search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

В школе работают только женщины, а на Всероссийском конкурсе «Учитель года» побеждают одни мужчины – так шутят сами участники конкурса. И в этом есть доля правды. Из регионов каждый год на финал приезжает в два раза больше женщин, чем мужчин. Но за пятнадцать лет «Хрустального пеликана» получили лишь две представительницы прекрасного пола – преподавательница французского языка Екатерина Филиппова и учительница начальных классов Зинаида Климентовская.

Почему побеждает сильный пол? Женщины смеются: причина в том, что большинство членов жюри конкурса как раз женщины. И когда они видят талантливого, энергичного, преданного детям и школе мужчину, у них срабатывает материнский инстинкт: приласкать, ободрить, поощрить. А если серьезно, то специалисты считают, что при равных шансах победить на этом конкурсе мужчина всегда обойдет женщину. Не потому, что он лучше, а потому, что в школе мало мужчин, и поддержат именно его, чтобы показать: работа педагога престижна и в школе можно состояться.

До революции в школе учителя-мужчины составляли абсолютное большинство. После семнадцатого года в школу пошли женщины. Великая Отечественная война не пощадила педагогов. Мало кто из них вернулся с фронта. В восьмидесятые годы XX века, как свидетельствует статистика, в школе было около тридцати процентов мужчин за счет бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, где традиционно мужчин-педагогов всегда было больше. Сегодня учителей-мужчин – 13,77 процента. Это статистика 2004 года. Более свежих данных нет. Больше всего мужчин в образовании Дагестана (35,69%), Чечни (21,01%) и Якутии (20,07%). Меньше всего в Карелии (7,63%), Свердловской (8,43%) и Московской областях (8,69%). В некоторых школах – ни одного, а в других – работают едва ли не десяток. Например, в сорок третьей школе Нижнего Новгорода их семеро. На школьном сайте есть даже специальная страничка «Наши учителя-мужчины».

И все же с каждым годом их в образовании все меньше и меньше. Только за последние восемь лет число мужчин в школе сократилось на шесть процентов. Это напрямую связано с тем, что в стране вообще стало меньше учителей. Если в двухтысячном году их работало 1 миллион 701 тысяча, то в 2005-м стало меньше на 194 тысячи. Явные причины этого: демографический кризис, реструктуризация сети образовательных учреждений, старение педагогических кадров. И, конечно же, средняя зарплата. Она до сих пор намного ниже средней в экономике и составляет всего семь тысяч рублей. Молодым трудно начинать жить на такую зарплату. На эти деньги дом не построишь, квартиру и машину не купишь, даже детей растить будет трудно.

Вы не задумывались, почему общество так низко оценивает учительский труд? Мне кажется, это связано отчасти с тем, что в обыденном сознании обучение и воспитание считается традиционно женским занятием. Забота, обиход и воспитание ассоциируются с малопрестижной домашней сферой, с трудом домохозяйки. Поэтому и оценивается так дешево.

Нет, наверное, ни одного человека в педагогической среде, который бы не знал Евгения Ямбурга и Ефима Рачевского, Шалву Амонашвили и Олега Парамонова, Александра Католикова и Александра Асмолова, Александра Тубельского и Владимира Караковского. Даже в самой дальней глубинке знают имена учителей года России. Но мы не знаем, кто они все вместе – эти тринадцать процентов мужчин, все еще работающих в школе. Не знаем, сколько им лет, какой у них педагогический стаж, какое образование, какие предметы они преподают. Нет таких данных. Гендерная статистика – вообще дело, новое для России. Хотя кое-какие данные все-таки можно найти. Например, говорят, что 20 процентов директоров учебных заведений общего образования – мужчины. Чем выше уровень органов управления образованием, тем больше мужчин занимает руководящее кресло. Среди руководителей региональных органов управления образованием две третьих мужчины. С девяносто первого года в России сменилось 6 министров образования, но эту должность ни разу не заняла женщина. Да и среди заместителей министра за все это время их было всего лишь две. Министерские старожилы рассказывают байку, что у одного из министров было 12 замов, но 11 направлений из 12 вела его заместитель – женщина.

Школа по большому счету – это рутинная работа. Ежедневная, кропотливая и однообразная. Мужчины тяжелее свыкаются с однообразием. Они устают от него. Как сказал один из учителей года, можно безумно любить Достоевского и Толстого, но из года в год двадцать пять лет подряд, пусть и другими словами, рассказывать одно и то же – устанешь. Мужчинам постоянно хочется перемен, новых сюжетов и поворотов в своей жизни. Они не такие терпеливые, как женщины. Но они считают, что великая честь и великое счастье – однажды написать кому-то из воспитанников, как Жуковский Пушкину: «Победителю-ученику – от побежденного учителя». Не каждый мужчина на такое способен. Только настоящий.

Народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, однажды мудро заметил: «Школа без мужчины – все равно что неполная семья. В ней могут быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины – немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».

… Кто же в конце концов остается в школе? Остается настоящий учитель. Не важно: мужчина он или женщина. Тот, кто рождается учителем. Тот, кто в школе не работает, а живет ею. В школе остаются те, кто верит, что, как сказал Роберт Рождественский, «учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»; преподают те, кто входит в школьные классы не как в клетку, а как в храм. Как бы хотелось, чтобы педагогов по призванию в российских школах было как можно больше. Особенно мужчин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте