Все победы и поражения нации ложатся к ногам учителя, словно ковер из осенних листьев. Еще Бисмарк сказал, что битву при Садовой выиграл немецкий учитель. А Сталин, вторя ему, подчеркнул в сорок пятом: “Сталинградское сражение выиграл сельский учитель”, подразумевая, что именно российская глубинка сформировала тот тип солдата, который нечеловеческим усилием воли сломал хребет жесточайшей в истории человечества войны и повернул ее колесо с востока на запад. Победа в войне – это всегда триумф того, кто сильнее духом. Сила же духа складывается в весьма нежном возрасте. Поэтому школе в формировании духа нации, ее идеалов принадлежит главенствующая роль.
Достижения советской школы долгое время позволяли нам удерживать передовые позиции по многим направлениям науки и культуры. И даже то, что в области балета мы были “впереди планеты всей”, тоже являлось заслугой нашего демократического образования, которое позволяло “откапывать” детские таланты не только в пределах Садового кольца, но и в дальних деревнях и селах, кишлаках и аулах, хуторах и стойбищах.
И вдруг все рухнуло. Нет, на деле разрушение происходило постепенно, как незаметно подтаивает лед на реке. С трибуны говорилось одно, на коммунальных кухнях – совсем другое, под снег уходили неубранные урожаи, но сила инерции была велика, и мы по привычке продолжали считать свою страну великой державой. Внешне все обстояло благополучно. Но уже неотьемлемой частью социального пейзажа были учительницы, рассуждавшие на классных часах о нестяжательстве и красоте духа, а по выходным спекулировавшие на “толкучках” импортными сапогами.
Что явилось первой зримой трещиной в броне идеологического официоза? Афганистан? Дула моджахедов впервые заставили задуматься над тем, что отстаивать чужие интересы в чужих краях – занятие вряд ли благодарное. Как неоспоримый аргумент “за” поплыли на родину “черные тюльпаны”. А учителя истории ломали голову над тем, как отныне разьяснять ученикам понятие “пролетарский интернационализм” и стоит ли продолжать видеть в нем отсвет интернациональных бригад в Испании и блеск танковой брони на площадях Будапешта в 56-м и Праги в 68-м.
Из Афганистана страна вынесла израненное воинское братство, пронзительные песни об “Афгане” и твердое убеждение – “это не должно повториться”.
Повторилось. И в гораздо худшем варианте: в Чечне. Из Чечни мы не вынесли ничего. Россия проиграла по всем статьям, в том числе в информационной войне, когда один Мовлади Удугов разьяснял всему миру, что происходит в Грозном.
К тому моменту страна потеряла социальные ориентиры. Соответственно их потеряла и школа. Теперь учитель затрудняется в толковании не только пролетарского интернационализма, но и российского патриотизма. Зато чеченцы очень хорошо понимают патриотизм “по-чеченски”. Это понимание идет еще с кавказской войны в царской России, с легендарного Шамиля. Чеченский патриотизм подчас принимает уродливые формы в лице того же террориста Шамиля Басаева. Но у них патриотизм есть. А у нас нет. По крайней мере на уровне государственной идеологии и политики.
Одна моя знакомая немолодая учительница, сохранившая все письма отца, написанные им с фронта, вела в школе факультатив по советской литературе. Согласно программе курс начинается с 50-х годов. Она же на свой страх и риск начала его с литературы Великой Отечественной. Для подростков стали открытием “Зоя” Алигер и “Русский лес” Леонова…
Вскоре она отказалась от ведения факультатива: ее уроки шли вразрез с тем, что говорилось на уроках истории. Так и растут иваны, не помнящие родства.
Ольга КОНДРАТЬЕВА
Письмо номера
Где мы окажемся завтра?
Через несколько месяцев мы будем получать аттестаты об окончании школы. Что же нас ждет впереди? Можем ли мы реализовать свои желания? Кто-то хотел бы учиться в вузе, кто-то пойти работать. Но где взять средства для учебы? Родители нам помочь не могут. Месяцами не выплачивается зарплата, бабушки не получают пенсии. Во многих семьях роскошью стали обычные вещи, продукты. В школе не хватает учебников, письменных принадлежностей. Мы видим, что люди с образованием живут в страхе потерять работу. Число безработных растет.
Как и где мы будем зарабатывать себе деньги на проживание? Честным путем много не наживешь. Мы видим, как сегодня сильные уничтожают слабых, никому не нужны старики, инвалиды, дети. Прав и счастлив тот, кто богаче. Нас же никто не ждет. Где наши места? В наркологическом диспансере? В тюрьме? На какой обочине жизни мы окажемся завтра?
Наши учителя все твердят о том, что надо жить по совести. Но они безнадежно отстали от жизни. Мы видим другое. Лишь наглость и самоуверенность помогают протоптать дорогу в жизнь. А если мы так не сможем? Неужели у нас нет будущего?
БУТУЗОВА, ЮДИН и другие ученики 11-го класса средней школы N 2. Всего 60 подписей
Вихоревка,
Братский район,
Иркутская область
Расскажу о коллеге
Талант и поклонницы
Захожу в училище и вижу такую картину. По коридору бегут девочки: “Татьяна Ивановна, пойдемте примерять платье”. Это швеи-мастерицы сшили своей любимой преподавательнице новое концертное платье.
Татьяна Ивановна Исаичкина – талантливый человек. Не побоюсь этих громких слов. Надо видеть Татьяну Ивановну на сцене Дворца культуры, когда она ведет концерт или читает стихи. Артистична, обаятельна, непосредственна. На занятиях в училище строга, требовательна к своим подопечным. Умеет Татьяна Ивановна Исаичкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, сплачивать в коллектив самых разных мальчишек и девчонок.
Еще со школы Татьяна стала заниматься художественной самодеятельностью. Затем поступила на физико-математический факультет пединститута и здесь осталась верна своему увлечению сценой. Работала сначала в школе, затем перешла в училище N 35. Получила здесь значок “Отличник профессионально-технического образования РФ”. “Душа коллектива, мастер своего дела”, – так отзываются об Исаичкиной коллеги.
Лидия КОСАРЕВА
Энергетик,
Новоорский район,
Оренбургская область
Мы и наши дети
Что ответил сын
Звонок в дверь. Иду открывать. Из школы пришел старший сын: “Ты дома? Как хорошо!” Радостной скороговоркой выпаливает свои школьные новости: “У меня все, а что делаешь ты?”
Я же готовила обед и смотрела (в который раз) фильм “Доживем до понедельника”. “Интересный? – вежливо поинтересовался сын. – А, о школе…”. Школа моего сына не вдохновляла. Это не боевик и не фантастика. Но я, как та незадачливая учительница, решила допытаться: “А что бы ты написал в сочинении на тему: “Что такое счастье”? Герой фильма уложился в одну емкую фразу: “Счастье – это когда тебя понимают”.
Мой сын, как мне показалось, не обратил внимания на мой вопрос, ушел в комнату. Разговора не получилось. “Завтра не забудь взять ключи у соседей. Дома никого не будет”, – проворчала я. “Знаю, – вдруг возник в дверях кухни сын. – А счастье, – он помолчал и выпалил на одном дыхании, – это когда приходишь домой и дверь тебе открывает мама”.
Надежда МАРКОВА, мама двух школьников
Волоколамск,
Московская область
Обратная связь
Отьездили…
Очень правильную мысль высказал Олег Камакин из Волжска (см. “УГ” N 47 за 1996 г.). “Если школа, – пишет он, – выпустит не очень грамотного человека – это полбеды. А если из стен школы выходит невоспитанный, грубый выпускник – это уже беда”.
Большим упущением сегодня в работе школ я считаю отсутствие экскурсионных поездок по городам. Нынче для этих путешествий нет средств. Сам я, учитель истории, 32-й год работаю директором небольшой сельской школы. Несмотря на занятость по должности, я ежегодно возглавлял группу ребят во время поездок по городам России. Мы побывали в Ульяновске, Твери, Киеве, Ленинграде, Москве, плавали по Волге. Велика ценность этих поездок, ведь правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увы! Последняя поездка была пять лет назад.
Когда я рассказываю нынешним ученикам об этих экскурсиях, они загораются, просятся в путешествия, хотят посмотреть Москву, Санкт-Петербург. Но где взять деньги? Их родители – сельские труженики – по два года не получают зарплаты, а учителя – по полгода. Остается только вспоминать былые путешествия.
Николай ТАРАСОВ, директор неполной средней школы, отличник народного образования
Воскресенское,
Половинский район,
Курганская область
Строку диктует чувство
“Это моя вина”
Когда я думаю о том, что приключилось с Валерой вскоре после окончания школы, мне почему-то каждый раз вспоминается один и тот же эпизод. Как-то я пришла в школу почти за два часа до звонка и заметила сгорбленную фигурку подростка, сидящего на ступеньках. С трудом узнала ученика моего класса Валерия К. “Что случилось?” – спросила я.
– Я убежал из дома… ночью, потому что вчера поздно вечером приехал из командировки отец и стал смотреть тетради и дневник. Потом подошел ко мне, ударил и сказал, что утром разберется как следует.
Я успокоила Валеру. Обещала поговорить с отцом, все откладывала. Потом, правда, переговорила с его мамой, она успокоила, мол, отец справедлив, наказывает за дело, а бывает, похвалит.
Меня не насторожило, когда я услышала от девочки моего класса: “Нина Андреевна, а Валеру отец бьет часто”. Больше верила Валериной маме, а может, хотелось верить, что у них дома все в порядке.
Валера с трудом закончил девять классов. Из профтехучилища сбежал через две недели. Слонялся вместе с такой же компанией мальчишек без дела. Они отнимали деньги у младших ребят, воровали продукты в отделах самообслуживания. Попались подростки, когда пытались поджечь ларек. Судили. Теперь Валера в колонии. Я пишу ему письма, и он мне пишет. Но чувство вины меня гложет постоянно: именно я, педагог с тридцатилетним стажем, должна была понять его и помочь. Я уверена, это было в моих силах.
Нина ЛИПАТНИКОВА
Клин,
Московская область
Взгляд со стороны
А учит кто?
Я не ваш читатель. Оказался в школе и в ожидании директора занялся чтением “Учительской газеты”. Прочитал несколько номеров. Заинтересовали меня письма учителей.
Вот учителя ратуют за сохранение маленьких сельских школок. Для чего? Я знаю одну такую школу. В ней два десятка учеников да двенадцать учителей. Высшее образование только у директора, у троих -педучилище, а остальные – выпускники средней школы из соседнего села. Какие знания получат дети? И таких школ не одна в нашей Орловской области. Мое мнение таково – школа должна учить качественно, давать хорошие знания. А иначе какой смысл сохранять маленькие школы?
Для сельских детей из таких школок закрыты все дороги. Не могут они поступать в вузы, техникумы. Есть ли смысл содержать целую армию учителей, если они не дают знания?
Я знаю, мое письмо очень не понравится вам. Но, как родитель, я хочу одного, чтобы моих детей учили знающие, опытные педагоги с высшим образованием.
Николай КОРНЕЕВ,
скотник
Должанский район,
Орловская область
Спасибо
Живая вода
В живописном месте Верхнехавского района Воронежской области расположен санаторий “Углянец”. Сюда приезжают на лечение и отдых дети из зон, пострадавших от последствий чернобыльской аварии. Девчонки и мальчишки не только лечатся и отдыхают, но и учатся. Они приезжают вместе со своими педагогами. За последние несколько месяцев прошедшего года в санатории побывали ребята из Панинского, Острогожского, Репьевского районов.
“Всего за год, – говорит главный врач санатория Анатолий Тихонович Бурлаков, – мы принимаем более шестисот школьников. Создаем для них все условия. Ребята, уезжая домой, всегда благодарят нас”. Директор Одинцовской школы Репьевского района Валентин Михайлович Костенко очень доволен: “Наши ребята в санаторий приезжают второй год подряд. Им нравится. Очень вкусно кормят. Ребята поправляются. Они в восторге от вкусной минеральной целебной воды. Все врачи настроены доброжелательно, по-доброму относятся к маленьким пациентам. Спасибо им за это”.
Валентин КОЛЕСНИЧЕНКО
Воронежская область
Комментарии