Иногда компьютеру требуется перезагрузка: накапливаются ошибки и сбои, он работает медленнее и не так эффективно. Но пять минут обновления – и все снова отлично. Коллектив – это система посложнее компьютера. И бывает, что он тоже сталкивается с проблемами: накапливается внутренняя усталость, теряются цели и ориентиры, перестают работать привычные схемы, снижаются результаты, пропадает вера в себя. Это значит, что и коллективу требуется перезагрузка.
Только осуществить ее гораздо труднее – тут требуется участие каждого. Вот и нашей школе №1570 потребовалось такое обновление. Это не значит, что у нас стало плохо. Совсем нет. В школе хорошая атмосфера, педагоги любят свою работу, в коллективе много творческих людей. Но чего-то все же стало не хватать: какой-то искры, какого-то ощущения единой цели. У школы место в рейтинге оказалось близко к 600. Так хотелось улучшить результаты! Но как? Закрадывалось сомнение: а можем ли мы вообще? Наша административная команда задалась вопросом: какие управленческие технологии использовать, чтобы достичь высокого уровня мотивации коллектива, максимально использовать потенциальные возможности, способности и лидерские качества работников, повысить результативность деятельности? Традиционно в управлении школой использовались преимущественно вертикальные связи. Однако развитие системы образования Москвы, значительное общее повышение уровня результатов московских школьников определяют существенные изменения и в структуре управления образовательной организацией. Необходима организация эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.Сегодня, когда заказчиком образования становится будущее, наиболее эффективным элементом управления развитием образовательной организации становятся проектные технологии, которые позволяют перевести процесс управления инновациями из спонтанной, часто непредсказуемой и случайной деятельности в организованную, спланированную, системную. В образовании проектная деятельность приобретает все большие масштабы благодаря ее универсальности и большому развивающему потенциалу. Проектное управление в нашем случае мы отнесли не только к инструменту управленческой команды, но и к работе педагога, классного руководителя, деятельность которых носит проектный характер и представляет собой непрерывное проектирование решений текущих профессиональных задач или задач, имеющих стратегический характер. Сами по себе проекты, конечно, не могут работать на развитие организации. Необходим системный подход.Начать использовать метод проектных технологий в управлении нашей школе помогла инновационная модель курсов повышения квалификации Московского центра развития кадрового потенциала образования «Проектный подход в развитии московской школы. Стратегия государственной политики в образовании» («Перезагрузка за 80 дней»). Под руководством специалистов Московского центра развития кадрового потенциала образования школа вступила в программу. Коллектив погрузился в атмосферу проектной площадки, командной работы. Прежде всего нужно было определить ключевые темы будущих проектных работ, наиболее значимых для школы, для повышения результативности и эффективности ее работы. Мы сделали это все вместе: в ходе форсайт-сессии и администрация, и педагоги спорили и обсуждали будущее школы. Всем этим сложным процессом управляли наши кураторы из МЦРКПО, наблюдая, помогая, поддерживая. Не всегда в спорах рождается истина, но у нас в бурных дискуссиях родились семь проектных тем: «Система оценки качества образования», «Преемственность между уровнями образования», «Московская электронная школа», «Профилизация обучения», «Система работы по развитию детской одаренности», «Билингвальное обучение», «Развитие дополнительного образования». Следующим этапом коллективной работы стало формирование проектных групп по этим темам. Очень важным оказалось то, что в каждой группе были педагоги разных подразделений, разной специализации. Мы лучше узнавали друг друга, учились понимать, чем живут дети и педагоги на разных уровнях образования, учились эффективно взаимодействовать ради достижения общей цели. Организация работы таких проектных групп требовала грамотного планирования, распределения обязанностей, координации работы, что, в свою очередь, стало основой для построения эффективной модели управления развитием образовательной организации. Управление, построенное на основе сотрудничества, сотворчества и самоуправления, имеет другой результат, возможно, несколько отложенный во времени, но более качественный. Разработка проектов оказалась непростым делом. Самые первые дорожные карты, планы переписывались многократно. Кураторы проектных групп из МЦРКПО настойчиво направляли нас в сторону понимания важных аспектов наших проблем: не надо красивых слов – они не помогут в работе; цели проекта должны быть конкретными, задачи – понятными и содержательными, результаты – измеримыми. Цели, задачи определены, результаты запланированы. И теперь нужно ответить на вопрос: как разработать механизмы реализации целей проекта? Работа в группах не была простой. Слышались не только конструктивные предложения, но и уверенное: «Да мы вообще не можем готовить олимпиадников», и паническое: «У нас вообще проект не получился», и недоумевающее: «А зачем что-то менять? И так все неплохо»… Мнения обсуждались, переплавлялись в решения и планы: проекты оживали, голый каркас обрастал конкретикой. Защита проектов показала: в качестве проектных тем были выбраны действительно важнейшие опорные направления развития. Разработанные проектными группами механизмы, мероприятия стали основой перспективного годового плана работы школы. Некоторые проекты в процессе разработки преобразились и эволюционировали: от постановки узкоспециальных целей и задач до стратегических моделей и решений. Но даже на этом этапе не обошлось без острых дискуссий. Защита прошла активно. Задавали вопросы и выдвигали предложения по доработке не только члены экспертной группы, но и педагоги, участники других проектных групп. Выделялись и обсуждались дополнительные возможные риски, намечались дальнейшие перспективные направления работы.Итак, 80 дней прошли. Состоялась ли перезагрузка? Несомненно. Мы научились работать вместе, командой, лучше узнали друг друга, сформировались новые коллегиальные взаимосвязи. Коллектив сам поставил перед собой новые задачи, свежим взглядом оценил свои ресурсы и перспективы. Сложные проблемы были разложены на понятные и конкретные задачи. Каждый продумал эти задачи и меру своей ответственности: что лично я могу, хочу, должен сделать для развития школы. Управленческие проекты показали, что возможности и ресурсы школы способны обеспечить более высокие результаты. Проектные идеи начали воплощаться в жизнь в 2017‑2018 учебном году, в предстоящем учебном году реализация проектов будет продолжена. Но результаты проделанной работы мы получили уже сейчас: по итогам 2017‑2018 учебного года школа набрала 71 рейтинговый балл, что почти в два раза больше, чем в предыдущем учебном году. Первые успехи придают уверенность: мы на правильном пути, коллектив живет, развивается и способен на достижение высоких общих результатов при вкладе каждого. В логике всех изменений и стремительного развития столичного образования именно достижение цели через проекты может стать для нашей школы ключевым механизмом развития.Элла АЛИБЕКОВА, директор школы №1570;Оксана ХОЛОДНАЯ, учитель математики школы №1570
Комментарии