search
main
0

Перлизация

Что журналисту пришлют, с тем он и работает

Как известно, слово не воробей: вылетит – не поймаешь. В журналистике этот принцип работает и в обратную сторону. В каком-то смысле журналисты – это ловцы слов, ведь зачастую им приходится работать с чужими статьями и пресс-релизами. И надо признаться, иногда поймаешь такое, что рубрика «Нарочно не придумаешь», если бы такая существовала до сих пор, просто отдыхала бы.

 

Вот, например, в прошлом году пришло приглашение на мероприятие с пояснением: «Доброфест»-2021 стартует с торжественного открытия и аквариума со спикерами, представителями добровольческих, социально ориентированных и благотворительных организаций…». Веселая вещь – воображение. Спикеры представились очень легко, и еще легче оказалось увидеть их беззвучно разевающими рот за толстыми аквариумными стеклами.

Но, как ни странно, внезапно выяснилось, что такой формат – аквариум – действительно существует и используется как интерактивное мероприятие для бизнес-встреч. Работает это так: в центре размещают внутренний круг, обычно в нем стоит 6-9 стульев, 5 из которых заняты спикерами. За их общением следит ведущий. Зрители сидят во внешнем круге и не участвуют в разговоре, но любой участник может присоединиться к внутреннему кругу и подключиться к дискуссии. И вроде все здорово и инновационно, но одно непонятно: как избавиться от ассоциации, что аквариум – это прежде всего жилой домик для рыбок, которые в принципе бессловесны?

Еще одна филологическая шарада прилетела от пресс-службы вполне уважаемого учреждения. Сюда тоже приглашали на мероприятие и сообщали следующее: «Определены победители Всероссийского педагогического диктанта-2021 «Как думают дети». Всего в масштабной акции приняли участие несколько тысяч педагогов из 70 регионов страны. Первым диктатором акции выступил художественный руководитель московского театра «Сатирикон» профессор, народный артист РФ, лауреат двух Государственных премий РФ Константин Райкин».

Ну да, опять коварное воображение нарисовало то, что соответствует значению слова «диктатор»! Согласно филологическому справочнику это однозначно жесткий, авторитарный или тоталитарный руководитель, лицо, облеченное не­ограниченной властью в какой-либо области управления или хозяйства. Константина Райкина в роли диктатора представить несложно, ведь он актер. Подумалось тут же, с какой же интонацией он должен читать текст! Однако, вспоминая ситуацию с «аквариумом», закралось некоторое сомнение: а вдруг у журналиста налицо отсталость от жизни? Вдруг на горизонте новые лексические веяния?

И точно! В ответ на осторожное письмо в учреждение, на робкий намек: «А может, вы нечаянно ошиблись, коллеги, а может, диктор, а не диктатор?» – было получено вежливое: «Здравствуйте! Это особенность всех акций по написанию диктантов. Принято понятие «диктатор» для обозначения того человека, который зачитывает текст диктанта». Так что, как ни крути, Константин Райкин в истории первого педагогического диктанта стал первым диктатором. И точка.

А недавно смутило еще одно послание от пресс-службы, напрямую связанной с органами управления образованием. Слава богу, здесь никуда не приглашали, но зато сообщали следующее: «Инфраструктура педсовета была спроектирована как территория погружения в актуальную тематику нововведений и преобразований, где каждый участник мог выбрать и посетить тематические площадки, задать вопросы спикерам, стать транслятором успешного опыта и найти сообщников и партнеров для дальнейшего взаимодействия».

«Сообщники для взаимодействия». Хотите верьте, хотите нет, но при прочтении этих слов ассоциативный ряд услужливо выдал место отбывания наказания, где мотают срок педагоги, которые нашли сообщников на педсовете.

Начитавшись таких перлов, невольно задумаешься: а вдруг специалисты по взаимодействию со СМИ – самые что ни на есть законодатели словесной моды? Прогрессоры и новалологи. Ведь благодаря им и их непосильной филологической работе меняются смыслы и перелицовывается содержание. Важно только быть в тренде, успевать гнаться за их подводной мыслью. Ведь, может оказаться, что учитель давно не учитель, а, к примеру… классик. И он способен проводить урок в формате, скажем… зоопарка. Свой опыт при этом он может закладывать или разбазаривать, но главное – чтобы чемодан его наработок пригодился потом коллегам-подельникам.

Маргарита ВИТАЛЬЕВА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте