Юлия БУТОВА, председатель Комитета по образованию Калачинского района Омской области, и в педагогике, и в управлении человек неновый. Начинала учителем, 15 лет отработала в комитете, последние годы была заместителем председателя. Тем не менее многое ей пришлось делать впервые…
– Юлия Ивановна, что сегодня представляет собой система образования района? – Это 21 школа, включая вечернюю и учреждения повышенного уровня – лицей и гимназию, 13 детских садов, Центр детского творчества, Физкультурно-спортивный центр, автономное учреждение «Центр профессионального самоопределения «Перспектива». Плюс аппарат комитета по образованию и три центра сопровождения: финансово-экономического обеспечения, развития образования, хозяйственного обеспечения, которые помогают жить всей этой системе.- Каким образом?- Центр хозяйственного обеспечения включает в себя, к примеру, бригаду быстрого реагирования, специалисты есть по всем профилям: сантехники, электрики, сварщики. Если где-то что-то случилось, немедленно выезжают на место, днем или ночью. Занимаются текущим ремонтом. Крупный ремонт проводится через торги – готовится конкурсная документация, определяется подрядчик… Если бы у нас не было собственного центра хозобеспечения, пришлось бы и мелкий ремонт делать так же, а это время, деньги.Бухгалтерий в школах нет, вместо них работает финансовый центр, это тоже намного экономнее.Центр развития образования – это усовершенствованная методическая служба, организует курсовую подготовку педагогов на базе областного Института образования, Омского государственного педагогического университета, проводит множество мероприятий. Недавно состоялся прием детей, которые стали победителями областного слета «Способная и талантливая молодежь – наше будущее». Такая у нас традиция – глава района и председатель комитета по образованию встречаются с детьми, учителями, родителями. Поздравляем, награждаем, потому что гордимся ими и нуждаемся в них.- Юлия Ивановна, вы всего второй год руководите образованием Калачинска, успели освоиться?- Раскачиваться было некогда. Когда я пришла, было прежде всего много ремонтных работ: мы вошли в программу развития системы дошкольного образования. Много строили, возвращали здания, перестраивали, и большую часть времени я занималась тем, что доводила до логического конца эти проекты – нужно было сдать объекты, оборудовать, скомплектовать группы. Сейчас они функционируют в Воскресенке, Куликове, Глуховке. Проблема очередности пока остается. До конца года запустим еще две группы, и на 96% потребность детей от 3 до 7 лет будет удовлетворена. Но останавливаться не собираемся, потому что родители ребятишек, которым меньше трех лет, тоже имеют право на дошкольное образование. Сейчас это наше главное направление работы.- Вам пришлось решать управленческие задачи в эпоху значительных перемен…- Да, вышел Закон «Об образовании в РФ», нужно было менять нормативную базу. Тем сложнее, что юрист появился лишь недавно – проблема с кадрами. Пришлось самой овладевать и юриспруденцией, и технологией строительства. Собирали совещания с руководителями, семинары, деловые тренинги, обсуждали, изучали опыт, моделировали, ездили учиться. Сейчас готовы новые уставы школ. Изменился правовой статус учреждений – были казенные, стали бюджетные, более самостоятельные, работают теперь в рамках планово-хозяйственной деятельности комитета, по муниципальным заданиям, чему тоже пришлось учить. Осуществили переход на контрактную систему закупок.Пришлось торговать ГСМ – у нас 18 единиц транспорта, 356 детей на подвозе. Наше ноу-хау в районе – аутсорсинг: услугу организации школьного питания передали сторонним организациям. Раньше директор школы отвечал и за закупку продуктов, и за меню, и за состояние пищеблока, теперь этим занимается фирма, организатор питания. И руководителям проще, на них остается контроль, и деньги бюджетные сэкономили – порядка 20%, можем пустить их на косметический ремонт. Пока по такой системе работают городские школы и близлежащие сельские, но подтягиваются и остальные.- Идет ли у вас в районе процесс укрупнения школ? В Таврическом районе, например, три школы объединили в одну – экономия мизерная, а недовольства много.- Зачем объединять школы, расположенные далеко друг от друга, руководить ими неудобно, дополнительные расходы на транспорт опять же. Мы, наоборот, попытались сблизить учреждения. По закону детские сады – это дошкольный уровень образования. Мы присоединили детсады к школам, которые находятся в тех же деревнях, они даже расположены по соседству – в Ивановской, Сорочинской. Надеемся решить и вопросы преемственности образования: теперь это педагоги одного коллектива, и учителя знают, чему учат на дошкольном уровне, а воспитатели знакомятся с тем, что требуется на школьном.- Перестройка кончилась? – Продолжается. Еще много вопросов, решение которых требует времени. Ввели административный регламент предоставления услуг в электронном виде. Тоже сначала нормативную базу разработали, сейчас уже и сами услуги: электронная очередь в детский сад, например. Можно прийти в комитет, написать заявление, а можно встать на очередь дома, за компьютером, там же ее отслеживать.Обучили специалистов для работы в школах – также по Интернету можно подать заявление о приеме в школу, кроме того, сможем отслеживать движение учащихся, кто куда перешел. 100% школ работают в системе «Дневник.ру», очень удобной для родителей и детей.80% школ работают с применением дистанционных технологий, и не только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Открыли два центра дистанционного обучения в гимназии и СОШ №2. Сейчас идут школьные олимпиады, муниципальные планируем провести дистанционно, благо Интернет работает хорошо. И детям в родных школах удобнее, и экономия бензина. Это помогает и проблему с кадрами частично решить: нет, положим, преподавателя иностранного языка в селе, с детьми работает педагог гимназии, и результаты хорошие.- С инклюзивным образованием, как и везде, проблема? Хоть у вас в районе и построена одна из самых современных школ области – гимназия №1, большинство зданий, видимо, трудно переделать под нужды детей с ОВЗ?- С моральной готовы. С технической стороны непросто. Но в прошлом году приняли участие в федеральной программе «Доступная среда», первым делом занялись учреждениями дополнительного образования – расширили дверные проемы, сделали ремонт санузлов, установили специальную сантехнику. В Центре детского творчества оборудовали кабинет психоэмоциональной разгрузки. Сегодня в детских объединениях занимаются более ста ребят с ОВЗ. Есть дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться, они занимаются в студии «Радуга», педагоги центра помогают развивать мелкую моторику рук, творческие способности. В Физкультурно-спортивном центре условия тоже создали, но пока специалистов не хватает, учим. Ивановскую школу планируем оборудовать даже подъемниками на второй этаж, подготовили конкурсную документацию, надеемся получить средства. Эта школа особенная – в поселке находится детский дом.- Как я понимаю, вы не из тех, кто отсиживается в сторонке, участие в федеральной программе, наверное, дело хлопотное? – Нужно проявить инициативу, подготовить конкурсные документы, найти подрядчика, постоянно контролировать качество работы – далеко не все добросовестные. И отчетность серьезная, проверки. Но ведь это возможность сделать наши учреждения лучше! Мы в этом году стали еще участниками проекта партии «Единая Россия» по созданию условий для развития сельского спорта. Ремонтируем зал в Ивановке, условие проекта – мы должны создать секции для взрослых. Планируем волейбол, баскетбол и лыжи.- Юлия Ивановна, это ведь дополнительная ответственность? – Да, мы предоставляем условия, но мы за них и отвечаем. Но у нас есть такой опыт – в гимназии работа спортзала расписана с утра до вечера. Это и партнерские отношения – гимназии помогает механический завод, она в свою очередь таким образом помогает его сотрудникам. И воспитательный момент серьезный – приходят родители вместе с детьми, занимаются, играют. Мы учимся по-новому взаимодействовать с родителями, слушать их, слышать, понимать, активно вовлекать в процесс образования. Сейчас проводим апробацию независимой оценки качества образования. Создали общественный совет, в который входят представители общественных организаций, родители, эксперты из ветеранов педагогического труда. Они проводят оценку по нескольким критериям – открытость и доступность системы образования, комфортность и безопасность, вежливость и доброжелательность, удовлетворенность получателей услуг. Причем это разные методы – анкетирование, звонки, разговоры с детьми и родителями, знаете, что-то вроде тайного покупателя? Аналитический отчет уже на сайте комитета. По разным критериям, по разным учреждениям удовлетворенность качеством разная, но в среднем 87%. Хороший показатель, и есть к чему стремиться.Омская область
Комментарии