search
main
0

Перезагрузка. Как выжить в цифровом мире

Педагогам уже в ближайшем будущем придется освоить новые компетенции

По прогнозам специалистов, к 2030 году виртуальная реальность на 100% станет реальной по ощущениям, а к 2035‑му 20% всех работающих по миру будут задействованы в цифровой экономике. Уже сегодня большие российские компании не могут принять на работу выпускников вузов без дополнительной профессиональной переподготовки, кадрам не хватает компетенций. Пожалуй, это второй в истории глобальный вызов системе образования после появления печатного станка. И роль тех, кто учит, вопреки бытующему ныне мнению, что цифровизация грозит уничтожению учительской профессии, напротив, возрастает. Только учиться придется и самим педагогам. Об этом шла речь на международной конференции «Педагогическое образование в условиях цифровизации экономики», которая прошла в Московском педагогическом государственном университете при содействии Евразийской ассоциации педагогических университетов и Ассоциации развития педагогических университетов и институтов.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» – именно эта цитата из «Алисы в стране чудес» вспомнилась во время докладов о том, что сейчас происходит в мире. А в мире сейчас за два дня производится столько информации, сколько за все время до 2003 года! Нельзя не замечать этого, тем более игнорировать. «Мы все жители Сети», – констатировал в своем выступлении Александр Кондаков, научный руководитель Института развития цифрового образования МПГУ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование». А значит, должны обладать сетевыми компетенциями. Уже в самое ближайшее время, по его словам, в цифровой экономике (экономике, основанной на обмене данными и на анализе больших объемов информации) будут востребованы такие ключевые компетенции, как мышление, работа с системами, саморегуляция, работа с новизной и изменениями, коммуникации, с информацией, предпринимательство, ценностно-нормативные навыки. А потому сегодня кардинально меняются требования к профессиональной подготовке. В этом как раз Россия пробуксовывает. По словам Александра Кондакова, если российская начальная школа входит в пятерку лучших в мире, средняя – на 32‑м месте, то в профобразовании только 24 вуза входят в 5% лучших, но только по теории, а не по практическому применению полученных знаний.

Цифровые технологии меняют нашу жизнь, наш язык, нас самих не просто со скоростью обновления опций в наших мобильных телефонах, а гораздо быстрее и, главное, необратимо. Потому сегодня, утверждают специалисты, педагогика должна от передачи знаний перейти к формированию и непрерывному обновлению компетенций как студентов, так и школьников. Современные дети уже не те, что были 10 лет назад. Они технологичны, прагматичны, предприимчивы, социально открыты и независимы, они многозадачники и реалисты. Семья для них в шкале авторитетов ушла даже не на второй план, уступив место друзьям и незнакомым людям, а школа утратила монополию на социализацию ребенка. Но вот что интересно. «Исследования показали, что дальше социальных сетей и решебников современные дети в общении с Интернетом не идут», – говорит Валерий Ковалевский, ректор Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева. А значит, «ведущий ребенка», изначально заложенная семантика слова «педагог», актуальна и в цифровом мире. Учитель должен стать наставником, если хотите, проводником в Сети, которая, как уже давно понятно, может облегчить выполнение сложного задания, а может и в ИГИЛ* привести.

Обратная сторона есть у любого новшества. Как заметил ректор МПГУ Алексей Лубков, новации открывают различные возможности, но только от человека зависит, как эти новые технологии будут использованы. А потому так важны нравственные и ценностные ориентиры в списке новейших компетенций современного человека. Об этом очень красочно высказался Евгений Ямбург, директор московской школы №109, заслуженный учитель РФ: «Можно воспитать человека умелого и мобильного. Сегодня, если он не владеет IT-технологиями, не знает языка, не водит машину, он инвалид. Но давайте не забывать, что умелая мобильная сволочь еще похлеще необученной». Об этой угрозе для человечества предупреждал и знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг, говоря, что искусственный интеллект может быть либо величайшим, либо худшим из того, что когда-либо случалось с человеком. Ценностная основа, гуманитарные знания, как и фундаментальные знания, не устаревают, а могут и должны стать базисом в освоении цифрового пространства, в приспособлении к новым реалиям общества высоких технологий.

А что же человек с указкой у доски, спросите вы? «Мы не должны забывать, что ценностные знания, умения, навыки, компетенции передаются от взрослого к обучающемуся, от человека к человеку, по-другому нельзя», – напомнил Александр Кондаков. Просто в условиях цифровой школы педагоги уже в ближайшем будущем должны овладеть дополнительными компетенциями. Александр Кондаков и ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Александр Жук выделили такие: формирование системы ценностей сетевого общества; навигация в потоках информации; организация и управление совместной деятельностью; автоматизация образовательного процесса; модерация социальных сетей; координация онлайн-платформ; работа с открытыми образовательными ресурсами; сетевая безопасность, разработка образовательных траекторий, организация проектного обучения; тьютор, игромастер, игропедагог. А еще детям нужно объяснить, что в цифровом мире «они должны учиться всю жизнь, смириться с этим и получать удовольствие». В общем, не так уж и невыполнимо. «Ведь, – как писал Льюис Кэрролл, – по-настоящему невозможных вещей на свете не так уж много».

*Организация запрещена на территории РФ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте