Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Учительская газета, №22 от 27 мая 2008. Читать номер
Автор:

В прошлый четверг британский посол в Москве сэр Тони Брентон от имени английской королевы вручил Елене Анатольевне Ленской Орден Британской империи за заслуги в развитии британско-российского сотрудничества в области образования. Как сказал посол, такой чести за все годы новейшей российской истории удостоены четверо или пятеро россиян. Ленская проработала в Британском Совете двенадцать лет, до этого она была руководителем Управления международного сотрудничества в Министерстве образования России. То было непростое время. Выбрав демократический путь развития, страна оставалась закрытой. И самое лучшее образование в мире тоже. Ленская разрушала эту закрытость. Посещая почти все международные симпозиумы, конференции и семинары, она показывала миру, чего мы в самом деле стоим, и находила международных партнеров для российской системы образования. Многие зарубежные эксперты с удовольствием откликались на ее призывы к сотрудничеству. И тут же начинали учить россиян, как жить дальше, как реформировать систему образования. Только один Пол Докерти из Британского Совета спросил: а что вам, собственно, нужно? С этого вопроса и началось сотрудничество, которое продолжается до сих пор.

Кто-то из российских коллег, поздравляющих Елену Анатольевну, сказал, что она была блестящим бюрократом. Она уточнила: «Уж кем-кем, а бюрократом точно не была, но хорошо подбирала себе замов, они-то и тащили бюрократическую ношу». Я помню, как мой друг Майкл Бейкер, освещающий образование на Би-Би-Си, брал в те годы интервью у министра образования. Елена Анатольевна помогала с переводом. Когда беседа закончилась и мы покинули здание на Чистых прудах, он вдруг заметил: «Мне показалось, что министр у вас Ленская, она так много дополняла и уточняла сказанное министром, что это теперь больше с ней интервью, чем с ним». Я отшутился: «Министр деталей не знает. В школе никогда не работал. У него глобальное видение проблем. Да и министры разные бывают».

Получая орден, Елена Анатольевна сказала: «Мне очень повезло: много лет мне удавалось делать любимую работу в компании замечательных людей. В последние двенадцать лет удалось реализовать почти все свои идеи в образовании и почти в них не разочароваться. Когда занимаешься развитием образования, то можно мечтать с размахом: все равно, даже если получится воплотить твою мечту в жизнь, то пока появятся результаты, по которым можно будет судить об успехе твоего замысла, как говорил Ходжа Насреддин, подрядившийся за 20 лет научить осла говорить, к этому времени либо мулла умрет, либо осел сдохнет, либо я сам отдам богу душу. Это при том, что в образовании, как и в политике, как и в футболе, отделить твой результат от результатов усилий других игроков на поле очень непросто. И как же это замечательно, когда все-таки лично тобой забитый гол успевают увидеть зрители!»

Ленская называет себя «одичавшей бабушкой», которую дети и внуки видят только в промежутках между рейсами и верят ей на слово, что все, что она делает, очень важно. Она блестяще знает английский язык. В юности писала стихи, переводила Байрона. Пишет до сих пор. Хотя не для всех. Замечательно поет. Особенно украинские песни. Души не чает в даче, оставшейся от отца. Однажды мы оказались вместе с ней в Кенте, долго обсуждали там с английскими коллегами, какими должны быть учебники по граждановедению. Потом вышли во двор, и глазам открылись потрясающие цветники. Елена Анатольевна стала рассказывать о том, что у нее прижилось на даче и что вымерзло, и как она отдыхает, когда копается в земле. И хотя это была совсем другая Ленская, чем та, которую я привык видеть, мне показалось, что в это мгновение, когда она вспомнила о своем саде, своих розах, она была такой же счастливой, как и тогда, когда работает в команде единомышленников. Она не скрывает: «У нас многое получалось потому, что мы все работали как одна большая команда. В таких проектах по образованию, как в хорошем браке, выигрывают все. Мы все знаем, что мы работали для детей, как умели, и вместе у нас получалось лучше. Как сказал Эмерсон, «The only way to have a friend is to be one» (Лучший способ получить друга – быть им).

Что удалось сделать Ленской вместе с коллегами из Британского Совета за двенадцать лет? Хотели создать систему, чтобы учитель мечтал попасть на курсы повышения квалификации – уже двенадцать лет такие курсы работают во всех регионах, и конкурс там по три человека на место. Хотели, чтобы в России появились гражданские институты в образовании – из красноярского семечка вырос целый институт общественных управляющих. А еще разработали методику проведения и КИМы для единого экзамена по английскому языку, научили учителей писать учебники, создали новый стандарт подготовки преподавателей иностранного языка для педколледжей. Предложили новые концепции преподавания технологии и управления качеством образования.

Несмотря на все сложности и трудности, проблемы, напряжение между внешнеполитическими ведомствами двух стран, Ленская – оптимистка. Она никогда не унывает, не отчаивается, она знает, что придет новый день и принесет новое решение, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но все равно все задуманное сбудется. Вот что она еще сказала на вручении ей ордена: «Беда наших реформ в том, что мы считаем, что нам повезло, если нам гарантировано два-три года относительно спокойной работы по заранее согласованному плану. И совсем уж несказанно повезло, если следующий этап изменений согласуется с предыдущим. А тут целых двенадцать лет!»

…Жаль, что на церемонии не было видно никого из официальных лиц российского образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту