Теперь про «Красную Шапочку». Вернее, про то представление, которое нам сыграли дети на день рождения моего внука Петра. Детям нужны праздники – вместе со взрослыми. Одно дело, когда взрослые что-то организовывают для детей, а потом со стороны наблюдают, что происходит. И совсем другое, когда они вместе с детьми продумывают праздник, проживают его, вместе играя, соревнуясь, танцуя. В первом случае хотим мы этого или нет, но в маленьком ребенке мы порождаем потребителя.
С годами он все больше и больше будет требовать от родителей, не задумываясь, могут ли они ему дать требуемое. Во втором случае рождается сотрудничество, когда ребенок видит, что ничего не получается само по себе, что вместе всегда легче преодолеть трудности. Мне кажется, наш праздник получился. Но знаете, что меня поразило? Агрессивность детей. Очаровательная девочка, похожая на фарфоровую фигурку балерины, слушающая классическую музыку, сочиняющая сказки и волшебные истории про принцев и принцесс, собирающая на лугу изысканные букеты для мамы, где ни одного лишнего оттенка, нарушающего гармонию, с упоением слушающая взрослые стихи Анны Ахматовой, переносящая ползущего по бетонной дорожке дождевого червя в траву, играла Красную Шапочку. Мальчик Андрюша, собирающийся в первый класс православной гимназии, из интеллигентной семьи, где никто никогда ни при каких обстоятельствах не повышает голоса друг на друга, плакавший, когда увидел, как холеная кошка, обычно спавшая на веранде, вдруг притащила хозяевам мертвую птичку, когда те пили чай; она смотрела на людей, словно ждала, что ее похвалят, что ей скажут, какая она ловкая охотница, и вовсе она не растолстевшая лентяйка, как о ней обычно говорили. Побелевший Андрей выскочил из-за стола без разрешения, раньше он никогда этого не делал, и бросился к ожидавшей похвал охотнице. «Ты плохая, – кричал он, – плохая! Кто нам будет теперь петь по вечерам? Мне так нравилось, когда я ложился спать, слушать, как эта птичка поет за окном…» Мои внуки, Святослав и Петр, не смотрят телевизор вообще, мультики им ставят только добрые, сказки читают только те, где почти нет жестокости и насилия. Они умеют сопереживать и сочувствовать, никогда не отказываются помочь, если их попросишь, с удовольствием слушают музыку и смотрят балет. Старший даже рыбу не ест. Ему ее жалко. Никакие объяснения со ссылками на закон естественного отбора и на то, что в природном мире все так устроено: кто-то всегда поедает кого-то, чтобы выжить, не помогли. Вот эти воспитанные интеллигентные дети сыграли «Красную Шапочку». Андрей – волк, Петр и Святослав – дровосеки, невестка – рассказчица, а моя жена – бабушка. «Что несешь ты в своем лукошке?» – спросил волк Красную Шапочку. Думаете, она сказала, пирожки для бабушки? Нет, Красная Шапочка, не задумываясь, ответила, что в корзинке у нее пулемет. «Зачем он тебе?» – удивилась бабушка совсем не по сказке. «Чтобы перестрелять всех», – улыбаясь, ответила девочка. Волк не стал ждать, когда падет сраженный пулеметной очередью, и помчался темными тропами к бабушке. Как только бабушка открыла дверь, он сразу набросился на нее и съел. (После спектакля у бабушки на руке оказался огромный синяк – Андрюша так вошел в роль волка, что в самом деле пытался если не съесть, то укусить по-настоящему бабушку.) Когда Красная Шапочка, налюбовавшись цветочками и спев по дороге несколько славных песенок, наконец добралась до бабушкиного дома и увидела серое чудовище вместо своей любимой бабушки, все классические диалоги про то, почему у бабушки такие большие уши, почему у нее такие большие лапы, такие большие зубы, забылись. Красная Шапочка набросилась на волка, завязалась потасовка, только вмешательство рассказчицы остановило драку. Красная Шапочка неохотно согласилась, что волк должен все-таки ее проглотить. Как вы помните, в это самое время мимо бабушкиного домика шли дровосеки. Они бросились на волка, лупили его подушками и всем, что под руку попадало. Бедный волк стал убегать, но дровосеки его догнали, повалили на пол, и тут уже волка-Андрея пришлось спасать от реальной смерти: мальчишки били его по-настоящему… А потом все вместе как ни в чем не бывало вышли на поклон…
Откуда в детях эти вспышки агрессивности? Может быть, царящая в обществе жестокость имеет свойство порождать невидимые нам импульсы, которые влияют на поведение детей? Или, может быть, они так входят в роль, когда играют, что забывают, где жизнь, а где сказка? Или они по природе своей жестоки? Мы же своим воспитанием стараемся смягчить эту жестокость, но она вместо того, чтобы уйти, исчезнуть, раствориться, оседает где-то внутри детской души и периодически выплескивается наружу. В необъяснимые взрослыми моменты… Давайте об этом поговорим. Напишите мне.
Комментарии