search
main
0

Перенаправляя, управляем. Подросток – сеть – школа. Всемирная паутина опасна

Подросток сегодня информирован сполна и способен не хуже медийного специалиста или психолога рассказать о механизмах социальных страниц, вредоносном программном обеспечении и правилах работы с персональными данными пользователя. Проблема приобретает более глубокий смысл, а вместе с ним и масштабное значение.

Сказать, что с появлением Интернета мир изменился, не сказать ничего, и тем более наивно сетовать на то, что зловещая Паутина, этакое вселенское зло, овладела умами и будущим всех последующих поколений. Есть здесь и сейчас, а именно Интернет как неотъемлемый элемент современного общества. И если для взрослого человека это скорее мощный инструментарий для профессионального развития, то для детей это территория личного пространства, и если еще вчера психологи склонялись к утверждению о том, что увлечение социальными сетями есть более или менее осознанное бегство от внешних проблем, непонимания в сфере межличностных отношений, то сегодня это есть ситуация полного погружения – от поиска круга общения, демонстрации увлечений до самореализации личности. Иными словами, если еще вчера подросток хлопал дверью, на время закрываясь в своей комнате, то сегодня до него зачастую просто не достучаться, когда за той же закрытой дверью включен экран монитора. За умело выбранным паролем доступ в личный аккаунт заблокирован для нежелательной аудитории.Сегодня мы хотим несколько сместить акценты в нашем разговоре, уйти от рассуждений о вредоносном влиянии Сети, порабощении юного разума и прочих страшных теориях. Школа и родители живут бок о бок с современным подростком, и ныне перед старшим поколением, в том числе и перед когортой педагогических работников, стоит необходимость прежде всего направлять ребенка в такое русло социально-сетевой активности, которое будет наименее травматичным для духовно-нравственного и тем более для физического благополучия.Один в поле не воин. И работа школы в данном направлении не является исключением.Медиабезопасность – вот глобальная цель работы данной структуры. Медиа – среда, а безопасность – чувство защищенности и отсутствие каких-либо угроз. Задача комплексная и реализуемая лишь в результате системы мероприятий. Прежде всего это совместная работа с прочими общественными и социальными структурами.Подросток – существо, ставящее под сомнение все и вся, а главное – мнение тех, кто не находится в сфере его авторитета. Увы, к данной категории относятся большинство взрослых, даже родители утрачивают рычаги воздействия на своих юных отпрысков. Однако подросток, как и любой ребенок, есть существо впечатлительное, и в этой связи школа должна рассчитывать на сотрудничество с компетентными органами, готовыми показать на реальных жизненных примерах весь перечень опасностей, которые могут ожидать ребенка, необдуманно организующего свое личное пространство в социальных сетях.Работа с профессиональными психологами, представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками – все это абсолютно необходимо, и здесь немаловажную роль играет полноценное сотрудничество данных специалистов и педагогического коллектива школы, классных руководителей и социальных педагогов. Лишь зная ситуацию изнутри, возможно воздействовать продуктивно. Дети равнодушны к абстрактным понятиям, но их абсолютно «цепляет» знание их истории, разговор на «ты», посыл ко всем и к каждому. К примеру, говоря об опасностях в Сети, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с такой проблемой, как кибербуллинг. Еще вчера непонятный многим термин сегодня приводит в содрогание школу, родителей и правоохранительные органы. Грань, которая практически никогда не удерживает ситуацию в положении равновесия. От безобидного подтрунивания до навязчивых уколов, от злобных полудетских шуток неуравновешенного подростка до реальной возможности доведения до самоубийства. Только откровенный разговор и примеры могут помочь донести мысль о том, что, увы, кажущаяся поначалу безнаказанной перспектива сказать, написать кому угодно невесть что наказуема, поскольку скриншоты страниц и точки геолокации служат прямым доказательством вины, к тому же нередки случаи, когда пострадавшего ребенка уже совсем не по-детски «защищают» более старшие «коллеги».Предупрежден – значит вооружен, а в нашем случае вовремя информирован – вот один из пунктов возможного пути облегчения ситуации. Мы говорим «возможного», поскольку все вышеуказанное есть элемент информированности, в наш же век интерактива нам представляется абсолютно неотъемлемой та часть работы, что закреплена непосредственно за взаимодействием. Сфера общения – основная потребность подросткового возраста, так почему бы нам не поставить «издержки» возраста на благо решения проблемы? Не разделяй и властвуй, но объединяй и применяй потребность общения, направляя ее в иное русло. Иными словами, задача школы – сменить вектор социализации, увести (хотя бы частично) детей из пространства виртуального в категорию реального времени, где каждый получает абсолютно земную возможность реализовать себя как личность и как часть той общности, к которой так стремится.Школа расширяет сегодня свои взаимодействия, и мы имеем практику проведения классных часов не в традиционных стенах за партой, но на территории центра социально-психологической адаптации и развития подростка «Перекресток», в московском Центре толерантности в рамках ежегодной программы «Мы – команда!», в ставших постоянными выездах в дом ребенка (в частности, школа №1512 сотрудничает с домом ребенка №6 для детей с органическим поражением центральной нервной системы). Наряду с выездными мероприятиями школа с 2016-2017 учебного года имеет практику проведения серии интеллектуальных игр «Современные образовательные дебаты». Явление на первый взгляд далекое от вопроса превентивности опасностей социальных сетей, зато непосредственно связанное с вопросами профилактики навыков живого общения. Не секрет, умение строить высказывание и доказывать свою точку зрения – навыки, незаслуженно забываемые в эпоху всеобщего порабощения общества Мировой паутиной.Таким образом, не запрещать, а информировать и перенаправлять, но для этого нужна мотивация. Мотивация прежде всего с позиции школьника, и мы не будем первооткрывателями, если скажем, что в данном вопросе, как и во многих прочих, наилучшая мотивация есть мотивация положительная, то есть демонстрация успеха. Дети воодушевляются результатом и своей значимостью, потому обратная связь необходима.Немаловажен также такой аспект, как взаимодействие с родителями. Даже в абсолютно благополучных с точки зрения закона семьях компьютерная зависимость стала нормой, а оттого и все вытекающие последствия. А это значит, что школе необходим мониторинг уровня психологического благополучия в семье.«Школа» и «компьютерная зависимость» – сегодня эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, равно как связаны понятия «школа» и «ребенок». Панацея в этом вопросе едва ли будет найдена в ближайшее время, но подвижки на данном пути есть. Это прежде всего вопрос неравнодушия, внимательности и активности. Взглянуть на ситуацию глазами ребенка, заинтересоваться тем, что увлекательно для него, для того чтобы мягко, но верно перенаправлять его в необходимое русло. И если школе удается не пускать ситуацию на самотек, реализуя комплексную работу многих структур, взаимодействие с родителями, налаживая контакт с непосредственными участниками проблемы, то можно утверждать, что образовательная организация движется в правильном и современном направлении.Мария КОБЫЛИНСКАЯ,учитель иностранных языков и руководитель пресс-службы школы №1512

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте