search
Топ 10

Перспективы методической работы определили на Всероссийском Форуме эксперты СПО

В Москве прошел VI Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения России и ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования.

Представители федеральных учебно-методических объединений в СПО, образовательных организаций, эксперты в области среднего профессионального образования, а также представители работодателей подвели итоги работы федеральных учебно-методических объединений за текущий год. Участники также определили основные направления развития деятельности в условиях формирования курса на цифровизацию в системе образования.

По итогам работы в 2021 году на Форуме состоялось торжественное награждение наиболее успешных представителей ФУМО СПО. При это была отмечена продуктивность и эффективность работы всех федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании.

На пленарном заседании от имени Министерства просвещения РФ к присутствующим с приветственным словом обратилась Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации. Она отметила, что Форум является площадкой для обмена опытом, местом рождения новых идей. Здесь собираются эксперты, представители экспертных сообществ образовательной сферы. Марина Иннокентьевна подчеркнула, что определение содержания образования и оценка его качества является основой, на которой строится система СПО. В настоящее время созданы лаборатории, которые занимаются администрированием, управлением, изменением содержания СПО. Этот инструмент показал свою эффективность: ведь скоординировать работу всех профессиональных сообществ довольно сложно по причине их многочисленности. Сюда входят не только эксперты и представители СПО и ВПО, но и работодатели.

О новых, цифровых компетенциях на рынке труда и необходимости их воплощения в новых или актуализируемых ФГОС на примере новых направлений подготовки кадров отрасли связи в области квантовых коммуникаций рассказала Анастасия Оситис, председатель Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники, Президент Международной академии связи. Она отметила, в частности, что СПК связи совместно с ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и Московской технической школой проводят мониторинг рынка труда относительно потребности в кадрах в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники в высокотехнологичной области квантовых коммуникаций. Данный мониторинг позволит обеспечить потребности рынка труда квалификациями и профессиональным образованием.

Цифровым компетенциям в сфере гостеприимства посвятил свое выступление Юрий Ушанов, заместитель президента Федерации рестораторов и отельеров, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства. По его словам, в настоящее время о потребности в кадрах в туристической отрасли можно узнать из самых разных объявлений. Подчас даже статусные отели публикуют информацию, например,  о востребованности лоббистов (уборщиков с опытом работы), одним из требований к которым является отсутствие золотых зубов. И это не ирония, с такими работодателями приходится коммуницировать. В связи с этим представляется актуальным создание электронного подхода к работодателю. Для выстраивания коммуникаций с ним за основу взяли национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в области образования», и благодаря ему выстроили единую платформу общения с кадровыми агентствами, работодателями и с системой независимой оценки квалификаций.

О взаимодействии образовательной сферы с рынком труда говорил и Игорь Артемьев –председатель ФУМО СПО по УГПС 15.00.00 Машиностроение, директор ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс». Он выступил с докладом «Модель организации взаимодействия системы образования с рынком труда глазами ФУМО».

В ходе пленарного заседания по видеосвязи к участникам форума обратился также Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации. Он отметил, что на прошлом форуме говорилось о стратегических направлениях развития СПО, в том числе о повышении финансовой устойчивости образовательных учреждений, их поддержке, повышении квалификации работников системы СПО, развитии культуры профессиональных соревнований и др. В качестве основной была сформулирована задача обновления содержания образования. Виктор Неумывакин подчеркнул также, что, обсуждая оснащение СПО, мало говорить о современной технике, интернете и оборудовании. Технологическое оснащение обязательно должно сопровождаться качественными изменениями в предоставлении образовательных услуг и трансформацией педагогических практик, которые, с одной стороны, повысят качество образовательных результатов, и с другой – сформируют готовность выпускников к жизни в новой цифровой экономике. Главные вызовы в области развития квалификаций сегодня – внедрение современных технологий, возникновение новых отраслей, рабочих мест. Бурный рост экономики сегодня зачастую не обеспечен нужным количеством квалифицированных кадров. Необходимо регулярно обновлять номенклатуру профессий, специальностей и квалификаций. Работодатели должны включиться в оценку результатов подготовки студентов, для этого необходимо создать условия. Кроме того, Виктор Сергеевич отметил обострившийся спрос на цифровые компетенции работников. Обновление содержания и технологий СПО, обучение в соответствии с актуальными требованиями направлены, в том числе на актуализацию ФГОС по новому макету. В нем заключена модель требований к построению образовательного и воспитательного процесса. Он выразил надежду, что с внедрением нового макета в образовательных организациях в них перестроят весь образовательный процесс, а не ограничатся формальным подходом. Среди ключевых моментов нового макета – формирование широкой квалификации, возрастание роли примерных образовательных программ, повышение академической свободы образовательных организаций в части структуры и содержания образования. Новый макет ФГОС – очередной шаг к самостоятельности образовательных организаций.

В рамках панельных дискуссий и круглых столов на Форуме обсуждали лучшие практики организации деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО, а также сделали обзор существующих и новых подходов и решений, которые призваны обеспечить процесс цифровизации системы СПО. В частности, презентовали систему дистанционного обучения Moodle для интерактивного пользования в качестве цифровых инструментов при обучении студентов, симуляторы и тренажеры виртуальной реальности для обучения и оценки квалификаций студентов инженерных специальностей.

ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования представил электронный ресурс СПОLab. Данный портал лабораторий в сфере СПО объединяет:

  • нормативно-справочную базу актуальных нормативно-правовых документов для системы СПО;
  • консультационную систему по вопросам реализации образовательных программ СПО;
  • информационное сопровождение деятельности федеральных УМО;
  • платформу для обсуждения проектов, разработанных профессиональным сообществом;
  • конструктор ФГОС и другие элементы для обеспечения работы ФУМО.

Платформа позволяет представителям ФУМО управлять профилем объединения на странице, получать и выполнять задачи от специалистов ФГБОУ ДПО ИРПОЮ, давать обратную связь. Пользователи платформы имеют возможность просматривать идеи по разработке ПООП, обсуждать их и связываться с авторами разработки. Представители работодателей с помощью платформы могут также быть в курсе новостей, участвовать в обсуждениях, делиться собственными разработками по проекту ПООП.

Форум ФУМО является важнейшей рабочей площадкой для экспертного сообщества. На вопрос сетевого издания «Учительская газета» об ожиданиях от мероприятия модератор пленарного заседания Наталья Золотарева, и.о. ректора Института развития профессионального образования ответила:

«Прежде всего на этом форуме прозвучали слова благодарности. Мы подводим итоги серьезного года, когда была проведена большая работа по разработке новых образовательных стандартов, их актуализации, в том числе под новый макет. Работа федеральных УМО непростая. Здесь, по сути, присутствуют патриоты среднего профессионального образования. Это первое важное ожидание. Второе – это обсуждение новых векторов на следующий год. Ключевым вопросом является цифровизация в деятельности федеральных УМО. Учитывая, что деятельность каждого учебно-методического объединения связана с переработкой больших объемов информации, обновлением образовательных стандартов, образовательных программ, сообщество ФУМО давно уже мечтало, что будет какой-то цифровой конструктор, который поможет этой деятельности. Сегодня представляют проект СПОLab, который был разработан в течение этого года. Он объединит ресурсы ФУМО на единой площадке. Ну и, конечно же, самое главное происходит в кулуарах: здесь дискуссии официальные порождают дискуссии между экспертами. Очень важно, что сегодня посчастливилось встретиться на площадке вживую, и коллеги могут обсудить наиболее актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. А новый макет федерального государственного образовательного стандарта – это всегда выход на новый уровень, новые смыслы, новые процессы, которые предстоит запускать коллегам».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту