Весной этого года были опубликованы данные социологического исследования «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». Картина получилась сложная. О том, что выпускники школы должны быть настроены на успех, не говорит сегодня только ленивый чиновник. Успешность в жизни – главная целевая установка. Московские ребята тоже хотят быть успешными. Добиться успеха, на их взгляд, им помогут «связи, знакомства, поддержка влиятельных лиц», качественное образование и трудолюбие. В обычной школе связи оценивают выше, чем в среднем по выборке, – 51 процент против 48. Природная одаренность тоже набрала меньше баллов – 25 процентов против 32. Те же, кто учится в естественно-научных или физико-математических школах, считают, что важнее всего – трудолюбие. В самом деле, если не обладаешь математическими способностями и не будешь работать день за днем, вряд ли добьешься успеха. Нобелевским лауреатом по блату еще никто не становился. А ребята из спецшкол, где обучение на иностранном языке, не стесняясь, на первое место ставят связи. По их мнению, именно они помогут им добиться успеха. Учащиеся этих же школ больше других ориентированы на «умение устраивать свои дела любым способом».
Социологи выявили и другую закономерность. Чем выше достаток в семье, тем меньшее значение для подростка имеет качественное образование. Дети из богатых семей на первое место для достижения успеха ставят связи и знакомства. У детей из бедных семей все наоборот: на первом месте качественное образование и трудолюбие, затем связи и знакомства.
Еще более интересны ответы на вопрос: «Каких правил, по вашему мнению, следует придерживаться в жизни?» Ранг «абсолютно бесспорных истин» получили – «необходимо всячески стремиться к развитию кругозора, культурного уровня» – 95% опрошенных ответили: скорее согласен с этим принципом, чем не согласен. Сексуальные отношения до брака считают вполне допустимыми две трети выпускников. Согласны брать взятки 16,5% респондентов, 27% затруднились оценить этот «принцип». Кто больше готов брать взятки? Среди мальчиков (23,9%) в два раза больше потенциальных взяточников, чем среди девочек (10%). По типам школ, как утверждают социологи, этот процент не отличается, а вот от семейного достатка зависит серьезно. Чем выше в семье достаток, тем выше процент готовых брать взятки.
Тридцать процентов опрошенных выпускников считают, что «ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». И еще треть затруднились ответить, согласны они с этим утверждением или нет. Каждый третий уклонился от ответа на вопрос, как вы оцениваете «правило»: делать лишь то, что сулит личную выгоду, а 14% однозначно ответили, что они и будут делать только это.
Сорок процентов уверены, что в списывании на экзамене, контрольной работы нет ничего предосудительного, и только 7 процентов считают это абсолютно недопустимым. Что же касается того, чтобы купить, переписать из интернета или списать чужую работу и сдать под видом своей, здесь доля тех, кто считает это абсолютно недопустимым, больше – 28%. Хотя каждый четвертый не видит в этом ничего плохого. Позиция детей не зависит ни от типа школы, ни от достатка родителей. Кстати, возможность «не вернуть в срок небольшой денежный долг» резко осудили чуть больше половины опрошенных.
Как они проводят свое свободное время? На первом месте прогулки, отдых на природе – 48%. Чаще этим занимаются девочки и дети из менее состоятельных семей. У мальчиков на первых местах: компьютерные игры – 45%, интернет – 38,3%, спорт (38%). Только 11,9% девочек назвали спорт одним из видов проведения своего свободного времени. Как одну из трех наиболее часто используемых форм досуга назвали выпивку 28% мальчиков и 18,8% девочек. В театры, на концерты, на выставки ходит совсем незначительное число опрошенных.
Я специально не комментирую каждую цифру, оставляя вам возможность поразмышлять и сделать свои выводы, что происходит с нашей школой, системой воспитания. Если честно, то вначале меня эти данные шокировали. Но потом я понял, что они простое отражение того времени, которое прожили наши выпускники. И школа совсем не виновата, что они такие. Время, а точнее, политики и власть сделали их такими, какими они есть. Они пришли в школу в девяносто шестом году. Выборы Ельцина, его болезнь, коробка из-под ксерокса. Скрытая безработица, абсолютное бесправие, люди полностью зависели от работодателя, профсоюзы не работали. Родителям было не до воспитания: надо было выжить в условиях, когда все рушилось. Процветала коррупция, появилась семибанкирщина, когда семь банкиров-олигархов за поддержку Ельцина на выборах выторговали себе поддержку Кремля и начали управлять экономикой и политикой. Именно тогда произошло сращивание олигархов и власти. У государства не было денег на социальные программы, и бизнесмены-олигархи предложили: они кредитуют правительство на выгодных условиях, а взамен приобретают госсобственность за бесценок на залоговых аукционах. Вот оттуда и пошли многие нынешние миллиардные состояния. Казалось, что экономика начинает развиваться. Но ничем не подкрепленный рост денежной массы привел к дефолту, появилось огромное количество финансовых пирамид. Люди вкладывали все деньги и теряли их. Чечня, политические и экономические скандалы, взрывы домов, теракты. Эти дети слышали, что говорят их родители. Не им, а между собой. Именно эти разговоры и запоминаются детьми. Они видели, как их соседи, ученые, уезжают на Запад. Они чувствовали на себе, в школе постоянно растущее расслоение общества, которое с годами не только не сократилось, а катастрофически возросло. Они слышали, как телевидение призывало: играйте, играйте, играйте – и вы станете миллионерами. Никто не говорил им о том, что добиться успеха можно, много и напряженно работая. Потому что и сами взрослые в это не верили…
…Мы получили то, что посеяли, все вместе.
Комментарии