Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Учительская газета, №13 от 31 марта 2009. Читать номер
Автор:

Во второй половине апреля в 250 российских школах пройдет тестирование и анкетирование восьмиклассников в рамках Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS-2009). В этом исследовании участвуют 33 страны. Первый цикл исследования проходил десять лет назад и включал 20 стран, в том числе и Россию. Наши ребята тогда показали хорошие результаты. Мы были в середине списка. Главная цель исследования – изучить, как в разных странах школы готовят молодых людей к роли гражданина ХХI века. В прошлом году в России проводилось пробное исследование, в котором принимали участие 25 образовательных учреждений, 579 учащихся и 318 учителей из Тверской, Воронежской, Новгородской и Тюменской областей.

Пробное исследование не дает параметров качества граждановедческого образования. Его главная задача – выявить, насколько валидны для основного исследования тестовые задания. Но, анализируя результаты тестирования международного инструментария, можно сделать определенные выводы о «вероятностных значениях способностей российских учащихся к выполнению заданий исследования-2009». Пробное исследование продемонстрировало, что представления российских восьмиклассников о демократических ценностях, правах человека, механизмах реализации прав и свобод, институтах государства и власти значительно улучшились за последние десять лет. Вместе с тем, как и прежде, вызывают затруднения вопросы с открытыми ответами, когда, например, из двух утверждений нужно выбрать одно и представить аргументы, почему именно это утверждение учащийся считает верным. Вызывали сложности и задания, когда требовалось проанализировать графическую информацию. Может быть, это вызвано тем, что обществознание (граждановедение) все еще преподается в ряде школ старыми методами, когда главным является усвоение определенного набора знаний о государстве и обществе. Вместе с тем стоит сказать, что за последние годы существенно обновился арсенал методов и технологий преподавания обществознания, все чаще используется в практике исследовательская и проектная работа.

На сайте «Учительской газеты» мы вывесили две тетради с заданиями предыдущего цикла. Обратите на них внимание. Структура заданий практически не изменилась, так же как и общий объем содержания, просто многие вопросы и задания по-новому сформулированы. Работа с этими материалами могла бы послужить своеобразной подготовкой к основному тестированию.

В ходе исследования учащимся придется заполнить и анкету о ценностных представлениях, восприятиях и установках, связанных с социальными вопросами. В пробном исследовании ребята продемонстрировали высокий уровень понимания значимости демократических ценностей. По данным анкетирования, их общественная активность часто превышает уровень активности их сверстников из других стан. Что интересно, учащиеся принимают участие не только в различных школьных объединениях, клубах и кружках, но и организациях, расположенных за пределами школы. Это свидетельствует о формировании чувства социальной и учебной мобильности.

Представляют значительный интерес данные о количестве книг дома у обследуемых. Этот индикатор использовался во многих исследованиях Международной ассоциации по оценке учебных достижений. Чем ниже процент семей, у которых есть только десять книг в доме, тем лучше индикатор социально-экономических условий. У нас показатель 4,9 процента, ниже только в Латвии, Финляндии и Эстонии. А вот 200-500 книг есть в домах 13,3 процента, в среднем по исследованию – 3,3 процента. Больше всего такое количество книг имеют в семьях Эстонии (16,5%), Швеции (12,6%) и Нидерландов (11,6%). Кстати, этот показатель отражает постоянную положительную корреляцию с уровнем образования родителей и с выполняемостью теста.

Накануне основного исследования хотелось бы обратить внимание на то, что в его рамках пройдет анкетирование отобранных учителей, преподающих в восьмых классах, и директоров учебных заведений. Это анкетирование проводится для того, чтобы изучить, как влияют на учебные достижения учащихся и формирование их ценностных установок различные факторы, связанные с организацией образовательного процесса, применяемые методики и технологии. Пробное исследование показало, что у нас есть некие проблемы. Не в плане организации образовательного процесса, умения использовать новые эффективные технологии, а в плане… ответственности. Двадцать процентов анкет, розданных учителям, не были приняты к обработке. Часть из них просто не вернулась, поэтому нечего было заносить в базу данных, а часть была заполнена лишь наполовину, что также неприемлемо.

В целом же анализ анкет и отдельных тестовых заданий пробного исследования свидетельствует о достаточно высоком уровне интереса и знаний учащихся в области обществознания, политологии и права, о желании молодых людей участвовать в общественной жизни и изменить ее к лучшему, об их активной жизненной позиции.

Удачи вам в исследовании ICCS-2009!

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту