search
main
0

Первая ласточка Сегодня в Кемеровской области говорят: будущее – за “адаптивной школой”

Оказывается, даже переход из позы “лежа” в позу “стоя” меняет в человеке многое: и частоту ритма сердца, и показатели давления крови… Если ваш организм легко приспосабливается к то и дело меняющимся условиям, вы здоровы и работаете с удовольствием. А если нет? Тогда работоспособность педагогов и учеников ниже той, на которую они рассчитывают. Педагогические же инновации, даже небольшие, способны вызвать у ребенка стресс!

России”адаптивных школ” пока немного, но они пытаются избежать распространенной повсеместно ошибки: отечественная школа, увы, обеспечивает нашим детям образование за счет их перегрузки, перегружая, разумеется, и учителей. Сегодня в школы Кемеровской области приходят более 53% ослабленных детей, а доля здоровых к концу обучения в одиннадцатом классе не превышает пятой части обучаемых.
Я взяла эти цифры из монографии ректора института повышения квалификации педагогов Натальи Андреевны Зарубы. А монография называется “Теория и практика управления адаптивной школой”.
Ученый Г. Селье назвал “стрессом” как раз “адаптационный синдром”, а условия, его вызывающие, “стрессорами”. В числе стрессоров и система управления школой! Если в глазах школьной или городской администрации человек лишь средство для выполнения определенных функций, о его здоровье начальство печься не будет. Поэтому очень многое в школе зависит от личности директора, его выбора: по каким технологиям начнет работать школа.
В области к этой теме подошли серьезно еще в середине девяностых. Местные ученые отметили, что первые удары по здоровью детей наносит первый класс школы, потом обучение в классах: профильном, с углубленным познанием предметов. И, несомненно, авторитарный стиль общения между ребенком и педагогами, между детьми и родителями. Тогда происходит слом “адаптационного потенциала” человека, его могут насильно загнать в болезнь. По данным исследований доктора педагогических наук В. Касаткиной, заболеваемость детей у добрых, снисходительных учителей на 25% ниже, чем у авторитарных.
Но Наталья Заруба написала свою монографию не на материале чужих исследований. Еще несколько месяцев назад она была директором 92-й кемеровской школы с углубленным изучением предметов. Здесь открыт в 1994 году Центр научных основ здоровья и развития личности.
Два психофизиолога, педагог-валеолог, врач, психолог производят тут диагностику индивидуальных особенностей – сначала дошкольника-приготовишки, а потом по мере перехода его из класса в класс. Зачем? А потому, что в лучших школах города существуют не только разноуровневые параллельные классы, внутри классов – разноуровневые группы. Внутри же этих групп еще и разноуровневые микрогруппы! Дети с разной скоростью развиваются, им свойственно то перегонять сверстников, то притормаживать в своем развитии. Следовательно, умственные, психические и физические нагрузки даются дозированно. Они варьируются в зависимости от адаптации к ним каждого ученика!
Конечно, это непростое занятие. Но компьютер работает быстро. Минут десять, и замеры с рекомендациями готовы, а параметров здоровья и рекомендаций в программе машины тысячи! К слову, такие же кардиоритмографические комплексы ОRТО работают в 47 психолого-валеологических центрах Кузбасса! Столь тщательно сегодня занимаются в нашей стране здоровьем детей и педагогов только в Кемеровском и Санкт-Петербургском регионах.
Вот какие, например, рекомендации выработал центр для педагогов 92-й школы. Если вы имеете дело с тревожными детьми, удерживайте их, пожалуйста, от чрезмерной траты энергии! Собственно, они тревожатся потому, что энергии в них меньше, чем в других. Внушайте уверенность в их силах! Ведь тревога делает нас нерешительными, боязливыми, а то и в панику толкает! Значит, надо мягко и тактично помочь ученикам принять правильное решение. Одобрять их при неудаче, предпочитая похвалу порицанию!
Ну а если перед вами достаточно хладнокровный ребенок, с крепкими нервами? Повышайте требования к нему, строго контролируйте выполнение его работы. Такой может иной раз и бессовестно увильнуть от работы. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка в учебе, нужно поощрять проявление его самостоятельности, общественной активности, равно воздействуя на него как похвалой, так и порицанием. Обычно из таких детей выходят лидеры.
А если перед вами экстраверт? Весь, так сказать, вывернутый наизнанку, откровенный и эмоционально-шумный? Используйте и его расположение к лидерству, склонность к общительности. Но требуйте, чтобы он сосредоточивал внимание прежде всего на собственных действиях, работал над собой систематически, а не порывами. Часто эти дети затмевают собой в группе остальных, не слушают их, смеются, шутят, говорят за всех. Учите их вести себя тактично, слушать других и уважать их мнение.
Ну а что делать с интровертом? Это тот, который весь в себе? А где он там, “в себе”, одному Богу известно. Давайте ему такую индивидуальную работу на уроке, которая потребует от него сосредоточенности при отсутствии внешних помех.
В областном психолого-валеологическом центре его директор Александр Федоров рассказал мне: свойства нервной системы имеют “генотипическую природу”. Это практически неизменные и стабильные характеристики. А ведь именно от них зависит, как именно учится ребенок: все “схватывает на лету” или по пять минут думает над каждым вопросом учителя.
Есть понятие “силы нервной системы”. Эта сила и помогает человеку пройти адаптацию к новым условиям и требованиям (в частности, к учительским инновациям) либо с легкостью, либо с трудом. То, что мы часто приписываем лени и тупости ученика, нередко связано с его слабой нервной системой, которая ограничивает его работоспособность. Но не ум! Не характер! Поэтому строгие требования педагога, обращенные к нему: “Думай быстро!”, “Отвечай скорее!”, особенно когда учитель раздражен, – вызывают у такого ребенка столбняк, а очень часто и слезы, головную боль, боль в животе, тошноту, а в душе обиду. Слабость нервной системы не порок, не болезнь! За что же ребенка наказывать? А ведь наказывают и тройками, и всевозможными насмешками…
Существует в науке и такая интересная характеристика – “подвижность нервной системы”. Если у человека инертная, неподвижная нервная система, нервные импульсы возбуждения и торможения в нем замедлены. И опять – не от тупости! Просто такого ученика нужно УМЕТЬ учить! Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Давать достаточно времени на подготовку. Для такого ребенка желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной. Нельзя давать для усвоения и сразу большой материал – к тому же разнообразный и сложный.
А ведь с понятием “адаптация” ученик сталкивается в школе каждый день! Да еще и на каждом уроке! Любой новый материал требует адаптации к нему. Особенно тяжело проходит адаптация, когда этот урок и учитель детьми не любимы.
И вот что еще понравилось мне в 92-й кемеровской школе: здесь вывели кривую “динамики работоспособности”! Оказывается, первые три-пять минут любого урока занимает “врабатывание”. То есть привыкание к учителю и предмету. “Оптимальная устойчивая работоспособность” длится всего 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого наступает “предутомление”, иначе – неустойчивая работоспособность. 5-7 минут ребенок прячет от учителя глаза, слушает вполуха, рисует в тетрадке всякую ерунду, развалившись за партой. Ругать ли его за это? Нет, потому как далее все равно наступит “фаза утомления”. А признаки утомления: это и нетерпеливое ерзанье на стуле в ожидании звонка, и изменение почерка, и шум в классе. А у многих детей еще и вегетативные изменения: потливость рук, покраснение лица, головная боль и опять боль в животе.
Да, это пока еще “утомление”! А если в это время не устроить физкультминутку (а она необходима всем с первого класса по одиннадцатый), наступит “переутомление”. А это уже патология, сознательное разрушение педагогом здоровья детей!
Страшно разрушительно действует и духота в классных комнатах и коридорах, пусть и “теплая”. Духота вызывает кислородное голодание мозга! Нарушает обмен веществ, как и застой крови. В общем, убивает человека! А ведь в некоторых российских школах уже потому форточки не открываются никогда, что старые рамы к подоконникам гвоздями прибиты! “И что делать?” – спросила я Александра Федорова. Он ответил: “Натравите на такую школу санэпидемстанцию! Они обязаны прибыть в школу с проверкой по звонку обеспокоенных родителей!”
В тех ста школах Кемеровской области, где тщательно следят за здоровьем учеников, стараются не загружать и так называемую вторую половину дня, когда все в тех же надоевших стенах начинаются дополнительные занятия. Что касается “первой половины”, после третьего урока устраивают “активную прогулку”: на школьной площадке или в коридорах, если там можно попрыгать на мягких и больших мячах, посетить спортивный зал. Или, подпрыгнув высоко, ударить рукой по мячу, привязанному за веревочку к потолку.
В 96-й школе, которая находится под Кемеровом, в поселке Кедровка, где, кстати, зимой увлеченно занимаются лыжами и взрослые, и дети, на стенах коридора нарисованы ладошки. Это для растяжки мышц и позвоночника – тренинг, которым малыши увлекаются на переменах. Про фитобар этой школы я уже и не говорю – открытие, всем известное.
Но компьютерная диагностика дозирует и физическую нагрузку учеников на уроках физкультуры. Она тоже должна быть подобрана индивидуально. У многих детей, например, при беге болит голова. Значит, бегать не следует! Зато можно поиграть в мяч или попрыгать через “козла”. Вариантов много, и выбрать полезное нетрудно. Надо лишь, чтобы школа захотела стать “адаптивной” и сотрудничала серьезно с наукой.
И тогда итог может превзойти все ожидания. В городе Ленинске-Кузнецком есть санаторная школа-интернат для сирот. Когда она решила ориентироваться на здоровый образ жизни, в ней было 80% детей с “неврозоподобным состоянием”. Плюс низкая самооценка детей, плюс неадекватная социальная адаптация: замкнутость, обидчивость, ранимость, грубость 240 учеников от 7 до 17 лет. 48% этих школьников имели патологию внутренних органов, 60% – нарушения опорно-двигательного аппарата.
Директор школы А. Сидоренко смог собрать в интернате квалифицированный медперсонал. Администрация области подготовила хорошую материальную базу для занятий спортом и лечебной гимнастикой. Но, следуя утвержденному в области правилу, педагоги и медики санатория не пошли путем тыка, проб и ошибок. Опыт Сидоренко и его школы консультировали научные сотрудники Кемеровского госуниверситета, Кемеровской медицинской академии. Областной психолого-валеологический центр разработал для каждого из этих ребят свою четкую программу “Здоровье”, рассчитанную на четыре года…
Зимой становились на лыжи, три раза в неделю – на коньки. Когда снег сошел, удлинили большую перемену до сорока пяти минут! И практически всей школой не спеша побежали по полукилометровой “тропе здоровья”, которую сами же и открыли. И в результате в пять раз уменьшилась заболеваемость ОРЗ. Окреп и ум ребят. Они стали брать призы на городских соревнованиях по шахматам! Конечно, их здоровье не поправилось бы, если бы они четыре раза в день не питались разнообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами пищей. Именно витаминотерапия помогла ребятам избавиться от скачков давления и постоянной усталости, головной боли. Учителя специально выстраивали свои уроки так, чтобы дети чаще выходили к доске – снижалась нагрузка на шею, спину, таз. Для отдыха глаз были устроены на потолке классных комнат бегающие огоньки: если следить за их движением, отдыхают глаза.
Хотя Всемирная организация здравоохранения и утверждает, что наше здоровье на 25% зависит от наших генов, на 25% – от экологии, на 10% – от системы здравоохранения. Все же 40 процентов – от нас самих! А точнее, от того, захотим ли мы адаптироваться в наших нелегких условиях жизни.

Ирина ЛАНГУЕВА
г. Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте