждый из посетителей нашел мероприятие по своим интересам. \”Учительская газета\” также не могла пропустить крупнейшее событие в сфере российского образования. Читайте наиболее яркие высказывания спикеров панельных дискуссий.

​Панельная дискуссия \”Была ли та школа,

\”которую мы потеряли?\”

Заместитель генерального директора \”Просвещения\” Леонид НАУМОВ о школьных учебниках:

— В Федеральном перечне учебников осталось порядка 20% старых советских учебников. Но в бланке заказов школ старые учебники 80-х годов доминируют. Школы заказывают их в первую очередь: по некоторым данным, до 80% в бланках заказа – это старые советские учебники. При том, что их удельный вес в самом перечне намного меньше. Это очень интересная информация к вопросу о том, по каким учебникам мы на самом деле работаем.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Виктор БОЛОТОВ о проблеме качества образования:

— Когда сложные проблемы пытаются решить простыми способами – это первый шаг к фашизму. Сложные проблемы – неравномерность, рост дифференциации, разрыв увеличивается между нашими детьми… Если мы всё загоним в один учебник, в одну программу, в один стандарт, коллеги, практика показывает, что мы не решим эти проблемы таким простым способом. Надо переходить от ручного управления к доказательной образовательной политике.

Панельная дискуссия \”Повышение глобальной

конкурентоспособности российских вузов\”

Ректор Томского государственного университете Эдуард ГАЛАЖИНСКИЙ о проекте повышения конкурентоспособности российских вузов \”5-100\” и о проблемах:

– Что такое глобальный университет? Это лучшие ресурсы, лучшие преподаватели, лучшие студенты и современная система управления. Российские университеты прошли колоссальный путь за эти годы. По сути, проект сформировал зону ближайшего развития системы образования, сложились сообщество, ориентиры, критерии оценки нашего успеха. Первое и самое сложное, что было сделано, – это изменение мышления. Проект кардинальным образом изменил наше понимание самих себя в мире. Мы более выражено ощущали себя, то есть Томский университет, в региональном контексте, а за последнее время мы научились мыслить себя в мировом. Безусловно, есть и системные ограничения проекта \”5-100\”. На мой взгляд, это инфраструктурные ограничения, прежде всего. Что касается ресурсов, то их критически не хватает даже с бюджетом программы, потому что мы все-таки конкурируем с университетами, которые находятся в другой экономической ситуации. Мы научились это делать, но, к сожалению, инфраструктура современной системы образования крайне ветхая. Мы все живем в такой ситуации, и если не начать \”капиталить\” общежития, которые мы имеем, то мы потеряем и все, что сейчас еще есть, не говоря уже о новых. Половина корпусов – их нужно под капитальный ремонт закрывать, они в аварийной ситуации. И это, конечно, очень сложный инфраструктурный сдерживающий фактор.

Панельная дискуссия \”Как оценивать результаты образования?\”

Вице-президент корпорации \”Российский учебник\” Андрей ГАЛИЕВ об измерении качества образования:

– У нас в стране, к сожалению, нет стратегии развития образования. Ни как документа стратегического планирования, который по закону о стратегическом планировании у нас должен присутствовать, ни как сколько-нибудь внятной, внутренне непротиворечивой и обсуждённой обществом концепции. Как же тогда измерять то, что мы учим, в отсутствии точного понимания, зачем мы учим? Конечно, этим нужно заниматься, но сначала нужно решить стратегические вопросы, а потом вернуться к инструментам измерения. Что не надо измерять? Точно не надо измерять скорость чтения. И у меня очень большие сомнения, построенные на тесном взаимодействии с сотнями тысяч педагогов, насчет ВПР. В их нынешнем виде они не являются инструментом измерения качества образования. Это, скорее, похоже на контроль ради контроля, и на качество образования они практически не влияют.

Директор Федерального института оценки качества образования Сергей СТАНЧЕНКО о мягких навыках и фундаментальных знаниях:

– Soft skills не возникают на пустом месте. Я только что приехал с одной из конференций, и мы там разговаривали об этом с представителями Управляющего совета PISA. У них сдержанная позиция: да, есть современные тренды, да надо заниматься развитием этих навыков, но граждане страны должны знать историю своей страны, должны знать что-то об окружающем мире, о природе вещей, о том, от чего зависит их здоровье. Все это достаточно специфические знания, и от этого никуда не деться. И не надо делать вид, что мы сейчас пойдем на такую легкую прогулку, что все дети будут так заинтересованы, потому что им не надо будет что-то зубрить. Все равно надо будет зубрить. Но давайте только вслух не произносить вот этих идей, что можно вообще от всего отказаться, и с легкость получить что-то такое неведомое, чего мы еще не видели, какие-то очень-очень мягкие навыки. Мне кажется, что без определенной тяжелой работы здесь не обойтись.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Виктор БОЛОТОВ:

— Я ни в коем случае не предлагаю убрать школьные предметы. Когда мне говорят, что финны отказались от школьных предметов, я говорю: \”Ну и глупо сделали\”. Нельзя мягкие навыки формировать в космосе.

Панельная дискуссия \”Российская школа

и мировой рынок образования: реалии и перспективы\”

Заместитель директора по образованию международного детского центра \”Артек\” Антон ДЕНИСОВ о перспективах выхода отечественных практик на глобальный рынок:

– Образование в каникулярное время в условиях детского лагеря – это мощное средство решения всех тех вопросов, которые не всегда может решить школа. А взаимодействие школы и детского лагеря в рамках реализации программ воспитания и социализации – это наше ноу-хау, наше достижение, и мы уверены в том, что здесь нам есть, что предложить мировому рынку.

Читайте также о других событиях ММСО-2019:

Открытие ММСО-2019: Ольга Васильева назвала главными событиями ММСО-2019 встречи с выдающимися педагогами http://www.ug.ru/news/27602

Всероссийский онлайн-урок: Дмитрий Медведев рассказал школьникам, как стать \”самым классным руководителем\” http://www.ug.ru/article/1092

Участники ММСО-2019 обсудили перспективы оценки качества условий образования в регионах http://www.ug.ru/news/27605

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте