search
main
0

Первички требуют инноваций. или Что нам стоит дом построить?

Почти неделю провели в Москве лидеры региональных профсоюзных организаций Центрального федерального округа. Они приехали на семинар, организованный Московской городской организацией профсоюза, в надежде познакомиться с инновациями в работе. Но инновации оказались совсем не теми, на которые рассчитывали профсоюзные лидеры из Рязанской, Смоленской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Костромской, Ивановской, Белгородской, Тульской, Московской областей и члены комиссии ЦК профсоюза по общему образованию, предполагавшие подробно изучить опыт московских коллег.

Нет, инновации, конечно, были, ведь вот уже много лет Московская городская организация развивает Кредитный союз учителей – своеобразную кассу взаимопомощи, в которой столичный учитель может взять на разное время самые различные кредиты, налажена работа по организации отдыха работников образования, когда они могут купить путевку задолго до начала отпуска и по ценам, которые их устраивают (без накрутки), успешно действует система медицинского страхования. Эти формы работы чрезвычайно интересны, и гостям из регионов они, конечно, понравились. Как и то, что Московский горком профсоюза регулярно участвует в тендерах и за последние три года заработал на этом свыше 14 миллионов рублей. Как говорит Сергей Кузин, председатель Московской городской организации профсоюза, удается создать как бы второй бюджет, что чрезвычайно важно.

Но Москва – все же не показатель, это большой и богатый город, зарплата учителей тут высока и ни в какое сравнение не идет с зарплатами их коллег в регионах. Поэтому в Москве учитель может взять кредит и потом спокойно отдать деньги вместе с небольшими процентами, может даже купить путевку за свои собственные деньги, главное, чтобы она была, чтобы были обеспечены качественный отдых и оздоровление. Да и с медицинским страхованием в столице все нормально – в городе много хороших медицинских учреждений, которые могут оказать квалифицированную помощь, провести диагностику с помощью самой современной техники. В регионах совсем другое положение, там эти инновационные формы и методы работы неприемлемы, хотя и сам Кузин, и первый заместитель Марина Иванова убеждены: то, что сегодня делают в Москве, через некоторое время обязательно появится в регионах.

Есть еще одна особенность у Москвы: материальное благополучие и высокие зарплаты привели к тому, что возник естественный вопрос: как дальше жить и работать профсоюзным организациям в условиях, когда не нужно предпринимать никаких конфронтационных шагов по отношению к власти. Как известно, профсоюз всегда занимал очень активную позицию и регулярно выводил своих членов профсоюза на пикеты, митинги, акции протеста. Но вот долгая и успешная работа в рамках социального партнерства привела к тому, что конфликты исключены практически полностью. К тому же руководитель столичного Департамента образования Любовь Кезина, которую поддерживает мэр Лужков, сама успешно занимается улучшением материального положения работников образования. Что нынче делать профсоюзу?

Анкетирование и социологические опросы, которые регулярно по своей инициативе проводит Московская организация профсоюза, подсказали: теперь профсоюз должен заниматься своей непосредственной деятельностью – заботой о членах профсоюза, решая их насущные проблемы. Так и возникли Кредитный союз учителей, система снабжения педагогов путевками и система добровольного медицинского страхования. Это, как ни странно, более укрепляет ряды профсоюза, чем это было во времена организации различных протестных действий. Чтобы взять кредит или купить дешевую путевку, человек должен состоять в профсоюзе. Те, кто до того в нем не состоял, тут же пишут заявление и вступают. Таким образом, рост профсоюзных рядов в последнее время составил несколько тысяч человек.

Очень сильно помогают росту профсоюзных рядов и информационные материалы – различные листки, плакаты, периодические издания, на которые профсоюз денег не жалеет. А что их жалеть, если люди в учебных заведениях узнают о том, как профсоюз защищает их права перед администрацией, а в особо сложных случаях и в судах, как следит за соблюдением правил охраны труда, как занимается повышением квалификации и многим другим.

Картина интересная и во многом благостная, поэтому профсоюзные региональные лидеры хотели посмотреть, как это все происходит на самом деле и каково социальное партнерство у московских коллег. Для этого им пришлось отказаться от экскурсий и посещения московских магазинов (тем более что денег у регионалов было немного), и после удачно проведенного дня на семинаре в учебном центре Московской федерации профсоюзов началось самое интересное.

Сначала гостей принимала в здании мэрии на Тверской первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова. Разговор в роскошном зале, конечно же, сразу зашел о социальном партнерстве. Не секрет, что во многих регионах встречи с губернатором нужно добиваться долго, а решения многих важных для педагогов вопросов – еще дольше, что общественные организации вызывают раздражение у чиновников, а потому никакой информации от них профсоюзу не получить ни вовремя, ни в полном объеме. Как в Москве? Людмила Ивановна честно призналась, что Юрий Михайлович Лужков сам высоко ценит возможность сотрудничества с общественностью и свою команду настраивает на то же самое. Мало того, что в столице создана и успешно работает в системе образования широкая сеть общественных советов (родительских, студенческих, ученических и прочих), так сейчас еще создается Общественная палата по образованию, которая будет самостоятельной по отношению к Департаменту образования, и ее члены смогут присутствовать на всех заседаниях органов исполнительной и законодательной власти, экспертировать все касающиеся образования законы, решения и постановления. В состав палаты вошел и Сергей Кузин, который будет представлять там интересы отраслевой профсоюзной организации.

Людмила Швецова очень наглядно показала, как удается решать проблемы совместно московской власти и московскому профсоюзу. Но, выслушав первого вице-премьера, профсоюзные лидеры все же в такие райские взаимоотношения профсоюза и власти поверили не до конца. А потому приготовили немало вопросов (с подвохами) для руководителя Департамента образования Любови Кезиной.

Встреча с Кезиной произошла в новеньком городском ресурсном центре, где гости воочию могли убедиться, как далеко в реализации программы модернизации начального и среднего профессионального образования продвинулась столица. Правда, когда им показали все эти обучающие стенды и компьютерные устройства, которые позволяют обучать на старом оборудовании рабочих самых высоких разрядов, сразу возник привычный тезис: «Денег у Москвы много, отчего бы не купить заграничные штучки!» Штучки оказались отечественного производства и не такими уж дорогими. И тут вновь нашел подтверждение тезис о том, что важно не сдаваться и искать, а варианты в этом случае появятся как бы сами собой.

Кезина на все вопросы отвечала с охотой. Признавалась откровенно, что с профсоюзом сотрудничает и даже выступают они единым фронтом. На заседаниях коллегии департамента, в которую Кузин входит давно, управленцы регулярно заслушивают информацию председателя Мосгоркома профсоюза о всех важных мероприятиях, которые профсоюз проводит, договариваются об участии в них всех округов. Кстати, когда профсоюз проводит какие-то акции в знак солидарности с коллегами из других регионов, Кезина не препятствует участию в них московских учителей. Кстати, и Швецова сказала, что Правительство Москвы с уважением относится к тем людям, которые выходят на улицы, когда с чем-то несогласны. Другое дело, что правительство считает наиболее оптимальным проводить переговоры за «круглым столом». Наверное, поэтому москвичи по собственной инициативе на акции протеста не выходят.

Следующим в программе было посещение школы – гостей отвезли в центр образования №1409 на Ходынском бульваре в новом современном микрорайоне. Вот тут, во-первых, им впервые рассказали о московском проекте «Школы будущего» (хоть ЦО №1409 и вполне современная школа, в таком ответственном конкурсе она не участвовала, но собирается реализовывать в порядке эксперимента проект «Школа будущего – Детский сад будущего – Учитель для школы будущего», благо что рядом четыре детских сада и здание Московского гуманитарного педагогического института). Кстати, директор центра образования Ирина Викторовна Ильичева встречала гостей вместе с председателем школьной профсоюзной организации Натальей Феликсовной Сафроненко. Экскурсия по школе вызвала много восхищенных возгласов, но оказалось, что профсоюзная организация много делает для того, чтобы в этом новеньком здании прежде всего думали о педагогах. Ирина Викторовна даже в шутку пожаловалась, что ее частенько приглашают на заседание профкома и заставляют отчитываться о том, что сделано для охраны труда, создания комфортных рабочих мест членов коллектива. Конечно, профсоюзная организация очень помогает администрации, но и администрация считает своим долгом заботиться о социальной защите и поддержке членов профсоюза. Профсоюзное членство в центре образования №1409 стопроцентное. То есть все, кто тут работают, состоят в этой общественной организации.

Апофеозом для гостей стало посещение Северного окружного управления образования. Почти дуэтом рассказывали о сотрудничестве власти и профсоюза начальник управления Виктор Кичатов и председатель окружной профсоюзной организации Наталья Шулейкина. Умно выстроенные отношения социального партнерства помогают реализовать самые смелые проекты. Например, организовать семейный отдых учительских семей на юге Италии. Но, конечно, самым грандиозным делом стало строительство учительских домов. Строятся дома на средства управления, но контролирует все – выбор проекта дома с квартирами, где есть большие кухни и дополнительные комнаты для учительниц, ход строительства, финансовые потоки и многое другое профсоюзная организация во главе с Натальей Шулейкиной, которая пользуется в округе безграничным доверием педагогов. Когда дом построен, учителя вступают в жилищный кооператив и вносят свои деньги. Вот тут снова возникает вопрос: откуда простой учитель (даже с солидной московской зарплатой) берет такие средства? Кичатов и Шулейкина обо всем рассказывали без утайки, и выяснилось, что у социального партнерства в округе есть еще один участник – префектура Северного округа. При поддержке Людмилы Ивановны Швецовой и префекта Владимира Объедкова удалось освободить строительство учительского дома от многих взносов в фонд города, в фонд префектуры, добиться, чтобы строители не закладывали в стоимость квадратного метра свою прибыль. В результате квадратный метр площади в учительском доме в пять раз дешевле, чем в обычных московских новостройках. Если учесть, что учителя получают рассрочку платежей, материальную помощь и так далее, покупка нового жилья становится делом весьма подъемным.

Гости разъезжались по домам из Москвы в приподнятом настроении. Да, у них в регионах не так много денег, как в Москве, но они увидели и поняли главное: многого можно добиться, грамотно выстраивая взаимоотношения с властью. Собственно говоря, к этому постоянно призывает ЦК Профсоюза работников народного образования и науки. Москвичи в этом смысле весьма активно воспринимают этот призыв и добиваются значительных успехов как в социальном партнерстве, так и в реальной поддержке учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте