Иван Сергеевич уже семь лет несет службу регионального министра образования. Губернатор им доволен. Деньги на образование дает, не скупясь. Министра на планерках иногда похваливает, иногда поругивает, а иногда, разойдясь, налетает на Москву, федеральных чиновников, Кремль – всем достается, что страшно далеки от народа, что многие программы высосаны из пальца, но в конце концов успокаивается и, обращаясь к Ивану Сергеевичу, то ли спрашивает, то ли утверждает: «Для нас что главное? Чтобы в школах тепло было, чтобы дети сыты были, учителя нормально зарабатывали, а наши выпускники поступали без проблем в лучшие вузы страны. Задача понятна? Вот и работай, министр! А денег мы тебе выделим». И Иван Сергеевич работал. Область включалась в эксперименты, проводились всероссийские совещания, анализировался опыт лучших.
Иван Сергеевич любит свою работу. Дома его видят мало. Уходит к восьми, возвращается после десяти. Он считает, что хоть раз в году но должен побывать в каждом районе области. Приезжая в район, выбирает для посещения каждый раз новую школу. Так что за семь лет своей службы практически побывал во всех учебных заведениях области. Его уважают – он настоящий профессионал, хорошо знает систему образования. Никогда не обещал того, чего выполнить не мог. Но если уж сказал – так железно. Больше всего Ивана Сергеевича тревожат местные выборы. В первые годы ему не всегда удавалось сохранить заведующих районными и городскими отделами образования, если менялся глава района или мэр города. Они меняли всю команду, в том числе и руководителей образования. Со временем ситуация изменилась. Новые главы звонят Ивану Сергеевичу, как бы советуясь, что делать с образованием, с кадрами, поможет ли область финансами. Услышав, что образование только потеряет, в том числе и финансово, если они предложат Татьяне Сергеевне, Игорю Александровичу или Вячеславу Михайловичу новую должность, главы успокаивались и образовательных начальников не трогали.
В прошлом году поменялся мэр Светлолеска, большого промышленного города, где несколько десятков школ, динамичная программа развития системы образования, опытный заведующий городским отделом Матвей Семенович. Он чем-то был похож на Ивана Сергеевича. В каждой своей школе не раз побывал, с каждым коллективом обсудил программу развития учебного заведения. Федеральный центр только заговорил об итоговой аттестации выпускников основной школы, а в Светлолеске уже отработали свою методику и контрольно-измерительные материалы. Но на выборах Матвей Семенович поддерживал бывшего мэра. И как только новый человек занял место городского главы, он при всех напустился на заведующего: школы слишком много съедают средств из бюджета, эксперименты неоправданны, не происходит обновления кадров.
Иван Сергеевич позвонил мэру и попросил не трогать Матвея Семеновича хотя бы потому, что Светлолеск для области – экспериментальная площадка. Почти все учителя года оттуда. У них самое большое количество губернаторских грантов. Областной институт повышения квалификации чаще всего обобщает именно педагогический опыт светлолесцев. И мэр пообещал: трогать не буду, пусть работает, через год посмотрим. Может быть, Матвей Семенович и удержался бы на своем месте, если бы у жены мэра закадычной подругой не была Серафима Александровна Курнешова, энергичная сорокалетняя заведующая детским садом. Сад у нее был, надо честно признать, хороший. Родители всячески хвалили воспитателей, дети мало болели, много развивающих программ, праздников.
Серафима Александровна осенью с женой мэра полетела в Египет отдохнуть, сил перед затяжной зимой набраться. Сидели подруги на пляже, обсуждали, какие подарки мужьям выбрать, мэрская жена возьми да скажи: «Пора тебе, Симочка, карьеру делать! Ты и умная, и красивая, и работать умеешь – так почему бы тебе не стать завгороно?» – «Да ты что, Эллочка? Там же Матвей Семенович! Он такой ас!» Жена мэра вдруг заговорила враз окрепшим властным голосом: «Порулил, и хватит. Ты справишься. Я тебя знаю. И потом, если мы в область переедем, то и тебе будет легче переехать с такой должности». Такой был разговор или другой, я точно не знаю. Всякое говорят. Но когда той же осенью министр вернулся из отпуска, ему доложили, что Матвей Семенович больше не работает. Он позвонил ему и предложил переехать в область. Матвей Семенович наотрез отказался: «Останусь там, где мой дом, где могилы родных, где дети, которых я когда-то сам учил».
Три месяца у новой заведующей пролетели как один день. Она принимала поздравления, ездила по школам, ходила на совещание к мэру, проводила собственные планерки. А потом ее пригласили в область на совещание по новой системе оплаты труда, нормативному финансированию и малому единому экзамену. В конце дня Серафима Александровна подошла к боевому заму Ивана Сергеевича Надежде Тихоновне, которая вела это совещание: «Простите, но я ни слова не поняла, о чем вы сегодня целый день говорили, эти таблицы и графики не для меня. Уйду я, наверное, обратно в детский сад».
…Серафима Александровна попросила вернуть ее на прежнюю должность. Мэр заявление не подписывает. Каждый вечер с женой ругается: «Ты во всем виновата! Заведующая детсадом тебе уже не подружка?» Матвей Семенович открыл свою палатку на местном рынке. Торгует молоком, творогом и маслом. Продукты ему поставляют из окрестных сел. Иван Сергеевич сердится на губернатора: «Местное самоуправление, местное самоуправление! А кто образованием будет заниматься, если глава думает не о детях, а о том, кто и как на выборах голосовал!» Губернатор в очередной раз учит министра уму-разуму: «Не хотят наших советов слушать, пусть сами поймут, что разваливается все гораздо быстрее, чем строится». Вот так и живут.
Комментарии