search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Мой отец не воевал. Ему было всего девять лет, когда началась война. Один дед умер еще до войны. Другой погиб на строительстве шахты в Донбассе тоже до начала войны. Но три маминых старших брата воевали. Один пропал без вести. Другой погиб под Варшавой, третий в плену побывал.

Напротив нашей школы стоял в маленьком скверике памятник: солдат со знаменем, на постаменте выбиты имена всех погибших на войне. Первый раз я оказался за оградой памятника, кажется, в первом классе. Наша учительница Любовь Ивановна повела нас туда накануне дня Победы и стала рассказывать, что всех этих людей она хорошо помнит, что есть среди них молодой учитель, который приехал в наше село преподавать русский язык сразу после окончания института. Западная Украина была в составе Советского Союза только два года. Люди говорили лучше по-польски, чем по-русски. Родом он был из Смоленска, окончил институт в Ленинграде и по комсомольской путевке попал на Волынь. Его поселили в доме Любови Ивановны рядом со школой.

Через год новый учитель научился говорить по-украински, открыл вечернюю школу русского языка для взрослых, на всех концертах в клубе читал стихи и поэмы. Люди с удовольствием слушали. Говорят, кто-то ему угрожал, что подбрасывали разные письма, но в нашем краю было намного спокойнее, чем на Львовщине или Тернопольщине. Там приезжих учителей – «москалей» и коммунистов – просто убивали, обычно ночью. Учитель сдружился с местным священником. В церковь он не ходил. Но раз в неделю они встречались на деревенской площади, усаживались под разлогой яблоней и спорили. Мужики собирались кружком вокруг них, вслушивались в их умные разговоры, кивали головами, причмокивали и выносили вердикт: «Ну и умные же они! Ничего не поймешь, о чем говорят».

Война пришла в наше село на четвертый день. Молодого учителя забрали на фронт. С войны он не вернулся. Погиб где-то под Киевом.

Любовь Ивановна сказала тогда нам, малышам: «Давайте мы сделаем с вами две вещи. Я договорилась с сельсоветом, что за одной клумбой у памятника мы будем с вами ухаживать. Посадим многолетние цветы, будем пропалывать сорняки, летом поливать, на зиму укрывать от стужи. А второе – мы начнем вместе с вами создавать в нашем классе музей, посвященный нашим односельчанам, погибшим на войне. Согласны?» Мы прокричали в один голос, что «да», и бросились на школьный двор, где обычно, перед тем как отправиться домой, немного гоняли в футбол.

За четыре года, пока нас учила Любовь Ивановна, мы собрали немало военных материалов. Фотографии, письма, похоронки, личные вещи, вырезки из газет. Раз в месяц Любовь Ивановна проводила родительские собрания. Это были не обычные разговоры об учебе и поведении, школьных делах. Об этом она говорила с родителями по отдельности, посещая их дома. На собрания родители приходили вместе с нами, и мы вместе клеили стенды для нашего музея, вырезали рамки, разбирали материалы, прикрепляли полки. Мне кажется, это была гениальная педагогическая находка моей первой учительницы. Со временем музей нашего класса превратился в школьный музей. К его работе подключились другие учителя и ребята из разных классов. Но руководителем бессменно оставалась Любовь Ивановна. За годы, пока я учился в школе, мы нашли родственников похороненного на сельском кладбище красноармейца, который погиб, когда наши войска уже шли на Берлин, создали специальный стенд, посвященный погибшему учителю русского языка и литературы, записали рассказы всех вернувшихся с фронта…

…Отец моей жены воевал, дошел до Берлина. Сын был совсем маленьким, когда впервые увидел награды деда. К сожалению, его самого уже не было в живых. «Расскажи, что это», – попросил он. И я стал рассказывать. Про войну, про его деда, про награды, про потери, про Победу, показал ему книгу «Штурм Берлина». И с тех пор она стала на многие годы его любимой книгой. Недавно мой внук спросил меня: «А ты был на войне?» Ответил, что нет, а вот его прадедушка был…

…Однажды, когда я уже взрослым приехал домой и пришел в гости к Любови Ивановне, она мне сказала: «Знаешь, сколько лет мне было, когда я первый раз увидела смоленского учителя литературы? Четырнадцать! Он был первой моей любовью, но так об этом и не узнал…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте