Учи – учась, учась – учи, всю душу положи на это, найди для каждого ключи. Лев Толстой так писал об учительском труде и учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Сегодня и во все времена многие люди с теплотой в сердце вспоминают того самого человека, который сыграл немаловажную роль в их судьбе, в особенности в юношеские, школьные годы. Это, как правило, родители, близкие, товарищи и, конечно же, учителя. Для меня таким учителем стал мой учитель химии Елена Харина. Благодаря ей химия для меня не была набором пустых символов и знаков, Елена Владимировна сделала ее полной, логичной, осмысленной и важной. Окончив школу с золотой медалью, сдав выпускные экзамены, я без особых трудностей поступила в РХТУ им. Д.И.Менделеева, все мои мечты заняли лабораторные исследования. Я мечтала, что стану инженером, что буду приносить пользу людям, но за несколько месяцев до защиты диплома я встретила своего будущего мужа, который работал учителем физкультуры в коррекционной школе-интернате. Находясь в поиске работы своей мечты, я часто приходила к мужу на работу, чтобы помогать управляться с детьми. Сначала старалась не мешать, выполняла несложные поручения, принимала участие в организации игр и помогала делать уроки. Меня поразили отзывчивость и та искренняя благодарность, которую я каждый раз читала в глазах детей. Именно тогда я задумалась о том, что могла бы быть учителем. Я много училась, окончила школу с золотой медалью, получила диплом на физико-химическом факультете и теперь хотела все свои знания передать детям, которые мне так полюбились. Но как? У меня не было педагогического образования, навыков обучения, абсолютно никакого опыта, но я твердо решила попробовать. И как по мановению волшебной палочки у мужа в школе освободилось место учителя химии и физики. Завуч одобрил мою кандидатуру, и я, исполненная надежд и ожиданий, стала готовиться. Наступило долгожданное первое сентября, торжественная линейка на живописном осеннем фоне. Хорошая погода, шумные ряды детей от мала до велика, в стройной шеренге учителей рядом со своим мужем стою взволнованная я, смотрю на удивительные лица детей. Какой же им длинный путь предстоит пройти, сколько же здесь разных судеб! Как у них, звонкоголосых и развеселых, сложится жизнь? «Пути господни неисповедимы» – приходит мне на ум, но, как бы оно ни было, я осознаю в себе непреодолимое желание сыграть в их жизнях хоть сколько-нибудь весомую и непременно добродетельную роль. Как мне хочется культивировать и воспитывать в них те качества, которые я ясно видела, – трогательную отзывчивость, доброту, сострадание к ближнему! Помню свой первый урок, к которому я готовилась все лето, боялась, что не смогу вымолвить и слова, что заплачу, убегу, что дети не поймут, но прозвенел звонок, дети встали, и все пошло как по маслу. Спустя год я уже могу подвести какие-то итоги моих открытий и ошибок. Я твердо усвоила, что бесполезно заставлять ребенка учить то, что ему неинтересно, поэтому все время пытаюсь сделать урок наиболее интересным и захватывающим. Я очень люблю использовать электронные презентации и очень часто в начале или конце темы показываю детям научно-познавательные фильмы, наиболее полно соответствующие этой тематике, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребята узнают, как полученные ими знания люди применяют на практике, как эти знания собственно появились. Дети восхищаются подвигами и гением знаменитых ученых, они учатся обосновывать все, что видят в обычной жизни, с помощью физических законов и химических знаний. Я уверена, что именно эти методы позволили мне развить в детях так называемое критическое мышление. Не проходит и дня в школе, как мне приходится вступать в прямо-таки настоящие научные дискуссии. Мы обсуждаем все, что показывают в новостях, погоду, то, что увидели в развлекательном кино, что происходит за окном, и даже то, что встречается в художественных произведениях, которые детям задают прочитать на уроках литературы. Презентации я чаще использую для тех тем, в которых невозможно использовать демонстрационные эксперименты. Согласитесь, достаточно сложно объяснить детям явление радиоактивности или, допустим, провести какие-либо опасные химические опыты. А так дети видят на экране, например, планетарную модель строения атома в движении, и у них практически не остается вопросов. Очень часто мы с детьми устраиваем небольшие игры и соревнования. Азарт помогает ребятам быстрее отвечать на вопросы и решать задачи. К тому же у учителя должен быть особый талант, умение объяснить сложные вещи (а в курсе изучения физики и химии такие вещи встречаются довольно часто) простыми словами. Ведь можно быть хоть доктором химических наук, даже стать нобелевским лауреатом, но так и не быть способным объяснить обычному ребенку элементарную задачу.Своими маленькими победами и открытиями я считаю детей, которых мне удалось увлечь моими предметами. Некоторые из них, будучи троечниками по остальным предметам, имеют твердую четверку по химии и физике, а все потому, что им стало интересно заниматься именно этими сложными науками. Многие из моих детей уже сейчас, в 7, 8, 9-м классе, уверены, что свяжут свои жизни с физикой или химией, что эти предметы им пригодятся, поэтому они ответственно и серьезно относятся к ним практически с самого начала их изучения. Как-то я спросила своих детей: «Нравится ли вам изучать химию и физику?» Многие ответили, что им это пригодится в будущей профессии, все без исключения отметили, что эти науки позволяют им изучать и познавать окружающий мир в самом его близком приближении. Конечно же, далеко не все дети успевают по моим предметам, отнюдь не все осознают их важность, а некоторым и вовсе учеба в тягость, но они все равно признаются в любви к химии и физике. Для меня ответ на вопрос «Почему так?» лежит на поверхности. Ведь труд учителя не ограничивается только обучением своему предмету, не менее, а может быть, и более важная его миссия быть моральным и чувственным фарватером для своих воспитанников. Именно это, наверное, когда-то имел в виду Лев Толстой. Были ли у меня ошибки? Конечно, ведь ошибается каждый. Бывает, не удалось заинтересовать ребенка, недостаточно понятно изложила сложную тему, не смогла правильно поставить демонстрационный эксперимент, не получилось наладить с ребенком правильный диалог. Но больше всего меня тревожит не это, а безразличие ко мне и моему делу, оскорбительная пустота в глазах, которая ранит меня до глубины души. В мой первый год бывали случаи, что хотелось разреветься и убежать из кабинета прямо посреди урока. Казалось, что я уже неоднократно была к этому близка. «Нет! – говорила я сама себе. – Никто не увидит моих слез» – и держалась. Есть замечательная пословица: «Век живи – век учись», и я готова учиться. Учиться у более опытных коллег и, конечно же, детей. Я готова долго и упорно работать для того, чтобы моих ошибок становилось все меньше. Я хочу расти как учитель, хочу посещать необходимые мне курсы и получить педагогическое образование. Сейчас я уже не представляю свою жизнь без детей, без преподавания, и это тоже считаю своей победой. И далеко не маленькой. Я очень благодарна моей школе, моим учителям, моим коллегам и, конечно, моим детям за то, что помогли мне полностью определиться со своей жизнью и крепко встать на ноги. Татьяна ЗАХАРОВА, учитель химии и физики СКОШИ №96, финалист конкурса «Педагогический старт-2014»
Комментарии