Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первая ступенька к взрослой жизни – залог будущей успешной карьеры и счастливой судьбы

УГ - Москва, №30 от 27 июля 2010. Читать номер
Автор:

Во времена моей юности была такая традиция: на обратной стороне классной фотографии писать свои пожелания, ставить автографы на память о школьных годах. Один одноклассник написал мне: «Желаю тебе иметь много детей. Дети – цветы жизни». В те годы эти слова мне казались нелепыми, даже смешными. Но они сбылись! Я – многодетная мама. И кто бы мог подумать, что воспитание и развитие детей станет моим любимым делом!

Роза НАУМКИНА, старший воспитатель прогимназии №1882, почетный работник общего образования РФ:

Вот уже четверть века я работаю в детском саду прогимназии, где меня окружают добрые и неравнодушные люди. Мы все хотим, чтобы дети росли общительными, счастливыми и жизнерадостными. Для того чтобы ребенок с добротой и уважением относился к другим, его должны окружать любящие и приветливые взрослые. Малышу важно чувствовать себя в безопасности, быть принятым и любимым. Доброжелательная среда обогащает его внутренний мир эмоционально и творчески.

В нашем учреждении мы стараемся придерживаться этих правил, в раннем возрасте развиваем у ребенка волевое усилие, желание вступать в контакт, умение общаться, воспитываем активность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе и своих возможностях. А способствует этому развитая речь малыша: чем она богаче и правильнее, тем легче происходит взаимодействие со сверстниками и взрослыми, быстрее развивается умение высказывать свои мысли.

Дошкольное детство проходит очень быстро. Это драгоценное время, когда маленький человечек готов впитать все, что предлагают старшие, что он видит вокруг себя. Наша главная задача – не упустить это время, помочь ребенку правильно выстроить взаимоотношения с ровесниками, младшими детьми, взрослыми, родными, близкими, с окружающим миром.

Весь речевой опыт ребенка с раннего возраста до начала систематического обучения можно рассматривать и использовать как подготовительный этап для последующего усвоения других коммуникативных систем, в том числе иностранного языка.

В 2008 году, когда прогимназия стала Ресурсным центром «Знаю много языков», появилось еще одно интересное, необходимое направление работы, целью которого стало создание условий для развития коммуникативно-речевых способностей каждого ребенка на родном и иностранном языках.

Подготовке детей к обучению иностранным языкам в раннем возрасте мы уделяем особое внимание, так как считаем, что речь на родном и иностранном языках строится на единых основаниях. Речь – это способ выражения мысли и чувства, а этим способом ребенок овладевает именно в дошкольном возрасте, когда учится мыслить и говорить. Важно не забывать о том, что первые шаги в освоении иностранного языка ребенок делает с помощью родного, связывая незнакомые слова с известными ему объектами действительности.

Мы создаем доброжелательную среду, в которой ребенок развивается, действует, общается на основе принятых норм, правил, традиций. Именно в ней формируются самостоятельность, открытость, активность, индивидуальность, упорство в освоении нового. Мы предлагаем различные игровые ситуации, в которых дети путем многократного повторения могут усваивать необходимые знания. Вместе с ситуацией непроизвольно запоминается и речь, которую ребенок сначала воспринимает и только потом осознает.

На базе нашего, Ресурсного центра разрабатывается программа воспитания и обучения детей раннего возраста Натальи Горловой «Радость общения». Эта система закладывает основы будущей личности ребенка, формирует адекватное взаимодействие с окружающим миром, способствует речевому и социальному развитию малыша на основе общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Реализуя программу, мы проводим мониторинг коммуникативно-речевого развития детей на родном и иностранном языках. По специальным методикам в начале и в конце учебного года реализуем диагностику коммуникативно-речевого развития каждого ребенка и выявляем динамику его продвижения и личного роста. Нам важно увидеть, как ребенок произносит слова и фразы, в каком темпе и ритме он это делает, как развито речевое дыхание и чувство языка, как ребенок понимает смысл и значение слов и фраз. По результатам нашей диагностики мы выявили, что наибольшие трудности дети испытывают в проигрывании диалогов, при ориентации в коммуникативных или проблемных ситуациях. Результаты проведенной диагностики мы используем в дальнейшей работе. Наша задача – развивать не просто речь на родном и иностранном языках, а коммуникативные и речевые таланты детей: умение вступать в общение, поддерживать разговор, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, выражать свое отношение к обсуждаемой теме, размышлять, решать логические задачи и находить разные способы их решения.

Эффективность нашей работы заключается в преемственности коммуникативно-речевого развития детей на родном и иностранном языках. С детьми раннего возраста специалисты занимаются только на родном языке. Педагог проводит познавательно-развивающие игры по теме «Игрушки», направленные на коммуникативно-речевое развитие ребенка.

С детьми пятого года жизни работа проводится по программе Марии Быстровой «Мир слова». Научно-методические основания этой программы позволяют развивать у детей чувство языка, речевое внимание, обучать основам лингвистического анализа, значительно повышаются рефлексивные способности, что позволяет переносить и использовать базовые знания родного языка в практику изучения иностранного языка, широко применяются познавательно-развивающие игры и театрализованная деятельность.

В дальнейшем образовательный процесс организуется в начальной школе, где учащиеся расширяют и углубляют знания, сравнивая русский язык с иностранным, родную культуру с зарубежной.

В прогимназии создана развивающая предметно-пространственная среда и условия для речевого обогащения, что способствует формированию коммуникативно-речевого развития детей. Педагогический процесс в учреждении построен на интеграции разных видов деятельности с сохранением ведущей роли речевого компонента. Это позволяет детям реализовать свои творческие возможности и придает речевому развитию дополнительные стимулы. Задачи по речевому и коммуникативному развитию мы решаем не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности. Языковое развитие тесно связано с формированием художественно-речевой активности детей, что помогает им овладеть выразительными средствами родной лексики на занятиях музыкой, изобразительной деятельностью, театром.

Использование новых компьютерных технологий шире и чаще применяется в педагогической сфере. Для обобщения нашего опыта работы мои коллеги проводят мастер-классы, съемки видеороликов, фотопрезентации. Современные формы организации деятельности нашего коллектива способствуют не только совершенствованию профессионального мастерства всех педагогов, но и позволяют работать в тесном контакте с семьей

Работе с родителями уделяется особое внимание. Они делятся с нами своими проблемами, радостями и трудностями общения с детьми, говорят, что не могут воспитывать своих детей так, как воспитывали их самих. Современные дети более подвижны, любопытны, не желают выполнять указания взрослых, настаивают на своем, они развиты не по годам, запоминают много стихов и песен, решают сложные для их возраста логические задачи, создают удивительные постройки из конструктора, фантастические поделки из природного материала.

Совместно с лабораторией исследования языкового образования Московского государственного педагогического университета мы провели исследование современной семьи и ее роли в коммуникативно-речевом развитии ребенка. Педагогам были предложены материалы по таким темам, как: «Современный ребенок – какой он?», «Речевое развитие детей на родном и иностранном языках», «Детская коммуникативная компетенция», «Гиперактивный ребенок: норма или патология?», «Познавательная мотивация», «Современная семья», «Семейные отношения». В результате мы определили, что сегодняшние дети обладают уникальными способностями и во многом отличаются от детей прошлого века, демонстрируют повышенные потребности к получению информации, более настойчивы и требовательны. Но, к сожалению, и родители, и специалисты отмечают, что значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Мы стараемся выявить такие затруднения, помочь малышам и их родителям, проводим «круглые столы», консультации на темы: «Развитие артикуляционной моторики», «Приемы словарной работы», «Умные пальчики» (пальчиковая гимнастика), «Поговори со мною, мама». Следуя нашим рекомендациям и видя положительные результаты в развитии детей, родители все больше доверяют нам, становятся единомышленниками.

Всех педагогов и родителей объединяет одна цель – научить современного ребенка понятно и отчетливо говорить на родном языке, что в дальнейшем поможет ему понимать родную и иностранную речь. Единая целенаправленная работа ресурсного центра приносит успех и удовлетворение детям и взрослым. Современная жизнь дает много возможностей для общения, и только через общение ребенок развивается и познает мир.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту