search
main
0

Перемены без потрясений Обучение – это прежде всего общение

Григорий Воскобойник работает ректором Иркутского государственного лингвистического университета более года. Срок небольшой, но за это время в вузе произошло много перемен.

Информационная открытость ИГЛУ, в просторечии его продолжают называть “инязом”, вызвала заметный всплеск интереса к университету. Подобные достижения в области “пиара”, как сейчас модно говорить, в управленческой среде считаются очень важными – это свидетельство грамотно выстроенной политики руководителя.
Кабинет Григория Дмитриевича, пожалуй, более современен, чем академичен. Интерьер – очень сдержанный и строгий, ни одной лишней вещицы. Обстановка напоминает офис высшего менеджера какой-то респектабельной компании. И разговор наш начался с толкования термина “менеджер”.
– В России в это слово сегодня вкладывается разный смысл, – заметил Григорий Воскобойник. – Если считать менеджера управленцем, это, значит, говорить о человеке, который отвечает за какую-то сферу деятельности. В принципе любой руководитель обязан заниматься хозяйственными, финансовыми, организационно-управленческими делами, и вуз не исключение. Вузы должны выживать, прозаически говоря, они должны заниматься зарабатыванием денег. Если раньше государственное учреждение рассчитывало на государственное же финансирование, то сейчас нам говорят, “Мы даем вам деньги на вот это и это, а на все остальное вам дается возможность зарабатывать. На ремонт, пожалуйста, изыскивайте ресурсы сами…”
Конечно, говорит ректор ИГЛУ, если бы вузу давали достаточно денег, чтобы нормально учить студентов, платить достойную зарплату преподавателям, покупать достаточное количество компьютеров, посылать в командировки и так далее, тогда не нужны были бы “платные” студенты. Не от хорошей жизни другое современное “изобретение”, когда вузы сдают в аренду свои помещения… От этого никуда не денешься, и руководитель вынужден всем этим заниматься.
Хороший управленец обязан смотреть далеко вперед. И потому в ИГЛУ сегодня появляются все новые и новые специальности. “Мы открыли “регионоведение” по тем странам, с которыми давно сотрудничаем. Сейчас начинаем подготовку переводчиков в связи с рекламной деятельностью: это будут одновременно и лингвисты и специалисты по рекламе. Открывается новая специальность “Лингвистика и новые информационные технологии”. Я считаю, что это уже специальность ХХI века”, – говорит Григорий Дмитриевич.
Географическая расположенность Иркутска и крепнущие международные связи с каждым годом требуют все больше специалистов по Японии, Китаю, Корее. В недалеком будущем в ИГЛУ, по всей видимости, появится какой-то центр, институт, ориентированный именно на Восток, на восточные языки. Сегодня в области создается Японский информационный центр, и в этом очень активно участвуют ректор ИГЛУ и его сподвижники.
В Приангарье не ослабевает интерес к специалистам, которые могут научить английскому языку. Знание языка – еще не профессия, а вот умение научить… Подготовку профессиональных переводчиков пока тоже осуществляет только ИГЛУ, ведь для высокоточных переводов нужны знания психологии, истории, географии, межкультурных коммуникаций.
– У меня была своя стратегия, подобно тому, как в любой предвыборной кампании у кандидата есть программа, – вспоминает ректор.- Это программа “к изменениям без потрясений”. Новые специальности, которые я назвал, – это начало реализации моей программы. Более того, мы готовим документы по тем специальностям, которые откроем не завтра, а через год-два, а также по новым структурам института.
Учиться ректорам, безусловно, необходимо – всякий нормальный человек учится всю жизнь. Работа ректора требует экономических, управленческих знаний. Но, скажу честно, возможностей учиться не так много.
Министерство образования организовывает трехнедельные курсы повышения квалификации прежде всего для ректоров, которые только начинают работать. Я на таких уже побывал. Думаю, что главное обучение – это прежде всего анализ опыта передовых вузов, общение с более опытными ректорами. На курсах в Санкт-Петербурге было 15 ректоров, и мы все пришли к единому мнению: пожалуй, самым ценным и полезным в этой встрече было то, что нам позволили три недели много и эффективно общаться друг с другом. Все разговоры были, естественно, о работе: “А как у вас?”
Мы много общаемся и на совете ректоров Иркутска. Недавно у меня была прекрасная возможность познакомиться с работой трех вузов Красноярска.
На вопрос о том, бывают ли ректоры инертными и как таких переучить, Григорий Дмитриевич удивленно поднял брови:
– Я ни одного инертного ректора не видел… И не могу представить себе такого! Сама процедура избрания на эту должность исключает любое появление инертного человека, а жизнь заставляет решать массу вопросов, которые в принципе нельзя ни на кого переложить. Определенный блок вопросов в любом случае надо решать самому ректору, и только ему!
Одна из сложнейших задач, которая требует профессионального управленческого подхода ректората, – это ликвидация кадрового “голода” на школьных учителей иностранных языков. Традиционные увещевания и уговоры на выпускников не действовали, а потому Григорий Воскобойник видит другие пути решения этой проблемы:
– Несмотря на название “лингвистический”, наш вуз остается в первую очередь педагогическим университетом. Более 70 процентов наших выпускников – это преподаватели и учителя. Совместно с Главным управлением общего и профессионального образования мы создали кадровое агентство “Учитель”. В прошлом году много студентов приняли по целевому набору, эти люди потом обязательно вернутся в школу. Начинаем сотрудничать с ссузами. Выпускник педколледжа может поступить в ИГЛУ сразу на вторую ступень заочного обучения, но при одном только условии, чтобы он в это время работал в школе учителем! Наш вуз будет делать все возможное, чтобы решить проблему нехватки школьных учителей иностранных языков.

Элеонора КЕЗ
Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте