search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Еще совсем недавно, когда шасси касалось посадочной полосы, в салоне самолета раздавались бурные аплодисменты. Иностранцы, особенно на западных авиалиниях, глядя на странных русских, удивленно поднимали брови, не понимая, что происходит. А люди просто благодарили пилотов за хорошую работу, за то, что они снова вернули их на твердую землю. Человек – не птица, и он неуютно чувствует себя в небе даже в самом комфортабельном лайнере, даже привыкнув летать чуть ли не каждую неделю по делам. Мне жаль, что ушла традиция аплодировать в конце полета.

Мы, наверное, последовали подсознательно примеру иностранцев, наблюдая, как они себя ведут. Но мы не научились у них другому: неукоснительно следовать установленным правилам и инструкциям. Не успеет самолет коснуться земли, как наши соотечественники срываются со своих мест, начинают лихорадочно одеваться, доставать багаж с верхних полок, а самолет все еще находится в движении, и стюардессам приходится метаться по салону, усаживая нерадивых пассажиров. Ни один иностранец не поднимется со своего места до тех пор, пока самолет не пристыкуется к рукаву. Все просто: если ты расстегнул ремень безопасности, встал, то авиакомпания не несет никакой ответственности за травмы, которые ты можешь получить, а ведь все бывает: и резкое торможение, и открывшиеся верхние багажные полки, и споткнувшийся сосед. Страховая компания не выплатит компенсацию: клиент сам нарушил правила. Кстати, на Западе страховые компании, перед тем как оформить медицинскую страховку, подвергают своих клиентов доскональному исследованию: чем больше отклонений в здоровье, болезней, тем труднее за-страховаться и тем дороже будет стоить для человека или для фирмы, в которой он работает, страховка. Вот почему там так сильно развита, особенно в Японии, медицина здоровья. Врачи занимаются не больными людьми, конечно, и больными они тоже занимаются, но это вторая стадия, вторая ступень, а в первую очередь их задача выявить у здорового человека возможные отклонения и предотвратить их. После расшифровки генома человека мировая медицина научилась с большой достоверностью предсказывать каждому человеку, как будет развиваться его здоровье, возникновение каких именно болезней у него возможно, как можно их предотвратить. Все это реально делается. Но, к сожалению, не у нас, хотя именно у нас, в бывшем Советском Союзе, впервые в мире появилось это направление медицинской теории и практики и успешно развивалось на протяжении около двадцати лет под руководством академика Чазова. Сегодня в стране появилось несколько частных клиник, которые могут составить такой паспорт здоровья, «дорожную карту» для человека. Конечно, удовольствие это недешевое, не всем по карману. А государство не считает нужным тратиться на диагностику будущих заболеваний своих граждан. Да и при нынешнем состоянии медицины это невозможно: нет ни кадров, ни оборудования. И все же мы сами можем сделать для себя хоть что-то. Вспомните, когда вы были последний раз у врача без причины, просто пришли провериться, не заполнить «санитарную книжку», а в самом деле пройти настоящий профилактический осмотр всеми специалистами, и чтобы вам сравнили результаты с прошлым визитом. Мы терпим боль до последнего, мы назначаем сами себе лекарства, сами себе ставим диагноз, чаще всего нас увозят в больницу по «скорой помощи», когда сделать уже ничего нельзя. Если государство не хочет заботиться о нашем здоровье, давайте мы сами будем о нем заботиться. Не пить, не курить, в меру есть, стараться стрессов избегать (хотя как мы без них проживем?), не забывать про профилактические осмотры. Болезнь намного легче предотвратить, чем вылечить. Привычку постоянно следить за своим здоровьем надо воспитывать, культивировать у детей и взрослых. В прошлом году во время эпидемии гриппа я попал в одно учебное заведение. Карантин там еще не был объявлен, но всех обязали ходить в масках. Мы шли с директором школы по коридору, она пригласила меня в класс налево, а я свернул направо. Ребята старательно выполняли какое-то задание, учительница заполняла журнал. Увидев входящих, дети потянулись за масками и поспешно стали их надевать. Маски нужны были не для защиты от инфекции – для проверяющих…

Честно говоря, начиная писать о полетах, я хотел было написать о Риме, где я оказался сразу после Рождества. Несколько дней подряд шли проливные дожди, и Тибр бурлил, как настоящая горная река. Он рычал, неся вырванные с корнем деревья, кусты, бревна, доски и даже пустую моторную лодку… Рим был на удивление тихим и спокойным в те дни. Никаких очередей в Ватикан, в музеи, дворцы… Почти пустой собор Святого Петра… Только магазины переполнены. Продолжались новогодние распродажи. Я зашел в один маленький уютный магазинчик купить себе свитер. Поздоровался, попросил показать, что у них есть. Строгая пожилая итальянка, достав из шкафа, разложила на ореховом прилавке свой товар моего размера. Вдруг резко открылась дверь. Вошла еще молодая пара. Русские, средний класс. Не вымолвив ни слова, прошлись по магазину, перевернули все витрины и так же ушли, без слов. Итальянка рассерженно смотрела им вслед: «Русские всегда так! Не здороваются и не прощаются, вечно злые, хмурые и даже спасибо не скажут!» Мне стало безумно стыдно, но я нашел в себе силы сказать, что я тоже русский и всякие люди бывают. Хозяйка смутилась: «Вы уж простите, я не хотела вас обидеть. Но ведь доброе слово и улыбка делают нас людьми».

… Я шел по вия Корсо и думал, как быстро мы перестали аплодировать пилотам и что нам мешает здороваться, улыбаться и благодарить людей. Только ощущение, что мы покупатели и все нам позволено? Но как сказал мне один итальянец: «Ваши деньги, которые вы оставляете у нас и которые нам нужны, ничего не значат в сравнении с человеческим уважением и теплом. Вам почему-то этого не хватает…» Это правда, нам не хватает внутренней культуры.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте