В Учебно-методическом центре по информационно-аналитической работе в режиме видеоконференции под председательством министра образования Москвы Исаака Калины состоялась коллегия Департамента образования. Участники коллегии обсудили ход реализации государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования Москвы» («Столичное образование»). С основным докладом выступил первый заместительруководителя Департамента образования Вениамин КАГАНОВ.
Как известно, старт работы над программой пришелся на начало 2011 года. Программа прошла многочисленные публичные обсуждения и была рассмотрена и утверждена на заседании Правительства Москвы 27 сентября 2012 года. Цель программы – создание средствами образования условий для формирования личной успешности детей и молодежи в обществе. Фактически Москва уже стала городом образования. Образование – ключевой фактор формирования человеческого капитала города, обеспечения качества жизни москвичей и повышения конкурентоспособности столицы. Информация к сведению В настоящее время в Москве работает более 5 800 образовательных учреждений различных форм собственности и уровней образования. В различные формы дошкольного образования вовлечены около 400 тысяч детей. Учатся по программам общего образования более 780 тысяч школьников. Программы начального и среднего профессионального образования осваивают более 100 тысяч учащихся в колледжах, подведомственных Департаменту образования. Более 1,3 миллиона студентов учатся в 119 государственных и 179 негосударственных высших профессиональных учебных заведениях. Только в учреждениях, входящих в систему Департамента образования города Москвы, трудятся более 250 тысяч москвичей. Каждый год в нашу систему образования вливаются новые дети. Они другие – со своими потребностями, способностями, возможностями и ограничениями. Темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда формируют новую реальность, бросают новые вызовы и ставят перед образованием новые задачи. Для успешной реализации своих функций система образования должна быть в состоянии непрерывного обновления. Это позволит гибко и в опережающем режиме реагировать не только на изменяющиеся запросы населения и потребности динамично развивающейся экономики мегаполиса, но и на глобальные тренды развития общества. Программа была разработана с учетом опыта реализации национального проекта «Образование», положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», плана действий по модернизации в Российской Федерации общего образования на 2011-2015 годы. В ней учтены результаты комплексного анализа текущего состояния сферы образования, сценарии социально-экономического развития Москвы на период 2012-2014 годов, градостроительные перспективы, демографические тенденции. Мероприятия программы нацелены на решение таких приоритетных задач, как: комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания, материального благосостояния и состояния здоровья детей; внедрение современных стандартов качества образования («Московского стандарта качества образования»), инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества; московский стандарт призван обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике; создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов столицы в образовании, а также реализации потенциала образования в развитии города Москвы; обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы. В результате реализации 5 подпрограмм будут достигнуты следующие важнейшие для населения и города результаты: подпрограмма «Дошкольное образование» обеспечит доступность качественного образования для детей дошкольного возраста; подпрограмма «Общее образование» обеспечит высокое качество общего образования во всех образовательных учреждениях в полном соответствии с требованиями федеральных стандартов и выше, с учетом столичной специфики; подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» обеспечит подготовку высокопрофессиональных рабочих кадров и специалистов для экономики города по востребованным направлениям с необходимым комплексом и уровнем компетенций; подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» обеспечит повышение вклада работников и выпускников в социально-экономическое развитие города, включая инновационные отрасли экономики; подпрограмма «Управление качеством образования» обеспечит существенное повышение качества и эффективности управления образованием за счет рационального использования организационно-финансовых механизмов, широкого внедрения инновационных и современных информационных технологий, а также использования воспитательного потенциала родителей, социокультурной среды города, инструментов социального партнерства. Финансовое обеспечение реализации программы в 2012-2016 гг. за счет бюджетных ассигнований бюджета Москвы составляет более 1,5 трлн руб. Кроме того, предусмотрено привлечение средств федерального уровня и за счет механизмов государственно-частного партнерства. Программа отличается от всех предыдущих программ в сфере образования не только по масштабу, но и по статусу. Статус «Государственная программа города Москвы» означает, что мероприятия программы касаются всех структур и процессов, связанных с образованием независимо от уровня образования, формы собственности и ведомственной принадлежности образовательных учреждений. В программу включены предложения органов исполнительной власти города Москвы, 16 из которых стали соисполнителями программы. Программа реализуется в условиях существенного прироста юного населения. В связи с продолжающимся (чему мы рады) ростом рождаемости наша система образования должна быть готова принять до конца 2016 года дополнительно не менее 130 тысяч дошкольников и 150 тысяч школьников. Это обусловливает огромные масштабы развития действующей образовательной инфраструктуры. Поэтому доступность образования – один из ключевых постулатов программы. При этом доступность – это не только обеспечение наличия мест в образовательных учреждениях в территориальной близости от места проживания ребенка. Доступность – это и высокое качество инфраструктуры, способной принять детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Доступность образования обеспечивается высоким уровнем профессионализма педагогов, способных помогать развивать способности всем детям независимо от степени их социокультурной адаптации, особенностей развития и способностей. Москва всегда славилась школами-лидерами. Но впервые ставится задача повышения качества образования во всех образовательных учреждениях столицы. Это связано в том числе с объективной необходимостью индивидуализации образовательных траекторий. В нашей системе не должно быть слабых школ, все без исключения образовательные учреждения должны обеспечивать знания и условия обучения в полном соответствии с требованиями федеральных стандартов. Особые требования к результатам образования будут предусмотрены московским стандартом качества образования. Программа касается почти каждого жителя столицы, поэтому и разработка ее осуществлялась, что называется, всем миром. Возглавил эту работу экспертный совет под председательством заместителя мэра в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец, в состав совета вошли ведущие специалисты в образовании федерального и московского уровня, представители общественных организаций и родительских объединений. Программа – это баланс между желаниями и возможностями. Ресурс, который выделяет Правительство Москвы на ее реализацию, беспрецедентен, однако решить абсолютно все вопросы одновременно не представляется возможным. В первую очередь это касается инфраструктуры образования. В программе заложена возможность ежегодного уточнения механизмов и мероприятий с учетом новых выявленных потребностей и задач. Уже идет работа по детализации мероприятий на 2012 год в разрезе системы, округа, каждого образовательного учреждения. Все это происходит публично, прозрачно, с учетом мнений педагогов, родителей и работодателей. Результаты наших усилий в 2011 году можно оценить по динамике изменения ключевых показателей системы в сравнении с положением дел в 2010 году. Перед нами стояли совершенно новые задачи, направленные на удовлетворение возрастающих образовательных потребностей и ожиданий московских семей. На 1 сентября 2010 года столичное образование представляло собой систему, основы деятельности которой были заложены в «период выживания» в девяностых и начале двухтысячных годов. Жизнеспособность учреждений и условия образовательной деятельности, особенно в дошкольном и общем образовании, во многом зависели от умения руководителя образовательного учреждения добиться доступа к ресурсам, организовать работу с родителями, в том числе средствами, которые впоследствии получили название «родительские поборы». Разница между верхним и нижним порогами бюджетного финансирования отдельных школ в расчете на одного учащегося достигала трехкратного размера. Несколько десятков школ-лидеров уже не могли полностью покрыть спрос московских семей на образование высокого уровня. Материальная база школ обновлялась медленно и несистемно. Например, поставки компьютерной техники не осуществлялись последние три года, что привело к 70%-ной изношенности компьютерного парка учреждений. Зарплата педагогических работников была существенно ниже средней заработной платы по Москве: учителей на 20%, а воспитателей детских садов на 35%. Система начального и среднего профессионального образования, пережив в течение последних лет реструктуризацию и получившая хорошую материальную базу, развивалась медленно и недостаточно эффективно, учитывая масштаб инвестированных в нее ресурсов. Как в органах управления системой образования, так и в самих образовательных учреждениях наблюдался застой, балансирование интересов на фоне взаимных уступок. В целом система образования города была непрозрачной и для родителей, и для общества. Результатом стало сложившееся недоверие к системе, непринятие происходящих в ней процессов и психологическая напряженность между педагогическими коллективами и родительской общественностью. Мониторинги общественного мнения свидетельствовали: удовлетворенность населения системой образования в Москве на 30% ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Другими словами, на конец 2010 года система образования Москвы находилась в ожидании перемен. Программа разрабатывалась с учетом потребности в глубокой модернизации, но одновременно с разработкой программы в 2011 году уже создавался фундамент для решения сложных и амбициозных задач. Основные результаты 2011 годаДошкольное образование На 1 сентября 2010 года своей очереди на зачисление в детские сады дожидались более 35 тысяч маленьких москвичей. Это сопровождалось регулярными и, как правило, обоснованными жалобами родителей на несправедливость и непрозрачность процедуры комплектования дошкольных учреждений. В связи с этим первоочередные усилия были направлены на приведение в порядок процедуры формирования очередности и регламентации зачисления: была введена электронная система комплектования дошкольных учреждений, которой в течение года воспользовались более 150 тысяч москвичей. Для решения возникающих вопросов создана и успешно работает переговорная площадка с участием родительской общественности. Информационная и консультативная поддержка осуществляется специализированными службами в каждом округе города. Параллельно с этим осуществлялись ремонт зданий и благоустройство территорий детских садов. Отремонтированы 862 детских сада, 1248 территорий благоустроены. Объем выполненных работ на 60% больше, чем в 2010 году. Везде, где возможно, осуществлено перепрофилирование неэффективно используемых помещений. На дополнительно выделенные ресурсы – 3,66 млрд рублей – было закуплено и поставлено новое оборудование. Хочу отметить, что в 2011 году прирост бюджетного финансирования по этой статье составил 40%. На конец 2010 года количество детей, охваченных услугами дошкольного образования, составляло 348 тысяч человек, а на конец 2011 года – 399 тысяч человек. Включенность в дошкольное образование детей в возрасте от 1 года до 7 лет увеличилась с 65 до 71%. В ушедшем году наши учреждения приступили к реализации федеральных государственных требований к образовательным программам дошкольного образования, которые предусматривают переход на новое содержание и новое качество обучения и воспитания детей дошкольного возраста, возможность максимально рано, а значит, наиболее эффективно выбрать образовательный маршрут для каждого ребенка, подготовить его к началу школьного обучения, минимизировать возможные риски школьной дезадаптации. С этой целью проводилось масштабное повышение квалификации педагогов и воспитателей. В 2011 году в дошкольных учреждениях было создано почти 60000 мест для детей с ограниченными возможностями здоровья, а это на 15000 больше, чем в 2010 году, в том числе было создано 3400 мест (на 400 больше) для детей-инвалидов. В 96 учреждениях реализуется инклюзивная практика. С 1 октября 2011 года все детские сады Москвы перешли на нормативно-подушевое финансирование в виде получения субсидии. На эти цели в 2011 году выделены средства бюджета Москвы в размере 1,2 млрд руб., а в 2012 году запланировано выделение 5 млрд руб. Введение норматива позволило с 1 октября 2011 года в среднем повысить зарплату воспитателей дошкольных образовательных учреждений на 20% по городу. Развитие вариативных форм дошкольного образования (в том числе расширение сети семейных детских садов), строительство новых объектов, возвращение в систему зданий образовательных учреждений, использовавшихся в последние годы непрофильным образом, оптимизация имеющихся ресурсов позволили создать дополнительно 50 тысяч мест и свести очередность в дошкольные учреждения на конец года к нулю. Общее образование В 2010 году в Москве проблема доступности общего образования не стояла. Но вопрос, который действительно остро стоит перед общим образованием, – это дифференциация школ по качеству образования, предлагаемым условиям и возможностям. Нужно признать, что сложилась система, когда наряду со школами-лидерами (не больше ста) существовало значительное количество школ – несколько сотен, качество образования в которых не соответствовало современным столичным требованиям. Уровень материальной базы многих образовательных учреждений оставлял желать лучшего, порядка 7% зданий школ довоенной постройки, значительная их часть нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Поэтому в 2011 году значительные усилия были направлены на развитие материальной базы школ. В 162 школах проведен капитальный ремонт, более чем в половине школьных зданий – текущий ремонт, проведено благоустройство пришкольных территорий. Совокупные расходы на развитие материально-технической базы школ в 2011 году составили 3,4 млрд рублей. По сравнению с 2010 годом количество школ, получивших новое оборудование, увеличилось на 55%. Кроме того, в 100% школ, где реализуют программы начального общего образования, было поставлено учебное оборудование с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта – всего на сумму полтора миллиарда рублей. Было приобретено более 60000 единиц компьютерной техники, 100% образовательных учреждений столицы подключены к высокоскоростному Интернету, пропускная возможность канала во всех школах города с прошлого года составляет 10 Мб/сек. Год назад стартовал пилотный проект по развитию общего образования в городе. Первоначальное количество участников пилота составляло 125 школ. На конец 2011 года в пилотный проект вступили 983 школы, с 1 января 2012 года 1350 школ участвуют в пилотном проекте. При этом 20% школ вошли в проект без получения дополнительного финансирования. В прошлом году на реализацию проекта было выделено дополнительно 2,5 млрд рублей. В 2012 году предусмотрено дополнительное финансирование в размере 15 млрд рублей, что позволит сохранить устойчивый рост заработной платы педагогам. Сегодня мы вправе говорить о первых ощутимых итогах пилотного проекта. Во-первых, сформирован и апробирован на практике механизм прозрачного формульного финансирования образовательных учреждений, не зависящего от субъективного отношения чиновников к тому или иному учреждению. В среднем на 33% увеличилась заработная плата учителей пилотных школ. Во-вторых, общество, как профессиональное, так и родительское, получило рычаги управления школой, в том числе по распределению бюджетных средств. При этом интересы администрации школы, учителей и родителей теперь объединены в единое целое – высокий уровень качества образования детей, которые учатся в этой школе. В-третьих, увеличился контингент большинства школ, участвующих в проекте. Уже на начало нового учебного года количество первоклассников в этих школах выросло по сравнению с прошлым годом почти на десять процентов. В-четвертых, у педагогических коллективов повысился интерес к семье, ученику, формированию мнения о школе в местном сообществе. Отдельно стоит сказать и о том, что школы стали первыми среди государственных учреждений Москвы, где была введена новая отраслевая система оплаты труда. Вместе с выравниванием положения отстающих школ в конце прошлого года был реализован масштабный проект поддержки образовательных учреждений-лидеров. 85 грантов мэра на общую сумму 750 млн руб. были присуждены школам, учреждениям дополнительного, начального и среднего профессионального образования, показавшим неоспоримо высокие результаты образовательной и воспитательной деятельности. Для конкурсного отбора были разработаны критерии, позволяющие, по мнению общественности и профессионального сообщества, сформировать справедливый рейтинг общеобразовательных учреждений на основе достигнутых образовательных и социокультурных результатов деятельности. Это стало дополнительным стимулом для педагогических коллективов к непрерывному повышению качества своей работы. В этом году гранты мэра также будут присуждаться по итогам учебного года, сегодня уже подписан приказ, утверждающий новый порядок отбора образовательных учреждений, показавших лучшие результаты в образовательной деятельности и воспитательной работе. Для обеспечения равного доступа к получению образования всеми детьми независимо от их индивидуальных особенностей 94 московские школы реализуют инклюзивную практику. Увеличилась доля учреждений, перешедших с этапа накопления материально-технической оснащенности на этап активного использования этих ресурсов для обеспечения качественно новых возможностей всем участникам образовательного процесса, для включения детей с особыми потребностями в адаптивное пространство доступной образовательной среды. Для того чтобы создать для москвичей удобную и комфортную систему записи ребенка-первоклассника в школу, с 15 декабря 2011 года была внедрена электронная регистрация заявлений в первые классы. В каждом округе работают службы информационной поддержки и «горячие линии». На настоящий момент в системе зарегистрированы более 78500 будущих первоклассников, и до 31 марта 2012 года 78 тысяч из них были зачислены в первый класс. Электронное комплектование позволяет не только сократить время на заполнение документов родителями, их последующую обработку, но и в оперативном режиме отслеживать очередность, формировать статистические отчеты по наполнению образовательных учреждений по районам и округам, принимать взвешенные и обоснованные решения о потребностях в дополнительных местах, а также судить об эффективности работы учреждений – на основе показателя востребованности, популярности школы. При этом были максимально учтены запросы населения. Во многих школах будет открыто на 2-3 класса больше, чем планировалось. Но порядка 80 школ не набрали даже одного первого класса. Очевидно, что это результат голосования родителей в связи с репутацией школы образования, уже сейчас идут процессы присоединения этих школ к более сильным. Стоит отметить, что все решения принимаются только на основе обращений руководителей школ и управляющих советов. При этом очевидно, что детям будет только лучше, так как более успешные школы привнесут лучшие практики образования. С 1 сентября 2011 года все 82 тысячи московских первоклассников начали и продолжают учиться по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в котором впервые определены требования не только к результатам, но и к условиям реализации образовательного процесса: материально-техническим, финансовым, кадровым. Повысили свою профессиональную квалификацию по новым методам обучения и информационным технологиям 3612 учителей и 1200 администраторов. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – это не только нововведение для первоклассников и учителей начальных классов. Дан старт системному изменению образования в целом. Если раньше мы детей вооружали знаниями, то теперь создаем условия для раскрытия потенциала каждого ребенка. Информация к сведениюВ 2011 году на приобретение учебного оборудования для начального общего образования Правительство Москвы выделило средств в 8 раз больше, чем в 2010 году, в том числе: – на 1 млрд 480 млн руб. приобретено 1166 мобильных компьютерных классов и 3567 автоматизированных рабочих мест учителей; – на 1 млрд рублей образовательные учреждения оснащены современным учебным и лабораторным оборудованием (для изучения математики, окружающего мира, материальных технологий, музыки и изобразительного искусства, развития речи). В 2012 году мы продолжим работу по дооснащению начальной школы необходимым учебным оборудованием. В практике школы стали активно использовать разнообразные формы работы с семьей и общественностью, которые расширяют сферу совместных действий по отношению к ребенку, включают родительскую общественность в образовательный процесс в роли заказчика, соисполнителя, эксперта, позволяют вовлечь родителей в совместную деятельность. Если в 2010 году электронные дневники и журналы использовали не более 10% школ, то на конец 2011 года, по данным мониторинга, электронные журналы и электронные дневники используют в 86% школ, в половине классов. В результате электронного общения со школой проявился и дополнительный эффект – родители стали активно пользоваться Интернетом. Москва – уникальное место на карте российского образования. Наличие высших учебных заведений международного уровня, огромное количество музеев, театров, научных и исследовательских институтов как дополнительных возможностей обучения и социализации, безусловно, диктует особые требования к столичной школе. Информация к сведению Для повышения качества образования активно внедряются механизмы государственно-общественного контроля. К концу 2011 года в 90% образовательных учреждений созданы управляющие советы. В 92% образовательных учреждений действуют органы ученического (студенческого) самоуправления (в 2010 году этот показатель составлял только 76%). В 2011 году на 15% увеличился охват обучающихся, студентов и воспитанников системы образования мероприятиями, проводимыми учреждениями культуры и искусства. Мы признательны нашим коллегам из Департамента культуры, силами которых было организовано бесплатное посещение школьниками лучших музеев города в дни зимних каникул. Надеемся, что такая практика не только сохранится, но будет существенно расширена в текущем году. В 2012 году более 72 тысяч юных москвичей бесплатно посетят Московский планетарий. Успешность развития системы образования напрямую зависит от уровня профессионализма ее кадров. В 2011 году особое внимание было уделено развитию кадрового потенциала педагогов. Работать в московской школе стало престижно. Высокий уровень подготовки студентов подведомственных педагогических вузов и создание привлекательных условий для молодых специалистов позволили закрыть все вакансии в образовательных учреждениях и обновить кадровый корпус, например, 40% вновь назначенных директоров школ моложе 40 лет. Для повышения квалификации педагогов внедрена новая форма передачи лучшего опыта на стажировочных площадках, которых в 2011 году было 370! В течение 2011 года активно создавались общественные объединения педагогов. В настоящее время работают 18 предметных педагогических ассоциаций, цель которых тиражирование лучших педагогических практик, проведение экспертизы образовательных программ, повышение профессионального мастерства учителя. Мы рассчитываем на укрепление их роли в текущем году. Они будут наделены полномочиями, необходимыми для решения вопросов, связанных с повышением качества образования, в том числе участия в аттестации педагогических кадров. В 2011 году было уделено особое внимание развитию дополнительного образования детей. Впервые массово 719 спортивных объектов были оснащены инвентарем по зимним и летним видам спорта, реконструированы парковые зоны учреждений дополнительного образования. Крупнейшее многопрофильное государственное образовательное учреждение в системе дополнительного образования детей Департамента образования на сегодняшний день – Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, тот самый Дворец пионеров, известный каждому москвичу. Из режима консервации прежних достижений он уверенно переходит в статус лидера дополнительного образования, предлагая самые современные технологии работы с детьми и молодежью. Однако в 2012 году предстоит реализовать серьезные меры по повышению качества дополнительного образования, созданию новых программ, интересных не только младшим школьникам, но и старшеклассникам. Эту работу мы проводим в тесном взаимодействии с нашими коллегами из департаментов культуры и спорта. Подготовка рабочих кадровВсе больше москвичей при выборе траектории карьеры выбирают для получения профессии обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Система начального и среднего профессионального образования столицы в последние годы столкнулась с тем, что формирование набора обучающихся недостаточно регулировалось рыночными механизмами спроса на рабочую силу. В 2011 году был сделан существенный задел для развития системы профессионального образования и ориентирования его на реальные потребности рынка. Стоит отметить, что средний конкурс на одно место в учреждения среднего профессионального образования в 2011 году составил почти два человека на место. Не все вузы могут похвастаться таким показателем. При этом количество поступивших на программы начального и среднего профессионального образования выросло почти на 8%. Все больше молодых людей и их родителей осознанно выбирают колледж как старт профессиональной карьеры, гарант успешного трудоустройства. В столичных колледжах созданы условия для получения профессии для более трех тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья, а в 2012 году планируется дополнительно открыть пять новых направлений подготовки для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы; четыре направления для лиц с нарушениями зрения; столько же для лиц с нарушениями интеллекта и пять направлений подготовки для лиц с нарушениями слуха. Информация к сведениюКолледжи Москвы также перешли на реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Для этого были созданы 62 стажировочные площадки, разработаны 287 учебно-методических комплексов. По заказам работодателей было разработано 200 образовательных программ. 850 работников системы СПО прошли повышение квалификации, 14 педагогов сертифицированы в качестве федеральных экспертов. Все более широкое распространение получает практика общественной сертификации выпускников колледжей, организована независимая оценка качества подготовки выпускников объединениями работодателей, в том числе ТПП РФ, МЧС, РЖД, Метрополитен, Metro, Haas, Volvo, Siemens, с выдачей соответствующих сертификатов. В 2011 году количество выпускников, получивших сертификаты ассоциаций работодателей, увеличилось на 50%. Два колледжа прошли аккредитацию общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ. 14 колледжей сертифицированы Торгово-промышленной палатой РФ. В 2012 году предстоит сделать решительный рывок в нахождении новых форм частно-государственного партнерства, в том числе формирование государственного заказа для негосударственных образовательных учреждений на подготовку кадров нужных специальностей, вовлечение работодателей в управление учреждениями профобразования. В системе среднего профессионального образования успешно действует программа «Кадровый резерв». Участники программы – административно-управленческий персонал – работники в возрасте до 35 лет. Промежуточным результатом реализации данной программы стало обновление состава директорского корпуса учреждений СПО на 20%. Информация к сведениюВ начале 2012 года в московскую систему образования влились 13 федеральных колледжей. Таким образом, система сегодня насчитывает 103 колледжа, более 100 тысяч обучающихся. Это очень серьезная сила, надежный трудовой ресурс столицы. Наша задача – продолжить развитие системы, сделав особые акценты на взаимодействии с работодателями, использование механизмов государственно-частного партнерства. Одним из показателей возросшего доверия педагогического сообщества к заданному курсу развития, на наш взгляд, стал процесс и первые результаты городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2012». Сохранив лучшие традиции, он стал более открытым, живым и ориентированным на широкую общественность. Во время заочного этапа конкурса на интернет-сайте конкурса за 2600 зарегистрированных участников было отдано более 360 тысяч голосов, в том числе из Украины, Нидерландов, Канады, США. 17 мая состоялся финал конкурса, победители по 9 номинациям показали публично свое мастерство. Особое внимание в 2011 году было уделено информационной прозрачности и открытости системы образования. Одним из механизмов этого процесса стало создание и поддержание сайтов образовательных учреждений: 100% общеобразовательных учреждений, столичных колледжей и вузов уже имеют качественные, регулярно обновляемые сайты. Сайты подведомственных Департаменту образования вузов заняли в 2011 году лидирующие позиции в федеральном рейтинге прозрачности и информативности интернет-ресурсов вузов. Одним из существенных требований к наполнению сайта любого образовательного учреждения стало предоставление полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности. Политика информационной открытости будет продолжаться и дальше. Можно отметить формирующуюся популярность информирования населения через сайты. В этой связи очень важно, что в первом квартале 2012 года создана система типовых сайтов, совмещенная с системой статистика и аналитика, позволяющая не только централизованно размещать необходимую информацию, но и интегрировать разнородную информацию, что очень важно для понимания ситуации и выработки управленческих решений. За прошедший год в электронную приемную Департамента образования поступили свыше 10000 обращений. Есть и замечания, и жалобы, нередко справедливые. Каждое обращение рассматривается, ответ публикуется на сайте в течение двух дней. Мы уверены, что это помогает повысить доверие горожан к образованию и системе управления. Особая роль принадлежит работе с родительской общественностью. В конце 2011 года был создан городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования. Этот совет не только инструмент государственно-общественного контроля, но и мощный ресурс для развития системы образования в виде предоставления доступа к обширному профессиональному опыту его членов в различных областях деятельности. В марте-апреле состоялся интернет-опрос родителей посредством системы электронных журналов, получены 33 тысячи анкет. Родители оценили качество образования, в частности, анализ показывает, что в среднем качество образования детей родители оценивают в 7,5 балла из 10. При этом практически все старшеклассники имеют репетиторов, а некоторые и не по одному. В целом 2011 год, на наш взгляд, позволил создать основательный фундамент для развития системы московского образования на 2012-й и последующие годы. Все наши планы на 2012 год разработаны в соответствии с государственной программой «Столичное образование». Ключевые моменты, требующие принятия консолидированных решений, мы выносим на рассмотрение экспертного совета программы, который возглавляет вице-мэр Ольга Голодец и в состав которого вошли ведущие эксперты в сфере развития образования, представители общественных объединений. На реализацию программы в 2012 году выделен серьезный финансовый ресурс в размере свыше 266 млрд рублей. Но успех зависит не только от финансирования. Он зависит от принимаемых управленческих решений, осознания ответственности педагогических коллективов за качество образования, умения вовлечь родителей в совместную работу и создать все необходимые современные образовательные условия, чтобы юные москвичи могли достичь личной успешности. В 2012 году нам предстоит решить такие приоритетные задачи: в области дошкольного образования – сохранение ситуации отсутствия очередей, повышение удовлетворенности родителей качеством образования, в том числе здоровьесбережения, формирование подходов ранней помощи семьям с детьми до 3 лет; в области общего образования – повышение качества образования во всех без исключения образовательных учреждениях, обновления системы дополнительного образования; в области начального и среднего профессионального образования – повышение удовлетворенности работодателей качеством выпускников, успешного трудоустройства, профессиональной адаптации и закрепляемости на рабочих местах, мы хотим добиться ситуации конкуренции за выпускников колледжей среди работодателей; в области высшего образования – повышения его вклада в развитие экономики города. Уже объявлены условия отбора проектов вузов для последующего отбора наиболее полезных для города и системы образования, это будет профинансировано на общую сумму 843 млн рублей. Управление качеством образования невозможно без совершенствования структуры образовательных учреждений, отказа устаревших и неэффективных форм, четкого определения функций всех сетевых учреждений, методических центров. Все больше полномочий будет передаваться образовательным учреждениям и общественным объединениям педагогов, но это одновременно будет сопровождаться усилением контроля за качеством деятельности, повышением личной ответственности руководителей, каждого сотрудника системы Департамента образования. Опыт работы с формированием госзаданий показывает, что мы имеем колоссальные внутренние резервы. Наконец, мы будем добиваться, чтобы интерес к системе образования городского сообщества был таким же высоким, как в 2011 году, а доверие к нашей системе прирастало еще более быстрыми темпами, так как только в сотрудничестве залог нашего общего успеха.
Комментарии