В школе работают только женщины, а на Всероссийском конкурсе «Учитель года» побеждают одни мужчины – так шутят сами участники конкурса. И в этом есть доля правды. Из регионов каждый год на финал приезжает в два раза больше женщин, чем мужчин. Но за пятнадцать лет «Хрустального пеликана» получили лишь две представительницы прекрасного пола – преподавательница французского языка Екатерина Филиппова и учительница начальных классов Зинаида Климентовская.
Почему побеждает сильный пол? Женщины смеются: причина в том, что большинство членов жюри конкурса как раз женщины. И когда они видят талантливого, энергичного, преданного детям и школе мужчину, у них срабатывает материнский инстинкт: приласкать, ободрить, поощрить. А если серьезно, то специалисты считают, что при равных шансах победить на этом конкурсе мужчина всегда обойдет женщину. Не потому, что он лучше, а потому, что в школе мало мужчин, и поддержат именно его, чтобы показать: работа педагога престижна и в школе можно состояться.
До революции в школе учителя-мужчины составляли абсолютное большинство. После семнадцатого года в школу пошли женщины. Великая Отечественная война не пощадила педагогов. Мало кто из них вернулся с фронта. В восьмидесятые годы XX века, как свидетельствует статистика, в школе было около тридцати процентов мужчин за счет бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, где традиционно мужчин-педагогов всегда было больше. Сегодня учителей-мужчин – 13,77 процента. Это статистика 2004 года. Более свежих данных нет. Больше всего мужчин в образовании Дагестана (35,69%), Чечни (21,01%) и Якутии (20,07%). Меньше всего в Карелии (7,63%), Свердловской (8,43%) и Московской областях (8,69%). В некоторых школах – ни одного, а в других – работают едва ли не десяток. Например, в сорок третьей школе Нижнего Новгорода их семеро. На школьном сайте есть даже специальная страничка «Наши учителя-мужчины».
И все же с каждым годом их в образовании все меньше и меньше. Только за последние восемь лет число мужчин в школе сократилось на шесть процентов. Это напрямую связано с тем, что в стране вообще стало меньше учителей. Если в двухтысячном году их работало 1 миллион 701 тысяча, то в 2005-м стало меньше на 194 тысячи. Явные причины этого: демографический кризис, реструктуризация сети образовательных учреждений, старение педагогических кадров. И, конечно же, средняя зарплата. Она до сих пор намного ниже средней в экономике и составляет всего семь тысяч рублей. Молодым трудно начинать жить на такую зарплату. На эти деньги дом не построишь, квартиру и машину не купишь, даже детей растить будет трудно.
Вы не задумывались, почему общество так низко оценивает учительский труд? Мне кажется, это связано отчасти с тем, что в обыденном сознании обучение и воспитание считается традиционно женским занятием. Забота, обиход и воспитание ассоциируются с малопрестижной домашней сферой, с трудом домохозяйки. Поэтому и оценивается так дешево.
Нет, наверное, ни одного человека в педагогической среде, который бы не знал Евгения Ямбурга и Ефима Рачевского, Шалву Амонашвили и Олега Парамонова, Александра Католикова и Александра Асмолова, Александра Тубельского и Владимира Караковского. Даже в самой дальней глубинке знают имена учителей года России. Но мы не знаем, кто они все вместе – эти тринадцать процентов мужчин, все еще работающих в школе. Не знаем, сколько им лет, какой у них педагогический стаж, какое образование, какие предметы они преподают. Нет таких данных. Гендерная статистика – вообще дело, новое для России. Хотя кое-какие данные все-таки можно найти. Например, говорят, что 20 процентов директоров учебных заведений общего образования – мужчины. Чем выше уровень органов управления образованием, тем больше мужчин занимает руководящее кресло. Среди руководителей региональных органов управления образованием две третьих мужчины. С девяносто первого года в России сменилось 6 министров образования, но эту должность ни разу не заняла женщина. Да и среди заместителей министра за все это время их было всего лишь две. Министерские старожилы рассказывают байку, что у одного из министров было 12 замов, но 11 направлений из 12 вела его заместитель – женщина.
Школа по большому счету – это рутинная работа. Ежедневная, кропотливая и однообразная. Мужчины тяжелее свыкаются с однообразием. Они устают от него. Как сказал один из учителей года, можно безумно любить Достоевского и Толстого, но из года в год двадцать пять лет подряд, пусть и другими словами, рассказывать одно и то же – устанешь. Мужчинам постоянно хочется перемен, новых сюжетов и поворотов в своей жизни. Они не такие терпеливые, как женщины. Но они считают, что великая честь и великое счастье – однажды написать кому-то из воспитанников, как Жуковский Пушкину: «Победителю-ученику – от побежденного учителя». Не каждый мужчина на такое способен. Только настоящий.
Народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, однажды мудро заметил: «Школа без мужчины – все равно что неполная семья. В ней могут быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины – немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».
… Кто же в конце концов остается в школе? Остается настоящий учитель. Не важно: мужчина он или женщина. Тот, кто рождается учителем. Тот, кто в школе не работает, а живет ею. В школе остаются те, кто верит, что, как сказал Роберт Рождественский, «учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»; преподают те, кто входит в школьные классы не как в клетку, а как в храм. Как бы хотелось, чтобы педагогов по призванию в российских школах было как можно больше. Особенно мужчин.
Комментарии