search
main
Топ 10
С волонтерской деятельностью школьников познакомят на «Разговорах о важном» Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Пятого декабря отмечают День волонтера Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Школьное имущество: кто заплатит за его порчу Роль учителя в формировании межкультурного диалога Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу
0

Первая ласточка Сегодня в Кемеровской области говорят: будущее – за “адаптивной школой”

Оказывается, даже переход из позы “лежа” в позу “стоя” меняет в человеке многое: и частоту ритма сердца, и показатели давления крови… Если ваш организм легко приспосабливается к то и дело меняющимся условиям, вы здоровы и работаете с удовольствием. А если нет? Тогда работоспособность педагогов и учеников ниже той, на которую они рассчитывают. Педагогические же инновации, даже небольшие, способны вызвать у ребенка стресс!

России”адаптивных школ” пока немного, но они пытаются избежать распространенной повсеместно ошибки: отечественная школа, увы, обеспечивает нашим детям образование за счет их перегрузки, перегружая, разумеется, и учителей. Сегодня в школы Кемеровской области приходят более 53% ослабленных детей, а доля здоровых к концу обучения в одиннадцатом классе не превышает пятой части обучаемых.
Я взяла эти цифры из монографии ректора института повышения квалификации педагогов Натальи Андреевны Зарубы. А монография называется “Теория и практика управления адаптивной школой”.
Ученый Г. Селье назвал “стрессом” как раз “адаптационный синдром”, а условия, его вызывающие, “стрессорами”. В числе стрессоров и система управления школой! Если в глазах школьной или городской администрации человек лишь средство для выполнения определенных функций, о его здоровье начальство печься не будет. Поэтому очень многое в школе зависит от личности директора, его выбора: по каким технологиям начнет работать школа.
В области к этой теме подошли серьезно еще в середине девяностых. Местные ученые отметили, что первые удары по здоровью детей наносит первый класс школы, потом обучение в классах: профильном, с углубленным познанием предметов. И, несомненно, авторитарный стиль общения между ребенком и педагогами, между детьми и родителями. Тогда происходит слом “адаптационного потенциала” человека, его могут насильно загнать в болезнь. По данным исследований доктора педагогических наук В. Касаткиной, заболеваемость детей у добрых, снисходительных учителей на 25% ниже, чем у авторитарных.
Но Наталья Заруба написала свою монографию не на материале чужих исследований. Еще несколько месяцев назад она была директором 92-й кемеровской школы с углубленным изучением предметов. Здесь открыт в 1994 году Центр научных основ здоровья и развития личности.
Два психофизиолога, педагог-валеолог, врач, психолог производят тут диагностику индивидуальных особенностей – сначала дошкольника-приготовишки, а потом по мере перехода его из класса в класс. Зачем? А потому, что в лучших школах города существуют не только разноуровневые параллельные классы, внутри классов – разноуровневые группы. Внутри же этих групп еще и разноуровневые микрогруппы! Дети с разной скоростью развиваются, им свойственно то перегонять сверстников, то притормаживать в своем развитии. Следовательно, умственные, психические и физические нагрузки даются дозированно. Они варьируются в зависимости от адаптации к ним каждого ученика!
Конечно, это непростое занятие. Но компьютер работает быстро. Минут десять, и замеры с рекомендациями готовы, а параметров здоровья и рекомендаций в программе машины тысячи! К слову, такие же кардиоритмографические комплексы ОRТО работают в 47 психолого-валеологических центрах Кузбасса! Столь тщательно сегодня занимаются в нашей стране здоровьем детей и педагогов только в Кемеровском и Санкт-Петербургском регионах.
Вот какие, например, рекомендации выработал центр для педагогов 92-й школы. Если вы имеете дело с тревожными детьми, удерживайте их, пожалуйста, от чрезмерной траты энергии! Собственно, они тревожатся потому, что энергии в них меньше, чем в других. Внушайте уверенность в их силах! Ведь тревога делает нас нерешительными, боязливыми, а то и в панику толкает! Значит, надо мягко и тактично помочь ученикам принять правильное решение. Одобрять их при неудаче, предпочитая похвалу порицанию!
Ну а если перед вами достаточно хладнокровный ребенок, с крепкими нервами? Повышайте требования к нему, строго контролируйте выполнение его работы. Такой может иной раз и бессовестно увильнуть от работы. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка в учебе, нужно поощрять проявление его самостоятельности, общественной активности, равно воздействуя на него как похвалой, так и порицанием. Обычно из таких детей выходят лидеры.
А если перед вами экстраверт? Весь, так сказать, вывернутый наизнанку, откровенный и эмоционально-шумный? Используйте и его расположение к лидерству, склонность к общительности. Но требуйте, чтобы он сосредоточивал внимание прежде всего на собственных действиях, работал над собой систематически, а не порывами. Часто эти дети затмевают собой в группе остальных, не слушают их, смеются, шутят, говорят за всех. Учите их вести себя тактично, слушать других и уважать их мнение.
Ну а что делать с интровертом? Это тот, который весь в себе? А где он там, “в себе”, одному Богу известно. Давайте ему такую индивидуальную работу на уроке, которая потребует от него сосредоточенности при отсутствии внешних помех.
В областном психолого-валеологическом центре его директор Александр Федоров рассказал мне: свойства нервной системы имеют “генотипическую природу”. Это практически неизменные и стабильные характеристики. А ведь именно от них зависит, как именно учится ребенок: все “схватывает на лету” или по пять минут думает над каждым вопросом учителя.
Есть понятие “силы нервной системы”. Эта сила и помогает человеку пройти адаптацию к новым условиям и требованиям (в частности, к учительским инновациям) либо с легкостью, либо с трудом. То, что мы часто приписываем лени и тупости ученика, нередко связано с его слабой нервной системой, которая ограничивает его работоспособность. Но не ум! Не характер! Поэтому строгие требования педагога, обращенные к нему: “Думай быстро!”, “Отвечай скорее!”, особенно когда учитель раздражен, – вызывают у такого ребенка столбняк, а очень часто и слезы, головную боль, боль в животе, тошноту, а в душе обиду. Слабость нервной системы не порок, не болезнь! За что же ребенка наказывать? А ведь наказывают и тройками, и всевозможными насмешками…
Существует в науке и такая интересная характеристика – “подвижность нервной системы”. Если у человека инертная, неподвижная нервная система, нервные импульсы возбуждения и торможения в нем замедлены. И опять – не от тупости! Просто такого ученика нужно УМЕТЬ учить! Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Давать достаточно времени на подготовку. Для такого ребенка желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной. Нельзя давать для усвоения и сразу большой материал – к тому же разнообразный и сложный.
А ведь с понятием “адаптация” ученик сталкивается в школе каждый день! Да еще и на каждом уроке! Любой новый материал требует адаптации к нему. Особенно тяжело проходит адаптация, когда этот урок и учитель детьми не любимы.
И вот что еще понравилось мне в 92-й кемеровской школе: здесь вывели кривую “динамики работоспособности”! Оказывается, первые три-пять минут любого урока занимает “врабатывание”. То есть привыкание к учителю и предмету. “Оптимальная устойчивая работоспособность” длится всего 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого наступает “предутомление”, иначе – неустойчивая работоспособность. 5-7 минут ребенок прячет от учителя глаза, слушает вполуха, рисует в тетрадке всякую ерунду, развалившись за партой. Ругать ли его за это? Нет, потому как далее все равно наступит “фаза утомления”. А признаки утомления: это и нетерпеливое ерзанье на стуле в ожидании звонка, и изменение почерка, и шум в классе. А у многих детей еще и вегетативные изменения: потливость рук, покраснение лица, головная боль и опять боль в животе.
Да, это пока еще “утомление”! А если в это время не устроить физкультминутку (а она необходима всем с первого класса по одиннадцатый), наступит “переутомление”. А это уже патология, сознательное разрушение педагогом здоровья детей!
Страшно разрушительно действует и духота в классных комнатах и коридорах, пусть и “теплая”. Духота вызывает кислородное голодание мозга! Нарушает обмен веществ, как и застой крови. В общем, убивает человека! А ведь в некоторых российских школах уже потому форточки не открываются никогда, что старые рамы к подоконникам гвоздями прибиты! “И что делать?” – спросила я Александра Федорова. Он ответил: “Натравите на такую школу санэпидемстанцию! Они обязаны прибыть в школу с проверкой по звонку обеспокоенных родителей!”
В тех ста школах Кемеровской области, где тщательно следят за здоровьем учеников, стараются не загружать и так называемую вторую половину дня, когда все в тех же надоевших стенах начинаются дополнительные занятия. Что касается “первой половины”, после третьего урока устраивают “активную прогулку”: на школьной площадке или в коридорах, если там можно попрыгать на мягких и больших мячах, посетить спортивный зал. Или, подпрыгнув высоко, ударить рукой по мячу, привязанному за веревочку к потолку.
В 96-й школе, которая находится под Кемеровом, в поселке Кедровка, где, кстати, зимой увлеченно занимаются лыжами и взрослые, и дети, на стенах коридора нарисованы ладошки. Это для растяжки мышц и позвоночника – тренинг, которым малыши увлекаются на переменах. Про фитобар этой школы я уже и не говорю – открытие, всем известное.
Но компьютерная диагностика дозирует и физическую нагрузку учеников на уроках физкультуры. Она тоже должна быть подобрана индивидуально. У многих детей, например, при беге болит голова. Значит, бегать не следует! Зато можно поиграть в мяч или попрыгать через “козла”. Вариантов много, и выбрать полезное нетрудно. Надо лишь, чтобы школа захотела стать “адаптивной” и сотрудничала серьезно с наукой.
И тогда итог может превзойти все ожидания. В городе Ленинске-Кузнецком есть санаторная школа-интернат для сирот. Когда она решила ориентироваться на здоровый образ жизни, в ней было 80% детей с “неврозоподобным состоянием”. Плюс низкая самооценка детей, плюс неадекватная социальная адаптация: замкнутость, обидчивость, ранимость, грубость 240 учеников от 7 до 17 лет. 48% этих школьников имели патологию внутренних органов, 60% – нарушения опорно-двигательного аппарата.
Директор школы А. Сидоренко смог собрать в интернате квалифицированный медперсонал. Администрация области подготовила хорошую материальную базу для занятий спортом и лечебной гимнастикой. Но, следуя утвержденному в области правилу, педагоги и медики санатория не пошли путем тыка, проб и ошибок. Опыт Сидоренко и его школы консультировали научные сотрудники Кемеровского госуниверситета, Кемеровской медицинской академии. Областной психолого-валеологический центр разработал для каждого из этих ребят свою четкую программу “Здоровье”, рассчитанную на четыре года…
Зимой становились на лыжи, три раза в неделю – на коньки. Когда снег сошел, удлинили большую перемену до сорока пяти минут! И практически всей школой не спеша побежали по полукилометровой “тропе здоровья”, которую сами же и открыли. И в результате в пять раз уменьшилась заболеваемость ОРЗ. Окреп и ум ребят. Они стали брать призы на городских соревнованиях по шахматам! Конечно, их здоровье не поправилось бы, если бы они четыре раза в день не питались разнообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами пищей. Именно витаминотерапия помогла ребятам избавиться от скачков давления и постоянной усталости, головной боли. Учителя специально выстраивали свои уроки так, чтобы дети чаще выходили к доске – снижалась нагрузка на шею, спину, таз. Для отдыха глаз были устроены на потолке классных комнат бегающие огоньки: если следить за их движением, отдыхают глаза.
Хотя Всемирная организация здравоохранения и утверждает, что наше здоровье на 25% зависит от наших генов, на 25% – от экологии, на 10% – от системы здравоохранения. Все же 40 процентов – от нас самих! А точнее, от того, захотим ли мы адаптироваться в наших нелегких условиях жизни.

Ирина ЛАНГУЕВА
г. Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте