search
main
0

Первые, вторые, третьи… Урок – для детей. А не наоборот

Никто не застрахован от неудач. В том числе и в учебной деятельности. Но иногда возникают непонятные на первый взгляд “проколы” у учеников разного уровня успеваемости. Способный, хорошо успевающий ученик вдруг получает за контрольную работу низкую оценку. Что произошло? Как выясняется, он недочитал условие или вопрос задачи. Недопонял, что требовалось найти. А ведь ученик бегло читает и материалом владеет…

Причиной таких явлений могут быть разные моменты. Во-первых, внутренние причины – личностные. Во-вторых, ошибки и учителя. На мой взгляд, это два основных фактора.
Попытаемся в них разобраться. Начнем с того, что они очень тесно взаимосвязаны и отделять один от другого было бы неправильно. Давайте рассмотрим одну из сторон обычного стандартного урока в начальных классах. Учитывая перенасыщенность школьной программы, учитель стремится за один академический час дать детям как можно больше новых понятий, выполнить массу упражнений на повторение пройденного материала, на закрепление новой темы и еще, и еще, и еще… К концу такого урока учитель чувствует себя совершенно обессиленным, но счастливым: так много успели сделать! Его можно понять. С институтской скамьи будущие педагоги усваивают, что урок должен быть насыщен разнообразным материалом и иметь хороший темп. Именно это заставляет учителя в течение урока неоднократно повторять детям: “Быстрее, быстрее!” Быстрее думайте, быстрее отвечайте, быстрее выполняйте…
Что же в это время происходит с учениками? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать особенности детской психологии. По характеру и качеству работы на уроке детей можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа. Ребята, которые, что называется, схватывают на лету. Они быстрее всех в классе читают, первыми поднимают руки для ответа, первыми выполняют задание. Если при проведении урока учитель опирается в основном на этих ребят, то урок действительно получится очень насыщенным. Неопытному наблюдателю может показаться, что класс собран если не из гениев, то уж, по крайней мере, из звезд. Наступает момент, когда у учеников первой группы начинает формироваться комплекс превосходства. Как при всякой “звездной болезни”, появляются завышенная самооценка, уверенность ребенка в собственной исключительности и превосходстве над другими. Как правило, это ведет к тому, что ученик перестает трудиться на уроках. Любой вопрос или задание учителя он воспринимает как очередную возможность покрасоваться перед одноклассниками. В результате снижается уровень внимательности (зачем дослушивать до конца вопрос, если я уже и так знаю ответ?). Проходит немного времени, и эти “звездочки” начинают “тускнеть” на фоне тех ребят, которые продолжали работать под руководством учителя. Бывает, что такой поворот событий печально сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Как последствие возникает конфликтность и т.п.
Вторая группа. В школе, да и позже, их часто называют тугодумами. Как часто психологическая безграмотность родителей и душевная слепота учителя приводят к драматическим последствиям в жизни этих ребят. Ведь речь идет не о детях с отклонениями в психическом развитии или задержкой развития. Это вполне нормально развитые дети. Но тип характера, темперамент не позволяют им так стремительно, как детям первой группы, выстроить ход решения задачи, прочитать текст, вспомнить правила. Даже если такой ученик знает ответ, он еще раз должен все взвесить и продумать, прежде чем дать ответ учителю, да еще и при всем классе. Быстрый темп урока такие дети долго выдержать не могут, и на каком-то этапе они перестают даже пытаться вникать в объяснения учителя. Они сидят в классе тихо, как мышки, но в учебном процессе уже не участвуют. Постепенно такое поведение становится нормой, школа – каторгой, а учитель – мучителем. Нетрудно представить себе, с какими комплексами и жизненными установками выйдет этот ученик из стен школы.
Третья группа. В эту группу можно включить большинство учеников. Как правило, в школу они приходят с нормальной подготовкой, работоспособны, но на первый взгляд звезд с неба не хватают. При правильном подходе именно они будут к концу школы иметь самые основательные знания. Во-первых, потому что они научатся работать с учителем, в группе учеников, а также самостоятельно. Во-вторых, им обычно и в голову не приходит, что они уже знают все и даже больше. Главное, сработать так, чтобы эти дети не втянулись в соревнование с представителями первой группы. Иначе они начинают спешить с ответами, принимать необдуманные решения и т.п. В какой-то момент может наступить разочарование. Хотя такие дети быстро справляются с подобными трудностями. Честно говоря, эта группа самая интересная и “удобная” для творчества и повседневной работы учителя. По крайней мере с моей точки зрения.
Какой же выход можно предложить, если в каждом классе есть дети из каждой группы? На первом месте всегда должно быть понимание учителем ситуации. Бережное отношение педагога может сыграть решающую роль в дальнейшей школьной жизни ребенка. Необходимо щадить самолюбие детей не меньше, чем их здоровье. А что касается методик проведения уроков, то не надо забывать, что все должно быть сбалансировано. Нельзя двигаться дальше, если не уверен, что все поняли тему. И если сомнения остаются, то лучше не спешить, проработать еще раз, закрепить материал как следует. Не все ученики могут смело заявить, что не поняли тему. Здесь учитель и должен проявить мастерство, такт и выдержку. А чтобы не скучали на уроке те, кто все усвоил, можно предложить работу по карточкам разного уровня сложности. Для того и существует понятие “дифференцированного подхода”, чтобы “хитрым” вопросом или заданием заставить подольше “помучиться” над решением задачи сильного ученика, приучить его к усидчивости и вдумчивой работе, чтобы поддержать слабого в формировании его самооценки. Даже если для этого потребуется предложить ему облегченное задание или задание с подсказкой. Чтобы дать возможность среднему ученику проявить себя “во всей красе”. И помочь каждому самоутвердиться в непростом детском коллективе наилучшим образом.
И последнее, но очень важное. Проведение урока или его части в виде соревнования может восприниматься разными учениками по-разному. Поэтому, выбирая форму урока, надо думать не только о его “внешнем виде”, но и о последствиях для душевного комфорта каждого ученика.

Елена КОРЧАГИНА,
учитель начальных классов средней школы N9
Брест, Республика Беларусь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте