Где дают нынче “витамины радости”?
Никогда не забуду, как маленькая дочка в полном отчаянии однажды крикнула с упреком: и зачем только ты меня родила! Убедить ребенка в том, что жизнь прекрасна, несмотря на все наши трудности и конфликты, в те годы было не особенно сложно. Кроме естественной радости, которой так богата молодость, кроме простых прабабушкиных приемов типа: посмотри, какие прелестные цветочки выросли у нас на окошке! – я могла уверенно опереться на многие произведения искусства, стихи, музыку для детей, которые дышали подлинным талантом и оптимизмом. Концепция воспитания тех лет, которую можно ругать за многие ее недостатки, провозглашала тем не менее абсолютно справедливо, что чувство счастья, испытанное в детстве, становится основой здорового, нормального и мужественного восприятия жизни в дальнейшем.
Недавно маленькая внучка поставила тот же вопрос несколько иначе: почему я должна жить? Не могу сказать, что у нее плохое детство. Во всяком случае, все в семье стараются обеспечить ее радостью в достатке. Но другая атмосфера существует в обществе. Другие фильмы смотрят по вечерам за плотно закрытыми дверями родители. А новости с экрана звучат порою настолько удручающе, что и малышам становится не по себе. Ведь дети, охотно принимающие все удовольствия, тем не менее остро чувствуют неблагополучие, разлитое в воздухе, нашу тревогу и неуверенность. Огорчаться и жаловаться бессмысленно. Вопрос в том, как помочь малышам благополучно пережить наше общее ненастье.
Стихийный спор по этому поводу возник в среде поклонников старого Ленинградского ТЮЗа сначала в связи с его юбилеем, потом – после пресс-конференции, которую устроил новый художественный руководитель Анатолий Праудин. Он заявил журналистам, что “театр детской радости” должен превратиться сейчас в “театр детской скорби”, потому что романтический инфантилизм, который воспитывало советское искусство, кроме вреда, ничего принести детям не может. А, условно говоря, “театр жестокости” как эстетическое направление в наших условиях может быть как раз очень полезен подрастающему поколению.
Вокруг этих заявлений вдоволь пошумели местные газеты, дружно решив, что эпатажа и стремления привлечь к себе внимание здесь гораздо больше, чем плодотворных идей. Кроме того, в рассуждениях Праудина, ссылающегося на собственный жизненный опыт, немало привлекательного. Безоглядный оптимизм, построенный на слепой убежденности в неизбежности торжества добра и справедливости, действительно порою приводил к тяжелым драмам. Черно-белый, строго отфильтрованный школьный мир добра и зла мешал впоследствии многим людям увидеть жизнь во всем ее многоцветии и научиться существовать в такой реальности успешно и радостно. В одном из последующих интервью новый худрук пояснил, что ставить юного зрителя перед фактами несовершенства мира, открывать ему глаза на неприятные истины – жестоко. Но, по мнению режиссера, все-таки менее жестоко, чем внушать заведомо ложные представления о жизни. Приходится выбирать из двух зол меньшее.
Однако все это не больше, чем слова, пока не родился в театре хотя бы один заметный спектакль, достаточно полно выражающий новую концепцию. Только по нему и можно будет судить, насколько правильно поняли мы высказывания Праудина и что именно имеет он в виду, говоря о воспитании людей, умеющих с детства бесстрашно смотреть правде в глаза. Очень может оказаться, что за эпатажной шелухой стоит как раз брянцевское: “…Именно сейчас мы, как никогда, призваны сохранить чистоту детства и внести в него мужественную волю”. Это высказывание основателя ТЮЗа было выписано на одном из плакатов, украшавших юбилейное торжество, посвященное театру, в 235-й школе. А датируются они поздней осенью 1941 года, когда ТЮЗ продолжал работать в заблокированном городе. Когда детей в этом городе становилось все меньше, и совсем немногие из них могли добрести до своего театра. И во времена Александра Брянцева, и позже, когда руководил ТЮЗом Зиновий Корогодский, мы видели на его сцене немало спектаклей, остро правдивых и даже трагических. Но никогда – тоскливых и безысходных. Видимо, доза оптимизма, юношеской романтики отмеряется художником, хорошо чувствующим специфику детства, всегда абсолютно точно. Может быть, художественное чутье – если оно есть! – и на этот раз окажется сильнее дискуссионных деклараций? И внучка моя не скажет после долгожданной премьеры, что, если мир таков, каким его показывают в театре, жить в нем не хочется?
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург
Письмо номера
Необходим учительский сьезд!
У каждого человека были учителя. Учил в детстве кто-то президента, руководителей нашего правительства, депутатов Государственной Думы. Может быть, их учили плохие, недобрые педагоги? Иначе за что на нас обиделись правительство, президент, Дума?
Я как руководитель школы не могу смотреть в тоскливые глаза своих учителей, детей. Делаю все как директор, как депутат городской Думы. Но учителя сидят без зарплаты с декабря прошлого года. А кривая детской преступности ежегодно поднимается вверх.
Как могло случиться, что Сибирь и Дальний Восток, обладающие богатыми ресурсами, перечисляющие налоги для содержания необьятного чиновничьего центра, не могут прокормить свое население? Что же так заставляет держаться за власть президента, чиновников, правительство? Уйдите, уступите место тем, кто не будет учить своих детей и внуков за границей, не будет уничтожать людей своей страны!
Обращаюсь ко всем педагогическим коллективам страны, руководителям всех забастовочных комитетов школ, к министру общего и профессионального образования страны. Давайте обьединимся! Необходимо провести учительский сьезд, на котором обсудим вопросы задолженности государства педагогам страны, проблемы низкой социальной защищенности работников образования, угрожающее состояние здоровья детей, грубое нарушение Закона “Об образовании”, невыполнение “Конвенции о правах ребенка”. Иначе учебного года может не быть по всей стране.
Делегатов на такой сьезд от каждой территории соберем всем миром. Только нужно, чтобы на сьезде были и президент, и члены правительства во главе с премьером. По их реакции будем судить о том, способны ли они что-либо сделать для россиян.
Галина СОЛОМОВИЧ, директор школы N 8, заслуженный учитель школы РФ, депутат городской Думы
Усть-Илимск,
Иркутская область
А у нас! А у вас?
“Зов джунглей” для сельских мальчишек
Несмотря на все трудности, в Левокумском районе, что на Ставрополье, не закрылось ни одно учреждение культуры. Наоборот, с каждым годом в селах района появляется все больше очагов культуры.
– Работа с подростками, с молодежью – наша главная задача, – говорит заведующая отделом культуры районной администрации В.Митрохина. – Причем мы открываем подростковые клубы не только в районном центре, но и в селах.
Действительно, мальчишкам и девчонкам есть чем заняться в свободное время. В районном Центре досуга и творчества ежегодно проводятся конкурсы “Мисс Левокумье”, “Умники и умницы”, в селах – различные интересные вечера, игры. Например, жители села Правокумки запомнили игру “Зов джунглей”. В ней участвовали все деревенские мальчишки. Они весело соревновались, демонстрировали свои знания растительного и животного мира джунглей. А потом для всех был продемонстрирован фильм “Книга джунглей”. В селе Величаевка юные артисты кукольного театра показали спектакль “Три поросенка”. И что удивительно, в зале зрители стояли даже между рядов. Так много собралось людей в сельском клубе!
В районном Доме культуры есть свой маленький музей. Начался он с одного экспоната – пластины из солдатского бронежилета, пробитой в нескольких местах. Ее подарили музею воины, вернувшиеся из Чечни. В маленькой комнатке собираются ветераны, молодежь, беседуют, делятся воспоминаниями. Любимым праздником в районе стал конкурс “Солдатские конверты”. Зачитывают письма от ребят из армии, звучат песни, люди делятся своими воспоминаниями.
Олег ЛЯХОВ
Левокумское,
Ставропольский край
Копилка полезных советов
Чудо-кисель
В кулинарных книгах, датированных XVI веком, наряду с рецептами изысканных блюд приводится рецепт “чудо-киселя”, или, как его окрестили на Западе, “русского бальзама”. Он очень прост, подходит и взрослым, и детям, годится и для бедных, и для богатых. Употреблять его надо ежедневно, желательно утром по стакану. Я сам пью кисель длительное время, чувствую себя превосходно и хочу, чтобы читатели “УГ” взяли этот рецепт на вооружение. Ежедневное употребление “русского бальзама” в умеренных количествах стимулирует деятельность всех органов.
Для приготовления бальзама требуется очень немного. Три стеклянные банки, овсяные хлопья, бутылка кефира. А также немного терпения и сноровки. Трехлитровую банку наполовину заполнить геркулесом или молотой овсянкой. Затем залить кипяченой водой (температура парного молока), добавить полстакана кефира, чтобы банка заполнилась почти доверху. Закрыть плотно крышкой, поставить на двое суток бродить в теплое место (зимой – у батареи, летом – на солнышке). Когда смесь перебродит, процедить ее через дуршлаг в большую эмалированную кастрюлю или стеклянную банку.
Оставшуюся в дуршлаге гущу несколько раз промыть небольшими порциями холодной кипяченой воды, помешивая деревянной ложкой, переливая ее в кастрюлю или банку, пока промывная жидкость не станет прозрачной. Промывной жидкости должно быть в три раза больше, чем обьем исходной овсянки. Одной банки может не хватить, надо иметь две трехлитровые банки. После этого закрыть банки крышками и дать отстояться двенадцать часов. А промытый сгусток можно отдать собакам, другим домашним животным.
По истечении двенадцати-шестнадцати часов в банках образуется два слоя. Верхний – это жидкость, а нижний – плотный белый осадок. Жидкость надо осторожно слить, можно отсосать трубкой, а осадок перелить в меньшую банку и поставить в холодильник. Это и есть концентрат киселя.
Из этого концентрата и готовится кисель. Две-три столовые ложки концентрата размешать в двух стаканах холодной воды и на малом огне, помешивая деревянной ложкой, довести до кипения. Затем уварить до желаемой густоты (достаточно пяти минут). В конце варки можно посолить, добавить любое растительное масло. Кисель лучше пить теплым, можно есть его с хлебом. Тем, у кого больные почки, солить его необязательно. Можно, конечно, добавить немного меда или варенья.
Алексей ПРОКОПОВ,
учитель труда
Моздок,
Северная Осетия
Строку
диктует чувство
“Простите меня, что долго добирался”
Много лет назад в сельском школьном саду цвели липы. Мы, выпускники 66-го, прощались со школой. Я смотрел на учительницу литературы, нашу классную руководительницу Юлию Павловну, на своих школьных друзей и не понимал их веселья. Чему было радоваться? Ведь на мне старые рубашка и брюки, пиджак с чужого плеча. Но главное, мне предстояло получить аттестат зрелости, где едва ли не против каждого предмета стояла “тройка”. Ныне все эти горести с высоты моего возраста кажутся ничтожными. Но тогда я чувствовал себя глубоко несчастным. Директор школы вручил мне аттестат молча, не проронил ни одного слова. Может быть, он это сделал из соображений такта, мол, что можно пожелать “троечнику”. Однако меня это настолько обидело, что я сразу же ушел с вечера.
Я шел в темноте по железнодорожной полосе, и ветви кустарника цеплялись за меня. Горькие юношеские слезы лились словно из самого сердца. Я мысленно проклинал свою незадачливую судьбу, своих вечно пьяных родителей, которым были безразличны моя учеба и мое будущее. На чем свет стоит ругал учителей, видевших во мне лишь нерадивого ученика. Я находился тогда во власти эмоций. И не сознавал, что в моих неудачах есть немалая доля собственной вины. Лишь много позднее, уже в зрелом возрасте, открыл важное правило, которое стало главным в моей жизни. Оно состоит в том, что при всех удачах я благодарю обстоятельства, при всех неудачах виню только себя.
Всю ту ночь я не сомкнул глаз. До рассвета просидел на крыльце дома. Мечтал о том, что пройдут годы и я вернусь в свою школу другим. Тогда мне не будет стыдно посмотреть в глаза дорогой Юлии Павловне, строгой, но справедливой учительнице. Она мудрая, все поймет и простит. Эта ночь стала переломной в моей судьбе, во мне проснулось честолюбие.
С тех пор прошло тридцать лет. Я стал учителем. Много поездил по стране, много повидал, многое пережил. Все эти годы меня тянуло в родную школу. Тянуло встретиться с юностью. Но я всякий раз откладывал свой визит. Мне казалось, что сделано до обидного мало. Я все поднимал и поднимал планку для себя.
И вот спустя тридцать лет снова иду по школьному саду. Шелестят стройные березы. С огорчением узнаю, что Юлия Павловна Козлова уже на пенсии, находится в больнице. Дают о себе знать полвека работы в школе. Больница рядом, через дорогу от школы. Я поднимаюсь на второй этаж. Свою учительницу узнаю сразу по черным выразительным глазам. Вижу, как они наполняются слезами. Отвожу взгляд и думаю о том, как же красива моя бывшая учительница, какое у нее особое, одухотворенное лицо. Действительно, прекрасное не увядает, и над истинно красивыми и хорошими людьми время не властно. И я рассказываю Юлии Павловне про все свои успехи. Горький ком вдруг подкатывает к моему горлу, и я, припав губами к ее руке, тихо произношу: “Простите меня, что долго добирался”.
Петр КУЗНЕЦОВ,
учитель средней школы N 5
Сельцо,
Брянская область
Акция
Материалы на конкурс писала при свечке…
Вновь обьявленный в “Учительской газете” конкурс материалов по воспитательной работе обрадовал: как хорошо, что до нас, классных руководителей, есть дело, есть интерес к нашей работе. Спасибо вам! Очень приятно, поверьте. Особенно нам, учителям из “глубинки”.
Мы давно привыкли к своему сельскому, неблагоустроенному быту, так теперь еще и жизненно необходимое – электричество, хлеб, тепло, зарплата – стало для нас недосягаемой роскошью. В школе занимаемся в пальто, шапках, рукавицах, два месяца нет света (вот и материалы на конкурс писала и оформляла при свечке, поэтому прошу простить за встречающиеся исправления), много месяцев не получаем зарплату. Очень трудно жить! Но несмотря ни на что, энергия и жажда творчества еще живы… “Голь на выдумку ловка” – это про нас. В том-то и особенность русского народа, что русский дух из нас, видимо, и каленым железом не выбить. А пока жива школа, жива и земля русская.
Работаю я в небольшой сельской школе учителем черчения, изобразительного искусства, домоводства. Увлекаюсь живописью, литературой, пишу стихи, люблю сына, своих учеников и свою школу – все это помогает справляться с жизненными невзгодами, не падать духом, не терять надежду и просто выжить.
Людмила МОРОЗОВА
Республика Коми
От редакции. В сегодняшнем номере мы публикуем часть работ, пришедших на конкурс на стр. 6-22
Комментарии