В Англии нет «Учительской газеты». Есть несколько изданий разных учительских профсоюзов. Это или ежемесячные тоненькие журналы, или квартальные информационные бюллетени. Но в Англии есть две очень влиятельные национальные газеты, давно и серьезно конкурирующие между собой: «Гардиан» и «Таймс». Как и российские общеполитические издания, они почти не пишут об образовании. Разве что случится какая-нибудь сенсация – тогда ее вынесут на первую полосу. Но обе эти газеты выпускают еженедельно, хотя и в разные дни, специальное приложение по образованию. Оба эти приложения по содержанию похожи на нашу газету. Есть один день в году, когда тираж обеих газет увеличивается почти вдвое, это когда печатают рейтинг всех английских школ. Строится он в основном на двух показателях: среднем балле по предметам на выпускных экзаменах и количестве выпускников, поступивших в престижные университеты.
Газету покупают родители ребят, которые еще учатся в школе; родители малышей, которые только собираются в школу; студенты и те, кто давно закончил школу, чтобы знать: не сдала ли их альма-матер своих позиций. Честно говоря, я собирался писать о национальном проекте. Тогда причем здесь английские газеты и английские школы? – спросите вы. Просто мы тоже решили напечатать список. В нем будет три тысячи учебных заведений. Понятно, что этого списка пока в природе нет. Потому что только недавно утверждены процедуры отбора учебных заведений на президентские гранты. На местах начали готовить документы. Это сложная и достаточно тяжелая работа. Сколько времени потребуется хотя бы для того, чтобы заверить часть требуемых бумаг нотариально. Я уверен: обнародовать этот список нужно для того, чтобы не только многочисленные советы и комиссии по реализации национального проекта, которые появились сейчас везде, и в центре, и на местах, знали, кого они выбрали, но и вся педагогическая общественность, вся система образования. В отличие от некоторых очень продвинутых экспертов я не считаю педагогической общественностью кучку людей, постоянно тусующихся на всех педагогических мероприятиях, независимо от того, на какую тему сходка или кто ее организатор. Для меня педагогическая общественность – это все работающие в школе, в системе образования. И может быть, главное, что должен сделать национальный проект, – это разбудить педагогическую общественность, заставить ее по-настоящему бороться за то, чтобы их идеи, программы, цели были достойно оценены. Время такое, что власти нужно доказывать, что ты сам чего-то стоишь, твоя работа и твое учебное заведение. Все начальники знают: сколько школ в области, в районе получат вознаграждение за хорошую работу. Боюсь, что кое-где ровно столько школ, сколько было означено по разнарядке, и подадут свои документы – заявки на конкурс. По большому счету, это в самом деле конкурс, в котором должно оцениваться сделанное. И в этом конкурсе будут участвовать совершенно разные школы. Понятно, что невозможно требовать одинаковых – формальных – показателей от московской школы и школы из дальнего сибирского района. Но общее есть у обеих школ: это то, как там организована деятельность, насколько эффективно работают педагоги, какой уровень знаний у учащихся и что они дальше делают в жизни. Все выпускники московской школы могут поступить в МГУ или Финансовую академию, а из той маленькой сибирской школы лишь один поступит в Высшую школу экономики, остальные останутся в поселке. Но мне кажется, что это равнозначный результат. Этот список, который мы собираемся напечатать, должен стать своеобразным национальным рейтингом средних учебных заведений. Это не значит, что все остальные школы страны работают плохо, что они не достойны грантов, премий, наград. Всем школам сегодня нужна поддержка. Хотелось бы, чтобы, раздав вознаграждения школам и учителям, государство подумало о том, как в целом поддержать работающих в системе образования.
Когда выберут учителей, достойных президентского вознаграждения, мы напечатаем и этот список. Десять тысяч имен могут занять все газетные страницы, но мы с удовольствием отдадим их под это дело.
Сейчас же самое главное, чтобы для всех, кто собирается выдвигать свои учебные заведения, своих учителей, были понятны правила игры, требования. Чтобы они были равны для всех и процедура отбора происходила открыто и прозрачно, чтобы все знали, кто и как будет выбирать. Можно по-разному относиться к национальному проекту, но он объявлен, на него выделены огромные деньги, разработаны методические рекомендации, как наиболее эффективно и демократично провести все процедуры отбора. Наша с вами задача – не остаться в стороне, привлечь родителей, независимые общественные и профессиональные организации, ассоциации, клубы и объединения, где они существуют. Руководителям надо не просто проводить совещания и видеоконференции, слать отчеты в Москву, а сделать так, чтобы работа каждого органа управления – областного, районного, городского – была видна, ясна и понятна каждому директору школы, каждому учителю. Только в этом случае проект в той части, которая касается вознаграждения за хорошую работу, сможет достичь своей цели – изменить состояние системы образования.
Недавно один бывший учитель, ушедший из школы, сказал мне: «У нас не те учителя и не те ученики». Я с ним не согласен: у нас хорошие учителя и хорошие ученики. И это богатство гораздо важнее алмазов, нефти и газа.
Комментарии