search
main
0

Перспектива воображения

Детский театр: открываем новые горизонты

Детская театральная площадка «Домисолька» – это всегда поиск, открытие. Думается, что без нее карта театральной Москвы была бы неполной. Именно поэтому театр стал своеобразной отдушиной и для начинающих актеров, и для уставших от стандартных приемов зрителей.

Здесь сошлись не только молодые ребята, объединенные любовью к театру и желанием стать артистами, но и педагоги, которым небезразлично идейно-художественное направление будущих поколений, которые горят идеей передать свой опыт. Как-то в одном из поэтических сочинений великий французский поэт Гийом Аполлинер сказал: «…поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит… Поэтом можно быть в любой области; достаточно обладать дерзновением и стремиться к открытиям». В практике театральной педагогики есть все: раскрытие талантов молодых воспитанников, огранка художественного вкуса учащихся и их родителей, построение новых форм и принципов работы с молодежью, развитие читательских и зрительных навыков школьников.

Художественно-творческая работа театра направлена на формирование умения и практических навыков, необходимых для жизни, кем бы в будущем ни стал маленький человек, переступивший порог нашего театра. Среди педагогических задач, которые традиционно ставятся, фигурируют освоение знаний, овладение умениями, приобретение навыков.

Сегодня хочется поговорить о развитии творческой фантазии и воображения у ребенка. На мой взгляд, это один из самых важных аспектов формирования интеллектуальной личности. Такие навыки будут помогать ребенку изучать мир и заниматься разными науками, а в будущем – и в профессиональной деятельности. Нестандартное мышление, креативность, изобретательность – все это результат развития фантазии и воображения.

К примеру, точные науки… Как же можно представить составляющие числа, смысл слова, геометрические фигуры в разрезе, если не подключать к этому воображение?

Развитием у ребенка фантазии и воображения можно начинать заниматься уже с раннего возраста и продолжать на протяжении всей жизни. Вот некоторые упражнения, которые часто используются нашими педагогами и помогают в процессе обучения.

Пусть ребенок представит, что он попал в сказку и превратился в сказочного персонажа или животное, и опишет свой автопортрет. Как ходит этот персонаж, какие у него привычки, что его раздражает, как здоровается… Важно задавать ребенку неожиданные и нестандартные вопросы, чтобы будить фантазию. Театр не может быть привычным, он всегда не­ожиданный. Например, можно попросить создать сказочное существо, которого еще не было ни в одной сказке, придумать ему свои мир, характер, повадки…

А как ребята любят переделывать сказки! Берется за основу известная история. Сначала отвечаем на вопросы:

– Что было до начала истории?

– Что было после окончания истории?

– Что было бы, если бы все было наоборот?

– Соедините несколько сказок в одну, что получится?

По сути, это действенный анализ, без которого невозможно поставить ни один спектакль на профессиональной сцене и с профессиональными артистами.

Ребята очень любят упражнение «Необычный танец». Я предлагаю детям послушать музыку и придумать свой образ на тему какой-либо сказки, а потом станцевать его. А зрители должны угадать, какой образ задуман.

Упражнение «О чем рассказала музыка»: звучит классическая музыка, детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них. Участникам урока предлагается сделать статичную мизансцену на какое-либо событие рассказа. Это великолепное упражнение и на внимание. Не будешь внимательно слушать и в своем воображении рисовать картинки, не сможешь включиться в процесс.

Любым упражнением, любой деятельностью надо суметь заинтересовать ребенка, но это уже зависит от фантазии и воображения педагога!

Классическое понятие выявил Константин Станиславский – «перспектива роли». Для педагога же можно сформулировать аналогично – «перспектива судьбы ученика», а еще шире – «перспектива судьбы театра».

Мне кажется, сегодня «Домисолька» – это честная проверка своих возможностей как для ребят, так и для педагогов. Развивая творческий потенциал ребенка, его природные способности, педагог пытается пробиться к механизмам саморазвития будущего профессионала (в любой области) и будущего творца. И наши ребята чаще всего только потом, взрослея, обретая и теряя, начинают понимать истинный смысл и гордиться причастностью к театру.

Елена НИКИФОРОВА, педагог дополнительного образования Детского музыкального театра «Домисолька»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте