search
main
0

Первопроходцы . От машиностроительного техникума до экспериментальной площадки

В прошлом году Московский колледж автоматизации и радиоэлектроники отметил 50-летие. Солидный возраст и солидный путь – от Перовского машиностроительного техникума, размещавшегося в депо Перовского машиностроительного завода, до современного ссуза, имеющего не только новое современное здание, но и вполне современную материально-техническую базу, и уделяющего большое внимание информатизации учебного процесса.

МКАиР недавно стал городской экспериментальной площадкой по «внедрению новых информационных технологий в процесc подготовки специалистов среднего профессионального образования повышенного уровня», а это значит, что свою работу ему пришлось перестраивать в соответствии самыми современными требованиями. Надо сказать, что этот процесс для педагогов колледжа стал естественным продолжением всей предыдущей работы по внедрению в учебный процесс новых электронных средств обучения. В трудные 90-е годы, когда речь шла не только о сохранении всех технических специальностей как таковых, педколлектив предпринял прямо-таки героические усилия, чтобы заложить основы полной компьютеризации учебного процесса по всем специальностям. Тогда в колледже появился первый специализированный класс для внедрения новых информационных технологий. Правда, пока для подготовки бухгалтеров, но важно было то, что процесс компьютеризации начался. Педагоги поняли, что традиционные курсы должны сочетаться с новыми технологиями обучения. Кстати, первопроходцем в этом сложном деле стала профессиональная программистка Людмила Захарчук, разработавшая полный компьютерный блок программ для обучения будущих бухгалтеров. Сегодня, когда сплошь и рядом бухгалтерии всех фирм, предприятий и организаций пользуются компьютерными программами для автоматизированного бухгалтерского учета, кажется странным, что когда-то и составление программ, и подготовка бухгалтеров-специалистов рассматривались чуть ли не как революция, что колледжу пришлось, доказывать, что за компьютеризацией будущее.

В первом компьютерном классе, который стали торжественно называть «компьютерным центром», по сути дела, работать было некому. Поэтому педагоги стали учиться сами, и первым освоил сложную науку Анатолий Сомов – инженер-механик, выпускник Московского автомеханического института, который пришел в колледж в 1991 году и решил заниматься компьютеризацией. Анатолий Викторович, который нынче стал в колледже заместителем директора по учебно-производственной работе, вспоминает, как пришлось ему самостоятельно осваивать программирование и сложное программное обеспечение, разрабатывать несколько компьютерных программ для внутреннего пользования, как с первых шагов стал привлекать к работе студентов, убеждая их, что в будущем такие знания и навыки им обязательно пригодятся.

Учебный процес требовал новшеств в подготовке специалистов и по другим специальностям, в частности по специальности «Электронные приборы и устройства». Речь шла о том, чтобы будущие электронщики научились проектировать системы с помощью компьютерных программ. Тут в это трудное дело включилась Марина Михайленко – преподаватель отделения «Электронные приборы». Марина Борисовна не только сама досконально изучила такие сложные системы электронного проектирования, как Auto-cad, P-cad, но и внедрила изучение этих систем в учебный процес. Студенты теперь учились самостоятельной конструкторской работе на персональных компьютерах.

А колледж шел дальше – появились уже системы электронного моделирования электронных приборов, программирования и конструирования логических устройств и нужно было готовить студентов по этим важным направлениям. Работать было трудно: колледж занимался «прорывными» направлениями, а его то и дело возвращали к старому, не заботясь о том, чтобы уникальный образовательный опыт был приумножен. Например, в стандартах, принятых в 1998 году, предусматривалось возвращение к изучению электронной техники от электронных ламп до полупроводников, как будто никто не слышал о микроэлектронике.

К 1998 году колледж имел уже пять полностью укомплектованных компьютерных классов на базе процессоров IBM-486, получил в подарок от Департамента образования Москвы 12 мультимедийных компьютеров, приобрел десятки программ прикладного применения. С такой техникой он стал городской экспериментальной площадкой. Появилось много интересных идей относительно того, как эффективно использовать все эти технические возможности в учебном процессе. Педагогическому коллективу очень понравилась идея создания на базе мультимедийных технологий комплекса программ для подготовки специалистов по техническим специальностям, которые могли бы существенно обогатить процесс обучения. Тут педагогам пришлось действовать самостоятельно, на свой страх и риск, поскольку в ту пору никто не мог подкрепить их практическую работу теоретически. Но раз принимают участие в эксперименте, решили и действовать экспериментально. К этому времени уже никого не надо было агитировать за компьютерные технологии. Студентов обучали компьютерной грамотности с первых дней пребывания в колледже, будущим секретарям показывали и объясняли, как с помощью компьютеров вести подготовку документов, заводить базы данных. На новом этапе в колледже переводили на компьютерное изучение таких предметов, как конструирование, черчение, физика, электротехника… Чем серьезнее модернизировались учебные планы, менялись подходы к проведению лабораторных работ, практикумов, чем серьезнее становилась материально-техническая база, тем становилось понятнее, что колледжу необходимы контакты с высшей школой. Партнер нашелся почти сразу – многие выпускники колледжа продолжали учебу в Станкине, поэтому вуз проявил заинтересованность в совместной работе, в подготовке сопряженных учебных планов и привлечении педагогов и студентов колледжа к совместной научной работе. В частности, сложились весьма плодотворные связи с центром робототехники МИРЭА, где студенты колледжа стали проходить практику. Академик Павлов в рамках программы «Столичное образование» разработал пакеты объемного моделирования по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» и предложил прохождение лабораторно-практических работ, использующих эти пакеты, на базе этого технического университета. Внедрение в учебный процесс Auto-cad по программам, полученным из Станкина, давало студентам возможность не только понимать процессы обработки деталей на сложных современных станках, но и набираться опыта по использованию автоматизированной системы проектирования и заданию условий обработки различных деталей. В колледже появился новый вид практики – комплексная с использованием компьютерных моделирующих программ. Она позволяла студентам выработать современное техническое мышление на базе использования в работе современных информационных технологий. Не случайно вот уже несколько лет они успешно участвуют в программе МГТУ имени Н.Э.Баумана «Шаг в будущее». Для участия в научных конференциях и выставках отбираются студенческие научные, исследовательские и прикладные работы. Причем это, как правило, работы, выполненные в период производственной практики на промышленных предприятиях – студенты видят «узкие места» и предлагают свои оригинальные конструктивные идеи, реализация которых поможет повысить эффективность производства.

Сегодня колледж готовит высококвалифицированных специалистов базового и повышенного уровня – технологов, конструкторов, наладчиков, радиомонтажников, программистов для работы на таких предприятиях, как «Станкоагрегат», «Сигма», Московский ткацко-отделочный комбинат. Многие его выпускники продолжают обучение в Станкине, РадиоВТУЗЕ МАИ, МГИУ, МЭСИ, МИФИ .

Одновременно менялось мышление и у педагогов, которые стали понимать, сколь выгодно применять эти технологии в своей работе. Достаточно сказать, что теперь в колледже есть своя локальная компьютерная сеть, объединяющая 12 компьютеров разных отделов, то есть пользователей – сотрудников административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. Введение информационных технологий в управление учебно-воспитательным процессом позволяет оперативно анализировать ситуацию и принимать грамотные управленческие решения. Сотрудники колледжа разрабатывают программное обеспечение для обслуживания различных баз данных, они создали специальный класс, оснащенный техникой, необходимой для вывода компьютерного изображения на большой экран при использовании обучающих программ в многочисленной студенческой аудитории, вычислительный центр. В 2000 году была открыта лаборатория с современным копировальным оборудованием. Сегодня ведутся работы по подключению к интернету всех компьютерных классов колледжа через оптико-волоконную связь. Сегодня колледж самостоятельно оборудует свои учебные кабинеты мультимедийными компьютерами, позволяющими демонстрировать программы по телевизору. Для успешного выполнения курсовых и дипломных проектов создан кабинет подготовки к итоговой государственной аттестации, оснащенный современными компьютерами и периферией (сканер, плоттер и так далее). Колледж самостоятельно выполняет работы и по модернизации компьютеров, по прокладке компьютерных сетей, причем в 4 классах локальные сети были проложены силами студентов и педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте