Отношение российского общества к введению в школах иностранного языка со второго класса далеко не однозначно. Одни специалисты говорят, что это хорошо, другие высказываются резко отрицательно. Но если смотреть правде в глаза, то любое нововведение несет в себе как плюсы, так и минусы. Задача нашей газеты – постараться выявить положительные моменты столь раннего «обиноязычивания» школьников и указать на его недостатки. На российском образовательном форуме «Школа-2004» прошел «круглый стол»,организованный «Учительской газетой», посвященный актуальным проблемам изучения иностранных языков в современной школе. В нем приняли участие создатели учебников, методисты, директора школ и учителя из многих российских регионов.
Вначале «круглого стола» Игорь СМИРНОВ, учитель немецкого языка из города Гатчина Ленинградской области, учитель года России-2002, коснулся такого важного вопроса, как языковая политика, которую должно осуществлять не только государство в лице Министерства образования и науки, но и каждая школа.
– В нормативных документах не прописано, что именно английский должен быть основным иностранным языком, – сказал он. – Просто есть некая традиция, которую люди воспринимают как должное. А в принципе языковую политику современная школа формирует самостоятельно. Родители сами выбирают язык, который хотят изучать их дети, а школа дает им такую возможность. Но было бы неправильно, если, скажем, на границе Ленинградской области с Эстонией школа в качестве второго языка вводила бы арабский, а на Дальнем Востоке на границе с Монголией или Китаем насаждался бы французский. Здесь должна быть региональная заинтересованность. Пусть английский будет языком международного общения, но, следуя нормам Европы, в гимназиях и лицеях нужно давать возможность ученикам выбрать тот язык, который бы развивал личность, приобщал к культуре других народов. Мы знаем, что воспитать положительное отношение к другой нации можно только одним путем – изучением ее культуры. А если наши дети будут безграмотными, то это может привести к межэтническим конфликтам и войнам.
Участникам «круглого стола» были заданы вопросы.
– Для того чтобы ввести иностранный язык со второго класса нужны молодые педагогические кадры. Как вы думаете, сможет ли это привлечь нужное число выпускников педвузов в школы?
Надежда КАШТАНОВА, учитель немецкого языка. Уфа:
– Однозначно нет. Мой сын закончил филологический факультет университета и сказал, что хочет работать в школе. Я ему ответила: ни за что! Если ты хочешь нормально жить, иметь семью и обеспечивать ее, то в школе тебе делать нечего. Это касается не только учителей иностранного языка. Сейчас средний возраст педагогов в нашей школе от 35 и старше. Если они уйдут, то мы можем остаться без преподавателей. И дело не в том, с какого класса вести иностранный язык, а в том, как относится государство к учителю, особенно молодому.
В моей школе восемь лет преподается два иностранных языка – один со второго класса, другой – с пятого. Все дети учат английский либо как первый, либо как второй, плюс к нему – немецкий или французский. Однако проблемы остаются, например, нехватка часов. Число предметов с каждым годом в школе растет, но количество часов на изучение языков мы не можем увеличивать из-за перегрузки детей.
Наталья УСОЛЬЦЕВА, учитель английского языка гимназии №1. Ульяновск:
– К великому сожалению, профессия учителя в нашей стране непрестижна. Я думаю, виной тому политика государства, которая направлена против школы, а не на ее поддержку. Я – молодой учитель, закончила Ульяновский педагогический университет. Из моих бывших сокурсников в школе работают всего пять-шесть человек. В нашей гимназии проводили исследование. После начальной школы много девочек хотели стать педагогами, ведь известно, что хороший первый учитель – это путеводная звезда, которая в глазах детей очень часто затмевает даже родителей. Но когда ребенок подходит к девятому классу, где нужно выбирать профиль и вуз, он понимает, что, связав свою жизнь с учительством, совершит ошибку. И дело не столько в маленькой зарплате, сколько, повторюсь, в непрестижности нашей профессии.
– Нужно ли в масштабах всей страны вводить изучение иностранных языков со второго класса, или эту проблему может решить, например, система дополнительного образования?
Лариса ВАСИЛЬЕВА, заведующая кафедрой иностранного языка гимназии №59. Ульяновск:
– Наш регион не из богатых. Я считаю, что эта проблема не должна решаться только за счет дополнительного образования, потому что оно, как правило, платное. А детей, желающих учить иностранный язык в школе, намного больше, чем тех, кто посещает платные дополнительные группы и классы. Да, нам говорят – школы сами могут зарабатывать, но реалии таковы, что юридическая основа для этого достаточно хлипкая. Школе очень трудно заработать, и если это делать через районные управления образованием, то практически половина заработанных средств осядет там. А учитель, который будет совмещать основную работу и дополнительную, практически ничего не получит. И это несправедливо. Учителя должны иметь возможность заработка за счет дополнительного образования. Я считаю, что это один из способов привлечь молодых специалистов в школу.
Наталья КУТЬКОВА, директор средней школы при войсковой части № 9998 пограничного управления ФСБ РФ. Республика Таджикистан:
– Наша школа – частица России на территории Таджикистана. К нам идут дети со всего Душанбе, несмотря на довольно высокую плату за обучение. Мы ведем иностранный язык уже семь лет, сначала с первого, а теперь со второго класса. Я уверена, что нельзя обделять детей в их желании изучать языки. За последние годы в нашей стране выросло целое поколение таджиков, которое не говорит по-русски. Недавно, правда, президент Таджикистана издал указ, где сказано об увеличении количества часов на изучение в школах русского и иностранного языков. Мне кажется, учить детей иностранному языку нужно со второго класса, но качество обучения все равно будет зависеть от личного отношения учителя к своему предмету. Пусть ребенок не станет после школы переводчиком или атташе, но будет человеком образованным, будет знать культуру соседнего государства.
Сергей ПОПА, директор гимназии. Новодвинск, Архангельская область:
– Я 12 лет возглавлял школу в Северодвинске, где преподавалось пять иностранных языков, в том числе и норвежский. Считаю, что не принципиально, какой иностранный язык с какого класса изучать. Вопрос в том, что это направление нужно всемерно поддерживать. Полагаю, что в российской школе должны изучать как минимум два иностранных языка.
– К чему в первую очередь мы должны готовить детей, вводя иностранный язык в начальной школе?
Игорь СМИРНОВ:
– Если рассуждать о миссии иностранного языка, то она, на мой взгляд, достаточно проста. В первую очередь изучение его должно способствовать тому, чтобы наш гражданин понимал представителей другой культуры. Что касается целей, то они заключаются не в запоминании иностранных слов и примитивных предложений. Дети должны обладать коммуникативной компетенцией. Задача учителя не в том, чтобы ребенок выучил спряжения глаголов и склонения имен существительных, а в том, чтобы обучить его основам коммуникации. То есть тому, как войти в общение, с помощью каких языковых средств и как его осуществить. Это очень сложный вопрос, который создает переход к другой проблеме – проблеме метода преподавания. Когда мы говорим «учить язык», то почему-то думаем, что дети должны днями и ночами переводить тексты. И чем больше дети перевели, тем лучше они знают иностранный язык. Но это заблуждение! Основная задача во втором классе – сделать все, чтобы ребенку хотелось изучать язык дальше. А учителя, приходящие в начальную школу, часто приносят те методы, по которым они работали много лет с учениками средних и даже старших классов. Это очень актуальная проблема.
В то же время, являясь членом ГЭК в Ленинградском областном педагогическом университете имени Пушкина, вижу, насколько слаба методическая подготовка будущих учителей с университетским дипломом по сравнению с теми, кто заканчивает колледж. Конечно, во многом это результат того, что студенты факультета иностранных языков изначально не планируют работать в школе.
Комментарии