search
main
0

Перемены в системе образования – веление времени

​Мир постоянно на наших глазах меняется, и система образования должна не только отвечать образу современного мира, но и опережать его развитие.

В жизнь каждого человека ворвались проблемы глобализации, доступность информации в цифровом коммуникационном пространстве, возникли новые проблемы в межпоколенческих связях, изменилась статусная роль взрослого как одного из главных источников знаний, поскольку у детей появилась свобода независимого поиска и получения информации. И образование, на мой взгляд, самый тонкий вопрос пульсирующей проблематики современности. Преемственность образовательных уровней определена новыми законодательными требованиями и введением ФГОС для разных ступеней образования, что нашло отражение в стратегии и структурной модели МИРО. Центр дошкольного и общего образования нашего института в соответствии с государственным заданием будет оказывать научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. по сопряжению уже действующих ФГОС начального общего образования и готовящихся к апробации ФГОС дошкольного образования. Это задача сложная, но чрезвычайно значимая с точки зрения видения перспектив развития нового содержания образования подрастающего поколения и собственно системы столичного образования. Обеспечение доступности и эффективности качественного образования на самых начальных его ступенях – что может быть важнее? Связка понятий «доступность – качество – эффективность» заставляет учитывать все аспекты работы дошкольных и общеобразовательных учреждений: управленческие, финансовые, программно-методические, социальные. Можно с уверенностью утверждать: вопросы дошкольного и начального общего образования в Москве решают на государственном уровне. Благодаря системной государственной образовательной политике Правительства Москвы и организационной деятельности Департамента образования практически решена проблема реализации гарантий и прав на дошкольное образование и получения места в детском саду. За последние годы построено и открыто значительное количество новых детских садов, инфраструктура которых отвечает самым современным архитектурным, нормативным, санитарно-гигиеническим, образовательным требованиям и условиям развития детей. Сегодня Москва обеспечила своих жителей дошкольными учреждениями практически в шаговой доступности. Это великое благо! Только в 2012 году в столице сданы в эксплуатацию 76 новых детских садов на 10785 мест, что больше чем в 2 раза превышает цифры 2010 года, когда было простроено 30 детских садов на 4655 мест. К новому 2013-2014 учебному году запланированы ввод новых дошкольных учреждений, ремонт и реконструкция действующих. Введение электронной записи и регистрации на едином портале госуслуг Москвы к 2013 году свело к нулю очередность детей в детские сады. Средняя зарплата воспитателей в 2012 году составила 36 тыс. рублей по сравнению с 25,4 тыс. в 2010 году, что привлекло в детские сады новые квалифицированные кадры. Не менее значимы успехи и в организации начального общего образования. В 2015 году состоится первый выпуск московских младших школьников, обучавшихся по новому ФГОС, ориентированному на достижение личной и академической успешности каждого ученика и обеспечение действительно равных возможностей получения качественного образования. Необходимость преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, демократизация образования и всей образовательной деятельности, в том числе с использованием потенциала государственно-общественного управления, предоставление педагогу права выбора методик обучения и воспитания, а также методов оценки знаний обучающихся и многое другое – вот основа основ нового ФГОС начальной школы. Опыт его внедрения позволяет спрогнозировать, а следовательно, вовремя минимизировать педагогические риски, которые могут возникнуть при апробации ФГОС дошкольного образования. Сегодня система столичного образования находится в поиске оптимальных моделей взаимодействия социальных институтов и семьи в деле образования подрастающего поколения. Образовательный комплекс, в котором одинаково комфортно и дошкольнику, и младшему школьнику, – вот одна из таких моделей, своеобразное ноу-хау современной московской системы образования. Задача такого комплекса – обеспечить реализацию максимально широкого спектра образовательных программ, адекватных образовательным потребностям каждой московской семьи, во всех микрорайонах города. Усилия руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, действующих в формате взаимодействия качественно нового уровня, направлены как раз на обеспечение доступности, качества и преемственности ступеней образования в любом округе и районе огромного мегаполиса. Для того чтобы все образовательные комплексы заработали с полной отдачей, придется приложить немало усилий, в том числе и нашему институту. Предстоит разработать и апробировать рекомендации по выстраиванию индивидуальных траекторий детского развития в рамках образовательного комплекса, созданию в них комфортной учебно-игровой среды, согласованию родительских запросов на обучение и воспитание своих детей и ресурсов (материально-технических, кадровых и иных) конкретного образовательного учреждения, подготовке педагогов к взаимодействию с детьми, родителями и коллегами в композиционно и содержательно новом образовательном пространстве. Отдельный вопрос, также требующий пристального внимания научно-педагогического сообщества, – обеспечение прав на качественное образование в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей группы риска, в которую, как известно, входят как одаренные ребята, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Перед системами дошкольного и общего образования стоят новые приоритетные задачи, которые мы должны решать с привлечением творческого и организационного потенциала педагогов, управленцев и родительской общественности. Москва действительно особый субъект Российской Федерации не только благодаря своему политическому, государственному, культурному, финансовому статусу центра мирового уровня. Здесь все проблемы и достижения выглядят значительно крупнее и рельефнее, поэтому и решать их должно с особой точностью государственного прогнозирования и опережения развития. Новой команде московского мэра удалось перенаправить акценты управления и изменить подходы к решению имеющихся проблем. Система столичного образования развернута на создание условий для социальной и образовательной успешности каждого москвича. Каждого! Налицо социальная ориентированность усилий столичной образовательной системы, выравнивание возможностей для детей из сверхобеспеченных и малообеспеченных семей. Образовательная система нацелена на решение серьезных социальных задач: повышение социально-педагогической эффективности деятельности образовательных учреждений и использования их материально-технической базы, расширение выбора образовательных программ по месту жительства каждой московской семьи. Мне кажется, что москвичи начинают оценивать и понимать сверхзадачу московского мэра. В преддверии нового учебного года хочется пожелать всем, от кого зависит эффективность работы столичной системы образования, искать в сложившейся социально-экономической ситуации прежде всего точки роста, пусть даже они порой не сразу очевидны в силу временных затруднений. Будем смотреть на современные масштабные преобразования объективно и учиться выделять в первую очередь преимущества и перспективы, которые открываются для московских детей, их родителей и педагогов в новых координатах развития образовательного пространства! Мария ЛАЗУТОВА, директор Московского института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте