search
main
0

Первые сто строк

На Московской общегородской педагогической конференции мне задали вопрос: “Не считаете ли вы возможным конкурс “Учитель года” проводить один раз в три года и не в Москве? Устали!” Нет. Я так не считаю. Уверен, что конкурс в нынешних условиях – это прежде всего моральная и материальная поддержка учителя не в отдельно взятом регионе, а в масштабах всей страны. Это своеобразный смотр достижений, о которых зачастую, кроме самого учителя и его коллег по школе, никто и не знает. Это возможность обменяться опытом, увидеть своих коллег, познакомиться с альтернативными методиками. Потому что уже давно никто друг к другу не ездит за опытом, как это было в восьмидесятые годы. Слеты и семинары превратились в тусовки для избранных – за них нужно платить, и немалые деньги. У большинства школ и учителей их просто нет. Посещение Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца, Кижей, Байкала стало несбыточной мечтой. Квартирный вопрос сам собой “решился” – бесплатные квартиры учителям теперь просто не выделяют. Конкурс, как вулкан. Хочешь не хочешь, а главе администрации города или района, депутатам приходится идти смотреть, говорить какие-то слова, что-то обещать. Пусть из обещанного выполнят лишь десятую часть, но и это уже что-то. В области – легче. Тут власть считает своим долгом участникам вручить приличные награды. Конкурс – не шоу: кто лучше ходит, одевается, у кого юмор и талия тоньше, чьи мышцы более накачаны. На всех этапах, от районов до Москвы, это профессиональный разговор о том, как учить, чему учить и зачем учить. Разработки участников – царский подарок местным институтам повышения квалификации, педагогическим вузам и различным методическим службам. А финал – это две недели в Москве. Лучшие школы, лучшие уроки, лучшие методики, дискуссии, споры, разговоры. И Большой театр, и Пушкинский музей, и Воробьевы горы… Одно время была модной народная дипломатия. Мне кажется, что конкурс “Учитель года” – это народный обмен опытом. Наши реформаторы все время ратуют за общественно-государственную систему управления образованием. Конкурс – один из элементов такой системы. Москве же надо сказать спасибо за гостеприимство и терпение. Здесь в самом деле есть что посмотреть, есть чему поучиться и есть с кем подружиться. Практически каждая московская школа, где давали уроки конкурсанты, установила тесные связи с коллегами из регионов. Обмениваются разработками, проводят совместные заочные педсоветы, московские школьники ездят к сверстникам в фольклорные экспедиции и просто отдохнуть от городской суеты. И последнее: “учитель года” – это социальная роль. Это образ, знак, герой нашего времени. Я мечтаю о том, чтобы “учитель года” не работал целый год. Но зарплату – и очень пристойную – получал. Чтобы он ездил по стране, читал лекции, давал открытые уроки, вел семинары. И еще чтобы он был этот год советником президента или председателя правительства по проблемам образования. Не на бумаге, а встречался с главой государства или правительства раз в месяц, предлагал, требовал, убеждал. Не знаю, наступят ли когда-нибудь такие времена, но пока Владимиру Ильину, прошлогоднему победителю конкурса из Санкт-Петербурга, выделили однокомнатную квартиру…

Петр Положевец

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте