Я давно привык летать. Меня не пугают взлеты и посадки, воздушные ямы. Я даже научился дремать в полете. У меня в шкафу висит дежурный костюм, который я беру с собой для официальных встреч, бросаю в рюкзак пару-тройку чистых рубашек – и в аэропорт.
Я люблю командировки. Каждый раз они дарят мне встречи с потрясающе интересными людьми, я открываю для себя вещи, о которых раньше не знал, не догадывался и даже не предполагал об их существовании. Я впитываю в себя чужие истории, чужие жизни, чужой опыт и понимаю, что при всей своей консервативности система образования, может быть, сегодня наиболее динамично развивающийся социальный институт. Люди, работающие в этой системе, поменялись. Я говорю не только о региональных управленцах. Я имею в виду директоров школ и рядовых учителей. Они стали другими, научились четко формулировать цели, разрабатывать стратегию и тактику образовательной деятельности. Теперь они по-иному видят свои задачи и роль в системе образования. Они должны были это сделать. Ведь государство с каждым днем все больше ответственности перекладывает на них.
Мне нравится посещать школы, училища, детские сады. Маршрут обычно одинаков – лучшие кабинеты, библиотека, актовый и спортивный залы, столовая. Я с удовольствием слушаю рассказы о том, как создавался тот или иной кабинет, какую работу ведут на его базе учителя, как реконструировали актовый зал, выбивали аппаратуру, как школьные коридоры заполнялись детскими работами. В каждой школе своя история, свои победы и поражения, свои проблемы и, конечно, свои уникальные кадры. Я люблю после обзорной экскурсии по учебному заведению в учительской вместе с педагогами попить чаю. Вот тут и складывается самый интересный разговор о том, с чем сталкивается сегодняшняя школа и учитель. Для многих не дети становятся главной проблемой, а родители, которые хотят, чтобы их ребенок во что бы то ни стало на едином государственном экзамене получил высокие баллы. Они даже ни на минуту не задумываются о том, что не всегда учитель виноват в том, что учащийся не набрал даже минимального порога баллов. Объяснение всегда одно – плохо учили. И не захотели помочь на экзамене. Это, с одной стороны, давление, а с другой – на директора и учителя давят местные власти: средний балл должен быть высоким, по нему оценивают деятельность региональных министров и даже губернаторов. Указания, разъяснения, пожелания федерального министра образования и науки, чтобы результаты единого экзамена не служили оценкой деятельности конкретного директора и учебного заведения, а были эффективным инструментом улучшения образовательного процесса, в большинстве случаев остаются благими пожеланиями.
Еще одна проблема, которую мы обычно обсуждаем на таких чаепитиях: это новые государственные стандарты. Многие до сих пор не понимают, что такое фундаментальное ядро, какими будут примерные программы, чем они должны отличаться от программ, которые будут создавать сами учителя по своим предметам, кто заплатит за создание таких программ, где прописано, что это входит в обязанности учителя…
И всегда разговор заходит об оплате труда: за что и сколько мы учителю платим? В новых системах оплаты труда ведь общих денег не прибавилось. У кого-то отняли, кому-то добавили, забыв про закон сообщающихся сосудов. Мои собеседники уверены, что эти системы могут работать, но только в том случае, если будет увеличен общий фонд заработной платы.
И конечно, в последнее время в командировках мы часто говорили о лете, кто куда поедет отдыхать. Замечательная учительница физики Вера Ивановна Морозова сказала мне: «Я так снова хочу в Париж». «Вы когда там были?» – спросил я. «Ой, не была я там, я как в том анекдоте уже хотела побывать. Поеду с детьми на дачу. Места у нас хорошие. Озеро рядом, в двух километрах Енисей. Грибов много, ягод, даже иногда медведи наведываются в гости. А в Париж поеду, когда выберусь на пенсию».
…Вернувшись в гостиницу, я разбираю сделанные за день записи, вспоминаю лица людей, с которыми разговаривал, их глаза, улыбки, жесты, запоминаю понравившиеся мне фразы. Я знаю, что теперь никогда не забуду этих людей. Я люблю летать в командировки. Куда следующая?..
Комментарии