Сколько помню себя, вся моя жизнь связана со школой. Я удивительно счастливый человек – очень люблю свою работу, своих детей и их родителей…
Учительский школьный коллектив всегда был для меня семьей, а не только группой коллег и единомышленников. Я из поколения учителей, которых воспитали пионерская организация и комсомол. В то далекое время дети сами порой становились учителями уже в пятом классе, когда их выбирали вожатыми, учили организовывать мероприятия, быть ответственными. Школьники учились, играли, соревновались… И у них на все хватало времени, потому что не было учебной перенагрузки. Каждый из них чувствовал себя частичкой одного большого целого.Наша школа за 50 лет существования стала родным домом для многих тысяч учеников. Наступает юбилей, и в школу слетаются ее выпускники, приходят учителя, вышедшие на пенсию. Радостные минуты встречи, воспоминания, разговоры, рассказы о себе… И один вопрос у всех: а как сейчас в школе, изменилось ли что-то к лучшему или к худшему?Однозначно на этот вопрос не ответить. Есть то, что изменило школу к лучшему, есть проблемы, которые были всегда, есть направления развития школы, оценку которым даст только время. Неизменным остается одно: в образовании важны личность учителя, его любовь к профессии, творческий потенциал, желание создавать и, конечно же, неиссякаемая любовь к детям. Поэтому, на мой взгляд, самое главное внимание в развитии школы надо уделить кадровому вопросу. Очень часто звучит, что школе нужна молодежь, пенсионеры должны уходить на заслуженный отдых и уступать дорогу молодым. Это не значит, что в одночасье хорошие учителя с огромным опытом работы и большим творческим потенциалом должны уйти, уступив место вчерашним студентам, которым до мастерства истинного учителя еще далеко, ибо диплом – это еще только путь к профессии, а не профессионализм. На мой взгляд, школа должна обновляться постепенно. В процентном соотношении должны преобладать педагоги с опытом, который они будут передавать молодым учителям. Иначе пострадает качество знаний учащихся. Учитель-наставник передает не только мастерство, но и традиции школьной жизни. В этом есть определенный романтизм, но истинный учитель и должен быть романтиком, который умеет мечтать и верить, который на первое место в учебно-воспитательном процессе выдвигает проблему воспитания человеческих качеств и который поможет выбрать ребенку профессию с позиции способностей и таланта, а не исключительно по принципу максимального зарабатывания денег.Очень ценю в учителе его профессиональные качества как учителя-предметника. Но самое главное в педагоге – это все-таки его любовь к ученикам, стремление сделать каждого из них успешным. Если учитель индивидуально работает с каждым ребенком, радуется его успеху и искренне огорчается неудачам, если не безразличен к достижениям слабого ученика, успех придет обязательно, учащийся поверит в себя, полюбит предмет и станет успешным. Много внимания в обучении по-новому уделяется индивидуальному подходу. В том числе при использовании урочной системы. Но вот вопрос: почему нет индивидуального подхода при сдаче экзаменов, например, в форме ГИА? ЕГЭ – это тоже спорная форма сдачи экзаменов за курс общей школы. На самом деле сдавать экзамен в форме тестов гораздо проще, чем устно или письменно. К тому же очень большую отрицательную роль играет превращение выпускного экзамена во вступительный. Считаю, что за вузами надо оставить право отборочного тура, чтобы повысить персональную ответственность за качество подготовки специалистов в той или иной области. Не понимаю, с какой целью мы хотим оставить проблему поступления в вузы за школой… Чтобы облегчить учащимся путь в институт? Но ведь институты наполнятся учащимися со средними способностями, за ними будет будущее специальностей в разных областях. ЕГЭ должен быть дорогой к получению аттестата, а не дорогой в институт. Вот победы в олимпиадах, конкурсах можно расценивать как вступительные экзамены в тот или иной вуз, потому что побеждают особо одаренные дети, а значит, будущие специалисты высокого класса. Новое время – это полная перестройка системы образования. Я оптимист и считаю, что мы методом проб и ошибок придем к лучшей системе образования, более творческой и продуктивной. И здесь важную роль сыграет НСОТ – новая система оплаты труда, которая направлена на то, чтобы оценить работу учителя по качественным показателям. Когда есть стимул – есть результат. Хотя переходный период всегда непростой.Еще один важный вопрос на сегодняшний день – введение электронного журнала. Я не приветствую это нововведение, хотя, естественно, подчиняюсь. Система ведения электронного журнала всегда подвержена внешним факторам, которые могут привести к ошибке, к тому же электронный журнал не стал пока финансовым документом. Следовательно, журнал надо вести еще и в традиционном варианте, а это двойная нагрузка на учителя.В жизнь школы прочно и навсегда вошел компьютер. Очень здорово! Но с появлением компьютерной техники на плечи учителя взвалили проблему такой бумажной отчетности, что время на подготовку к урокам значительно уменьшилось. Зато возросла общая нервозность. Зачем? На мой взгляд, надо уменьшить количество бумаг!Какова же роль директора в современной школе? Многие придерживаются мнения, что в бюджетной организации директор – это менеджер, а учебно-воспитательный процесс – это завучи и учителя! Думаю, что это неправильно. Просто у директора в силу сегодняшних перемен появилась новая обязанность – менеджер, но он должен оставаться учителем учителей, четко ощущать пульс учебно-воспитательной работы в школе, направлять школу по оптимальному пути в эпоху перемен. Очень важно, чтобы в школе существовал союз учителей, учащихся и их родителей. Важнейший фактор развития школы – взаимопонимание, открытость, решение всех проблем сообща. Не понимаю тех родителей, которые, минуя разговор с учителем и директором, жалуются на какие-то проблемы. Конечно, в работе всегда могут возникать определенные разногласия, а иногда и конфликты. Поэтому справедливое решение вопроса – залог хорошего настроения в школе. Для этого есть также школьный родительский комитет, управляющий совет, да и директор всегда готов выслушать и разобрать ситуацию. Призываю всех – не подключайтесь к системе негативного поля жалоб, решайте все вопросы в школе. Окуджава сказал, что доброта спасет мир. Школа должна быть доброй, а дети расти в любви и доброте. Нашей школе в этом году 50 лет. Великая дата, которая объединяет многих. Готовясь к празднику, который мы в коллективе назвали «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!», подводя итоги развития школы, оценивая успешность ее выпускников, мы отметили, что, несмотря на море перемен, традиции школы сохранены, а это значит, что каждый наш выпускник найдет свое место в жизни!Надежда КУЛИКОВА, директор школы №302
Комментарии